Схема выбора трендовых моделей прогнозирования
№ п/п | Степень удовлетворения спроса и основные тенденции его развития | Гипотеза развития рынков | Модель прогнозирования, графическое изображение |
При должном и своевременном обновлении ассортимента изделия тенденция роста сохраняется | Прямая | ||
Рынок насыщен, уровень обеспеченности близок к рациональному нормативу, тенденция замедления роста спроса сохраняются | Логарифмическая функция | ||
Товар вытесняется с рынка другими товарами или покупается определенным контингентом населения, численность которого уменьшается | Гипербола | ||
Рынок долек от насыщения, высокие темпы роста сохраняются | Показательная функция | ||
Рынок далек от насыщения, товар относится к категориям дефицитных, производство и продажа растут высокими темпами, в обозримом периоде тенденция сохранится | Парабола второго порядка |
1) коммуникации с целью сбора маркетинговой информации;
2) подготовка отчета.
Задание 4.8. Рассчитайте экономическую прибыль предпринимателя, который, вложив в производство 100 тыс. денежных единиц собственных сбережений, ежегодно получает от реализации продукции 120 тыс. денежных единиц. При этом ежегодные бухгалтерские издержки составляют 80 тыс. денежных единиц, а норма ссудного банковского процента по вкладам равна 10% ежегодно.
Задание 4.9 Рассчитайте, выгодно ли безработному, пособие которого может составлять 20 тыс. денежных единиц в год, открывать собственный бизнес, если государство предоставит беспроцентный кредит 100 тыс. денежных единиц на 5 лет. Выручка от планируемой продукции может быть 150 тыс. денежных единиц в год. Ежегодные бухгалтерские издержки - 100 тыс. единиц, налог - 20% прибыли, кредит погашается из прибыли.
Задание 4.10 Предприниматель Иванов открывает собственную прачечную. За аренду помещения он платит 32 тыс. руб. в год; за аренду оборудования - 64 тыс. руб. в год. Для того чтобы получить лицензию и открыть прачечную, предпринимателю пришлось израсходовать 50 тыс. руб. собственных сбережений, сняв их со счета в Сберегательном банке, где на сумму вклада начислялось 10% годовых. Расходы на сырье и материалы составляют приблизительно 10 тыс. руб. в год.
Годовая выручка предпринимателя - 160 тыс. руб. Если бы Иванов работал по найму, он получал бы 24 тыс. руб. в год. Определите сумму бухгалтерской и экономической прибыли Иванова.
Задание 4.11 Фирма продает товар на рынке несовершенной конкуренции. Ставка заработной платы равна 54 руб. в день. В таблице показана зависимость между объемом использованного труда (тыс. человек в день), выпуском (штук в день), а также ценой (руб.), по которой фирма может продать произведенный выпуск.
Сколько человек в день будет использовать фирма, максимизирующая прибыль?
Объем использования труда, тыс. чел. в день | ||||||
Выпуск, штук в день | ||||||
Цена, руб. |
Задание 4.12 Заполните нижеприведенную таблицу и на основе этого определите среднегодовую численность сбытового подразделения предприятия ЗАО «Торт – мороженое – «Приятного аппетита», если известно, что торговый представитель работает 265 дней в году, среднее время посещения одного клиента составляет 50 минут. За одно посещение в среднем можно документально проконтролировать и дополнительно завезти 200 штук тортов.
Категория клиентов | Объем заказов в месяц, штук тортов | Количество клиентов | Требуется времени на одно посещение данной категории клиента в месяц, мин | Требуется времени в целом на все посещения данной категории клиента в год, мин |
Розничные киоски (фирменные) | ||||
Оптовые киоски (фирменные) | ||||
Универсамы | ||||
Крытые коммерческие киоски |
Задание 4.13 Каналы сбыта продукции предприятия характеризуются данными, приведенными в таблице. Оцените эффективность каждого канала сбыта предприятия.
Каналы сбыта | Доход от продажи, млн. у.е. | Коммерческие издержки, млн. у.е. | Издержки производства, млн. у.е. | Общие издержки к доходу, % |
1. Продажа через фирменный магазин | 12,8 | 1,81 | 8,0 | |
2. Продажа через торговых агентов | 2,9 | 0,4 | 1,8 | |
3. Продажа через посредников | 10,3 | 1,6 | 7,3 | |
4. Продажа оптовому торговому предприятию | 44,1 | 0,4 | 42,2 | |
Продажа розничному торговому предприятию | 12,4 | 0,81 | 9,8 | |
Итого: |
Задание 4.13 Фирма, поставляющая товары массового спроса, действует в регионе, где находится 20 универмагов и 160 специализированных магазинов. Ее представители (рекламные агенты) посещают каждый универмаг 2 раза в месяц и каждый специализированный магазин 1 раз в месяц. Один визит в универмаг отнимает 2 ч, а один визит в специализированный магазин - 1ч 30 мин.
Рассчитайте, сколько представителей (агентов по рекламе) необходимо фирме в этом регионе, если рабочий день - 8 часов, а рабочая неделя - 5 дней.
Задание 4.14 Владелец мастерской по производству сувениров нанимает помощника и платит ему 120 тыс. руб. в год, уплачивает 50 тыс. руб. годовой аренды за помещение и 20 тыс. руб. за сырьё в год. На содержание производственного оборудования он тратит 400 тыс. руб. собственных средств, которые при ином использовании могли приносить 40 тыс. руб. годового дохода. Конкурент предлагал ему место мастера с оплатой 150 тыс. руб. в год. Свои предпринимательские способности владелец мастерской оценивает в 30 тыс. руб. в год. Годовая выручка от продажи сувениров составляет 720 тыс. руб. в год. Определите явные и неявные издержки, бухгалтерскую и экономическую прибыль (в тыс. руб.).
Задание 4. 15 Рассчитайте издержки средние постоянные (AFC), средние переменные (AVC), средние общие (АТС) и величину прибыли (П) фирмы на основе следующих данных за год:
- расходы на сырьё и материалы - 150 тыс. руб;
- расходы на освещение помещений - 10 тыс. руб.;
- транспортные расходы - 20 тыс. руб.;
- расходы на оплату управленческого персонала - 70 тыс. руб.;
- расходы на оплату труда производственных рабочих - 200 тыс. руб.;
- стоимость оборудования - 3 млн. руб., а срок его службы 10 лет;
- аренда помещений - 10 тыс. руб.;
- объем выпуска продукции - 100 тыс. штук;
- цена единицы продукции - 10 руб.
Задание 4.16 Консервный завод выпускает рыбные консервы "Утро". Структура затрат на производство следующая:
- аренда здания - 120 тыс. руб. в месяц;
- амортизация оборудования - 20 тыс. руб. в месяц;
- на одну консервную банку тратится жести на 15 руб.;
- этикетка стоит 5 руб.;
- фонд зарплаты директора завода, бухгалтерии и отдела кадров, включая отчислениями на социальное страхование,- 100 тыс. руб. в месяц;
- затраты на содержание здания заводоуправления - 30 тыс. руб. в месяц;
- затраты на оплату труда рабочих с отчислениями на социальное страхование составляют на производство первой тысячи банок консервов 2 тыс. руб. и при выпуске каждой последующей тысячи банок консервов соответственно возрастают:
- при производстве второй тысячи - на 6 тыс.руб.;
- при производстве третьей тысячи - на 4 тыс.руб.;
- при производстве четвёртой тысячи - на 2 тыс.руб.;
- при производстве пятой тысячи - на 6 тыс.руб.;
- при производстве шестой тысячи - на 10 тыс.руб.;
- при производстве седьмой тысячи - на 14 тыс.руб.;
- при производстве восьмой тысячи - на 34 тыс.руб.;
- при производстве девятой тысячи - на 54 тыс.руб.;
- при производстве десятой тысячи - на 74 тыс.руб.;
- при производстве одиннадцатой тысячи - на 94 тыс.руб.;
- при производстве двенадцатой тысячи - на 150 тыс.руб.
Цена одного килограмма рыбы составляет 160 руб. Допустим, что ёмкость консервной банки 250 грамм, производство безотходное, а завод работает на рынке чистой конкуренции.
Опираясь на правила максимизации прибыли, нулевой прибыли и закрытия фирмы (прекращения производства), оформите решение в форме таблицы и сделайте следующие выводы:
1) сколько тысяч банок консервов должен произвести и продать завод, чтобы при цене 150 руб. за банку получить максимальную прибыль?
2) при каком уровне цены и объёме производства и продаж прибыль завода будет равна нулю?
3) при каком уровне цены завод вынужден будет прекратить производство? Есть ли у завода варианты продолжения производства при минимальной цене и если есть, то каким может быть объём производства?