Тема 9 Прогнозирование потребительского рынка
Потребительский рынок обслуживает сферу личного потребления населения. Состав и структуру потребительского рынка можно классифицировать по региональному признаку, назначению, каналам реализации товаров. Важнейшими элементами рынка являются спрос, предложение, цена.
Спрос – платежеспособная потребность, которую предъявляют покупатели на рынке для реализации своих интересов. Объем спроса определяется суммой денежных средств, которую население обменивает на товары. Он определяется величиной покупательных фондов населения. Структура спроса характеризует соотношение отдельных товарных групп в розничном товарообороте. Спрос формируется под влиянием множества факторов, которые можно объединить в следующие группы: социальные, экономические, демографические, природно-климатические, политические, НТП и др. Выделяют реализованный, неудовлетворенный, формирующийся и ажиотажный спрос. В целях изучения, прогнозирования спроса выделяют макроспрос (спрос на продовольственные и непродовольственные товары, на укрупненные группы товаров) и микроспрос (спрос на отдельные виды товаров).
Предложение – количество товара, находящегося на рынке, или которое может быть доставлено на него. К факторам совокупного предложения следует отнести наличие внутренних ресурсов, издержки производства, налоги, уровень технологии, уровень цен, импорта и др.
Эластичность спроса характеризует степень реакции покупаемого количества товаров на колебание его рыночной цены, доходов населения. Эластичность предложения характеризует относительное изменение объема производства и предложения товаров в связи с движением цены на рынке.
Ёмкость рынка – возможный объем реализации товаров в течение определенного отрезка времени. Она определяется с одной стороны, платежеспособным спросом, а с другой – товарным предложением (объемом национального производства данного товара в стране, объемами импорта, изменением остатков товарных запасов на складах предприятий-изготовителей и запасов товаров у продавцов).
С целью принятия решений по управлению рынком необходимо изучать конъюнктуру рынка– это совокупность конкретных экономических, социальных, политических, организационных и других условий, определяющих на данный момент соотношение спроса и предложения.
Спрос прогнозируется на всех уровнях управления экономикой на долго-, средне- и краткосрочные периоды времени. Разрабатываются также оперативные прогнозы спроса (на хлеб и хлебобулочные изделия, мясопродукты и др.). На практике для изучения спроса используются наблюдения, опросы покупателей (анкетирование, интервьюирование), ярмарки, выставки, реклама, тестирование, книги предложений.
При прогнозировании спроса на конкретные товары народного потребления широкое применение получили методы экстраполяции, экспертные оценки, нормативный метод, факторные модели.
На макроуровне для прогнозирования спроса применяют нормативный метод. При определении спроса на длительную перспективу целесообразно использовать рекомендуемые (рациональные) нормы потребления. Краткосрочные прогнозы спроса следует строить с учетом корректировки фактического потребления продукта на душу населения на коэффициент,
характеризующий соотношение темпов роста денежных доходов населения и потребительских цен в прогнозном периоде (при эластичном спросе).
При применении многофакторных моделей среди важнейших факторов следует учитывать изменение денежных доходов населения и потребительских цен. При стабильном уровне цен можно использовать однофакторные модели.
Спрос на товары народного потребления можно определить с помощью коэффициента эластичности:
,
где Y – уровень спроса за период, ΔY – прирост спроса за период, X – значение фактора, ΔX – изменение фактора за период.
Для прогнозирования спроса на товары можно использовать модель поведения потребителей, которая базируется по группам потребителей. Модель имеет вид:
где Yj – спрос на j-й товар; Pj – цена на j-й товар; D – доход потребителей; Qmin, Qmax – нижний и верхний пределы спроса j-го товара.
Покупательные фонды характеризуют совокупный спрос населения на товары народного потребления. Они представляют собой сумму денежных доходов населения, которая расходуется на покупку товаров. Определение покупательного фонда осуществляется по схеме:
|
Наряду с покупательными фондами необходимо определять спрос на отдельные виды, группы товаров, сопоставлять с ресурсами этих товаров и формировать структуру товарооборота. Формирование структуры товарооборота осуществляется по этапам. На первом этапе определяется структура товарооборота на основе прогнозов спроса. На втором этапе необходимо осуществлять прогноз структуры товарного предложения. На заключительном этапе с целью определения степени соответствия спроса и предложения и формирования окончательной структуры товарооборота должны разрабатываться балансы спроса и предложении.
Контрольные вопросы
1. Что собой представляет потребительский рынок?
2. Каковы состав и структура потребительского рынка?
3. Перечислите важнейшие элементы потребительского рынка и охарактеризуйте их.
4. Какие факторы оказывают существенное влияние на спрос?
5. Под влиянием каких факторов формируется товарное предложение?
6. Что характеризует эластичность спроса и предложения?
7. Раскройте понятие емкость рынка.
8. Что понимается под конъюнктурой рынка?
9. Выберите правильный ответ. Какие методы применяются при прогнозировании спроса на конкретные товары: а) методы экстраполяции; б) экспертные оценки; в) факторные модели; г) нормативный метод; д) все ответы верны.
10. Выберите правильный ответ. Что характеризуют покупательные фонды: а) денежные доходы населения, б) возможный объем товарных ресурсов, в) совокупный спрос населения на товары народного потребления, г) необходимый объем товарооборота, д) все ответы верны.
11. Как формируется структура товарооборота?
Задачи
1. Рассчитайте спрос на мясо и мясопродукты в краткосрочном и долгосрочном периодах. Рекомендуемая норма потребления мяса и мясопродуктов на одного человека в год – 82 кг. В базисном периоде фактическое потребление мяса и мясопродуктов на одного человека составило 75 кг, численность населения – 9,8 млн. чел. В прогнозном периоде (следующий год), денежные доходы населения возрастут на 35 %, индекс потребительских цен составит 115 %. В долгосрочной перспективе численность населения уменьшится на 7 %.
2. В базисном периоде потребление сыра на одного человека в год составило 52 кг, цена 1 кг сыра – 9 800 руб. Эластичность спроса (потребления) по цене равна (– 0,6). В прогнозном периоде предусматривается рост цены до 12 500 руб. Определите спрос на сыр и его изменение в прогнозном периоде.
3. * Определите прогноз спроса на картофель. Коэффициент эластичности равен 1,08. Число покупателей в городе может равняться 7 млн. чел. Сложившийся уровень продажи картофеля составляет 172 кг на человека в год. Намечается снижение потребления товара на 6,5 %.
4. Определите объем и структуру товарооборота в прогнозном периоде. В базисном периоде продано продовольственных товаров на 5 трлн. руб., непродовольственных товаров – на 5,8 трлн. руб. В прогнозном периоде предполагается увеличение реализации в сопоставимых ценах по этим товарным группам соответственно на 9 % и 14 %. Индекс потребительских цен составит 124 %.
5. * Рассчитайте ёмкость национального рынка республики на основе данных таблицы 9.1.
Таблица 9.1
Показатели | Значение показателя, трлн. руб. |
Производства товара в стране | 9,6 |
Уменьшение остатков товаров на складах предприятий-производителей | 0,8 |
Увеличение запасов товаров в оптовой и розничной торговле | 0,6 |
Экспорт товара | 4,2 |
Импорт товара | 2,3 |
6. *Денежные доходы населения равны 11,2 трлн. руб., оплата услуг – 1,4 трлн. руб., обязательные платежи – 1,4 трлн. руб., сбережения, покупка ценных бумаг, валюты и другие расходы – 0,9 трлн. руб., расходы на покупку товаров – 7,5 трлн. руб. Как изменится покупательный фонд, если денежные доходы населения увеличатся на 35 %, нетоварные расходы возрастут на 18 %, расходы на покупку ценных бумаг, валюты, сбережения уменьшатся на 7 %. Каким образом можно устранить негативные последствия этих изменений?
7. На основе данных таблицы 9.2 разработайте прогнозный баланс спроса и предложения на молокопродукты и меры по обеспечению их сбалансированности.
Таблица 9.2
Показатели | Базисный период | Прогнозный период |
Спрос внутреннего рынка, млн. т | 4,5 | |
Экспорт, млн. т | 0,9 | |
Отечественное производство, млн. т | 5,8 | |
Импорт, млн. т | 0,2 | |
Темпы роста спроса внутреннего рынка, | 110 % | |
Темпы роста спроса внешнего рынка | 112 % | |
Темпы роста отечественного производства | 104 % | |
Темпы роста импорта | 103 % |
Темы рефератов
1. Анализ рынка продовольственных товаров Республики Беларусь.
2. Анализ рынка непродовольственных товаров Республики Беларусь.
3. Динамика изменения структуры покупательного фонда населения Республики Беларусь.
Методические указания
Для решения задачи 1 следует определить расчетную норму потребления мяса и мясопродуктов в краткосрочном периоде на основе фактического потребления в базисном периоде, скорректированного на коэффициент, характеризующий соотношение темпов роста денежных доходов населения и потребительских цен в прогнозном периоде. Прогноз спроса на продовольственные товары в долгосрочном периоде следует осуществлять исходя из рекомендуемой нормы потребления.
Решение задач 2 и 3 основывается на формуле коэффициента эластичности спроса.
При решении задачи 4 вначале рассчитывается объем реализации продовольственных и непродовольственных товаров с учетом темпов роста по товарным группам и потребительских цен, а затем определяется удельный вес продовольственных и непродовольственных товаров.
Решение задачи 5 необходимо осуществлять по формуле расчета ёмкости рынка.
При принятии решений в ситуациях задачи 6 следует исходить из необходимости увязки денежных доходов населения с покупательными фондами, необходимым объемом товарооборота и воздействием торговых организаций и государства на отечественных производителей.
Для решения задачи 7 необходимо знать содержание спроса и предложения, а также проработать меры, способствующие обеспечению сбалансированности спроса и предложения.