Тема 2 Методология и методы прогнозирования

Экономики

Учебно-методическое пособие для студентов специализации

1-25 01 07 02 «экономическая информатика»

Минск 2007

УДК

ББК

П 37

Составитель: Ходас А.К., к.э.н., доцент кафедры моделирования и прогнозирования экономки АПК УО БГАТУ

Рекомендована научно-методическим советом УО БГАТУ факультета предпринимательства и управления. Протокол № 4 от 25.01.2007 г.

Ходас А.К. Прогнозирование и планирование экономики: Учебно-методическое пособие. – Минск: Белорусский государственный аграрный технический университет, 2007. - 116 с.

Изложены основные понятия, тезисы и методики по темам курса «Прогнозирование и планирование экономики». Представлены вопросы и тесты для проверки и самопроверки знаний, приводятся задачи и темы рефератов для проведения семинарских занятий с методическими указаниями. Для студентов очной и заочной форм обучения экономических специальностей.

Рецензент:

© Белорусский государственный аграрный технический университет, 2007

ВЕДЕНИЕ

На протяжении многих десятилетий практически во всех странах мира на экономических факультетах вузов наука о прогнозировании и планировании входит в систему высшего экономического образования. Этот курс должен изучаться во взаимосвязи с гуманитарными, социально-экономическими, общепрофессиональными и специальными дисциплинами. В этой дисциплине при изучении методов разработки научных гипотез, прогнозов, концепций, программ и планов вся совокупность знаний студентов получает систематизацию и целостность, что является основой для подготовки их к профессиональной деятельности.

Целью изучения дисциплины «Планирование и прогнозирование экономики» является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков в области методологии и организации научных прогнозов, планов экономического и социального развития различных сфер народного хозяйства страны.

В результате изучения дисциплины студент должен приобрести теоретические знания об основных вопросах методологии и организации разработки прогнозов и планов, практические навыки использования современных методов прогнозирования при расчете и оценке ряда макроэкономических показателей на перспективу, навыки самостоятельной работы.

Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с типовой учебной программой курса «Прогнозирование и планирование в экономике» для специальности «Экономика и организация производства» (ТД - Е. 005 / тип 03.01.05).

Использование учебно-методического пособия при проведении семинарских занятий поможет студентам закрепить полученные на лекциях теоретические знания, посредством ответов на контрольные вопросы и тесты, решения задач и проблемных ситуаций, обсуждения рефератов. Отдельные задания (отмеченные *) по указанию преподавателя студенты могут выполнять вне учебной аудитории в рамках управляемой самостоятельной работы.

Тема 1 Сущность и особенности прогнозирования и планирования

Прогнозирование представляет собой процесс разработки прогнозов. Под прогнозом понимается система научно основанных суждений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития и о сроках их осуществления. Прогноз носит вероятностный, многовариантный и альтернативный характер.

Планирование – это процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путем разработки планов. План представляет собой документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нем отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники обеспечения, порядок и сроки их реализации. Прогноз и план взаимно дополняют друг друга.

Экономической наукой и практикой разработаны различные формы планирования. Наибольшее распространение получили директивное, индикативное, стратегическое, тактическое планирование.

Директивное планирование (обязательное, жесткое, подлежащее исполнению) предполагает доведение плановых заданий, обязательных к выполнению, от центра до всех звеньев экономики. Планы разрабатываются исходя из общегосударственных интересов, утверждаются и принимают силу закона. Директивное планирование используется в государствах с рыночной экономикой в чрезвычайных ситуациях: для осуществления структурной перестройки экономики, в случае войны, а также стихийных крупномасштабных бедствий.

Индикативное планирование предполагает сочетание интересов государства и предпринимателей, носит рекомендательный характер, однако в руках государства остается система прямых и косвенных регуляторов в виде льгот, лицензий, квот, субсидий, дотаций. Предусматривает регулирование экономики на основе выбора индикаторов в виде макроэкономических показателей (ВВП, розничный товарооборот, уровень занятости населения, реальная заработная плата и др.). Составным элементом индикативного планирования является консенсусный механизм, включающий процедуру согласования выбранных приоритетов экономического развития с финансовыми и промышленными группами, профсоюзами, союзами предпринимателей и другими представителями общественных интересов.

Стратегическое планирование – процесс определения долгосрочных целей, обоснование приоритетов и формирование механизма по их реализации. Основной его целью является обеспечение достаточного потенциала для дальнейшего успешного развития страны. Оно предполагает учет факторов внешней среды: технологических, экономических, конкурентных, социальных, международных, рыночных, политических. Основным рабочим инструментом по реализации целей, поставленных в стратегических планах, является директивное, индикативное и тактическое планирование.

Тактическое планирование – вид планирования текущей деятельности на один-два года, в котором определяются задания по основным функциональным направлениям производственной программы, материально-технического обеспечения производства, оплаты труда и персонала, объема продаж, издержек, финансов, социального планирования. Тактический план – это система количественных показателей всей производственной, хозяйственной и социальной деятельности предприятия, направленная на выполнение заданий стратегического плана при наиболее рациональном использовании ресурсов.

В зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчетов принято различать долгосрочное (от 5 лет и выше), среднесрочное (от 1 до 5 лет) и краткосрочное (до 1 года) планирование.

Объектом прогнозирования и планирования АПК является экономическая и социальная деятельность хозяйствующих субъектов АПК в системе национальной экономики в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Особенности прогнозирования и планирования целесообразно рассматривать в странах – представителях трех сложившихся в мире систем планирования и регулирования: северо-американской (США, Канада), азиатской (Япония, Южная Корея) и европейской (Франция, Великобритания, Бельгия, ФРГ, Дания и др.).

В США прогнозирование сформировалось и функционирует как отрасль коммерческой деятельности, основанная на последних достижениях экономической теории, математических методов и электронно-вычислительной техники. Прогнозируется экономика на мировом уровне, развитие отдельных стран и групп стран, экономика США в целом, её отрасли и регионы, штаты, округа, городские районы, отдельные фирмы, торговые рынки. Среди методов прогнозирования широкое распространение получили экспертные оценки, модель «затраты – выпуск», эконометрические модели, модели динамических рядов, метод экономических индикаторов. Для экономики США характерно стратегическое планирование.

Особое внимание при прогнозировании развития сельского хозяйства США уделяется спросу, производству и ценам. При прогнозировании технико-экономических показателей в отраслях растениеводства и животноводства сначала определяется платежеспособный спрос на эту продукцию в целом по стране и на душу населения, а затем – на основе дескриптивных методов прогнозирования урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животный рассчитывается прогнозный выход валовой продукции в сельском хозяйстве. В США государством финансируется прогнозирование развития сельского хозяйства различных стран мира, что объясняется ежегодным увеличением экспорта сельскохозяйственной продукции.

В Японии общегосударственное прогнозирование и планирование используется как инструмент правительственного регулирования рыночной экономики, основанный на системе социально-экономических прогнозов и научно-технологических программ. С 1956 года разрабатываются пятилетние планы-программы, которые носят индикативный характер. Они дают, во-первых, представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики, во-вторых, показывают проблемы, с которыми могут столкнуться правительство и деловые круги внутри и за пределами страны, в-третьих, обосновывают рекомендации по решению этих проблем. Планы-программы представляют собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизующих звенья экономики на достижение общенациональных целей.

Многие исследователи утверждают, что сельское хозяйство Японии буквально укутано сетью планов, однако эти планы не противоречат рынку. Временной горизонт планирования обычно равен пяти годам, горизонт прогнозирования – пятнадцати годам. Особое внимание уделяется квалификации плановиков.

Французская система планирования прошла три крупных этапа: в 1945–1960 годы – директивное планирование, в 1960-х гг. был осуществлен переход к индикативному планированию, в начале 1990-х гг. стало разрабатываться стратегическое планирование. Среди важнейших средств достижения намеченных целей во Франции следует выделить поощрение развития конкуренции через создания малых предприятий, систему государственных рынков, государственное управление ценами на товары и услуги, имеющие социальное значение.

Во всех странах Западной Европы прогнозирование сельского хозяйства становится составной частью общегосударственных и межгосударственных программ. В прогнозах развития сельского хозяйства эти страны стремятся иметь в перспективе самообеспечение свининой, мясом птицы и другими продуктами. Основой прогнозирования в этой области являются прогнозные продовольственные балансы. В прогнозировании развития сельскохозяйственного производства в этих странах участвуют министерства сельского хозяйства и научно-исследовательские учреждения. Во Франции – Национальный институт сельскохозяйственных исследований и национальный институт статистики и экономических исследований. В этой стране используются экстраполяция сложившихся тенденций, графические методы и моделирование будущего развития сельского хозяйства.

В странах с моделью переходной экономки (Россия, Китай, Беларусь и др.) большое внимание уделяется разработке многовариантных прогнозов, развитию индикативного планирования и выработке стратегий. Внедряются методики МВФ по прогнозированию макроэкономических показателей, развивается бизнес-планирование.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается сущность прогнозирования?

2. Выберите правильный ответ. Какой характер носят прогнозы: а) вероятностный; б) многовариантный; в) альтернативный; г) однозначный; д) все ответы верны.

3. Чем отличается план от прогноза?

4. Каковы основные формы планирования и их сущность?

5. Выберите правильный ответ. Директивное планирование применяется в: а) условиях командно-административной экономики; б) экстремальных условиях; в) рыночных условиях; г) развитых зарубежных странах в отдельных секторах экономики; д) все ответы верны.

6. Выберите правильный ответ. Индикативное планирование применяется в сочетании с: а) директивным планированием; б) стратегическим планированием; в) директивным и индикативным планированием; г) независимо от других форм планирования; д) все ответы верны.

7. Выберите правильный ответ. На какой период разрабатываются долгосрочные планы: а) на 2–3 года; б) до 1 года; в) на период от 5 до 25 лет; г) все ответы верны.

8. Выберите правильный ответ. На какой период обычно разрабатываются краткосрочные планы: а) до 3 лет; б) до 1 года; в) свыше 5 лет; г) все ответы верны.

9. Выберите правильный ответ. Стратегическое планирование применяется в сочетании с: а) директивным планированием; б) индикативным планированием; в) как самостоятельная форма планирования; г) все ответы верны.

10. Охарактеризуйте тактическое планирование.

11. Какие формы планирования целесообразно применять в условиях становления рыночных отношений?

12. Страна ведет военные действия. Какую форму планирования должно избрать её правительство?

13. Что является объектом прогнозирования в АПК?

14. Каковы особенности прогнозирования и планирования в США?

15. Каковы объекты прогнозирования в США?

16. Выберите правильный ответ. Какие методы прогнозирования получили широкое распространение в США: а) модель «затраты – выпуск»; б) эконометрические модели; в) экспертные оценки; г) модели динамических рядов; д) метод экономических индикаторов; е) все ответы верны.

17. Каковы особенности прогнозирования сельского хозяйства в США?

18. Какие планы разрабатываются в Японии? Что в них отражается и какой они носят характер?

19. Выберите правильный ответ. В Японии разрабатываются планы-программы: а) на один год; б) на пять лет; в) на семь лет; г) на десять лет; д) все ответы верны.

20. Назовите основные особенности прогнозирования сельского хозяйства в Японии?

21. Каковы особенности планирования во Франции?

22. Выберите правильный ответ. Чему уделяется большое внимание при планировании во Франции: а) контролю за экспортом; б) развитию конкуренции; в) совершенствованию налоговой системы; г) все ответы верны.

23. Какие особенности и методы прогнозирования развития АПК используются в странах Западной Европы?

24. В чем заключается специфика прогнозирования и планирования в странах с моделью переходной экономики?

Темы рефератов

1. Исторические аспекты развития прогнозирования и планирования в СССР (план РОЭЛРО и методы, используемые при его разработке; «балансовая таблица» национальной экономики (модель «затраты - выпуск» В. Леонтьева); прогнозы конъюнктуры рынка (Н.Д. Кондратьев); прогнозы численности народонаселения СССР (С.Г. Струмилин); российские основоположники оптимального планирования).

2. Опыт и особенности прогнозирования и планирования в зарубежных странах (США, Канада, Франция, Швеция, Южная Корея, Япония, Китай, Россия, Украина и др.).

3. Основные задачи и функции прогнозирования в условиях реформирования экономики.

Методические указания

При обсуждении форм планирования необходимо выяснить сущность, преимущества и недостатки различных форм планирования, а также обосновать целесообразность их применения в конкретных условиях.

При рассмотрении опыта прогнозирования и планирования в различных странах мира обсуждаются подходы, используемые странами, дается сравнительная характеристика, выясняются особенности, преимущества и проблемы, определяются возможности использования зарубежного опыта в нашей стране.

При подготовке рефератов и докладов рекомендуется использовать не только учебные пособия, но и монографии, и периодические издания за последние годы (журналы «Вопросы экономики», «Белорусский экономический журнал», «Агроэкономика», «Белорусское сельское хозяйство», «Мировая экономика и международные отношения» и др.).

Задачи

1. Проанализируйте направления, обеспечивающие улучшение уровня жизни населения в Республике Беларусь. Постройте «дерево целей» по реализации одного из отмеченных направлений. Количество уровней «дерева» должно быть не менее трех. Назначьте каждой из подцелей коэффициент весомости.

2. * Четырем экспертам было предложено проранжировать девять факторов по степени их влияния на уровень экономического роста страны. Набор этих факторов включает:

X1 – уровень налоговой нагрузки;

X2 – производственный потенциал страны;

X3 – внешнее окружение страны;

X4 – географическое положение;

X5 – научно-технический прогресс в стране;

X6 – политическая ситуация в стране;

X7 – инвестиционный климат в стране;

X8 – сбалансированность отраслевого и регионального развития;

X9 – достигнутый уровень жизни населения.

В строке студент таблицы 2.1 проранжируйте факторы сами так, чтобы они отражали ваше мнение по данному вопросу.

Таблица 2.1

Эксперты Факторы
X1 X2 X3 X4 X5 X6 X7 X8 X9
Первый
Второй
Третий
Четвертый
Студент                  

Необходимо:

§ проверить соответствует ли число рангов числу ранжируемых объектов;

§ провести переранжировку факторов и каждому фактору присвоить стандартизированный ранг;

§ рассчитать показатели равных (связных) рангов в оценках каждого эксперта;

§ рассчитать коэффициент конкордации (общий коэффициент ранговой корреляции);

§ проверить значимость коэффициента конкордации по критерию

c2–Пирсона. c2 табличному соответствуют n-1 степени свободы и доверительная вероятность (уровень значимости) 0,05 (приложение А);

§ по критерию c2–Пирсона проанализировать, отвергается ли гипотеза о случайности в совпадении мнений экспертов;

§ проанализировать, какие факторы по мнению экспертов в наибольшей степени влияет на производительность труда.

3. *Выпуск цемента за период с 1996 года по 2005 года характеризуется динамическим рядом, представленным в виде таблицы 2.2:

Таблица 2.2

Год
Производство цемента, тыс. т                  

Используя линейную экстраполяцию, спрогнозируйте выпуск цемента на двухлетнюю перспективу.

4. Определите потребность топливоемких отраслей в условном топливе и в натуральном выражении на основе данных, представленных в таблицах 2.3 и 2.4, используя нормативный метод.

Таблица 2.3

Исходные данные для определения потребности топливоемких отраслей экономики в условном топливе

  Отрасли Единица измерения Объем производства продукции Норма расхода условного топлива на единицу продукции, кг
Электроэнергетика млн. кВт. ч. 0,4
Цементная промышленность   тыс. т    

Таблица 2.4

Структура потребления отдельных видов топлива и коэффициенты перевода условного топлива в натуральный вид

Наименование топливных ресурсов Структура потребления, % Коэффициенты перевода условного топлива в натуральное
Уголь 1,2
Нефтепродукты 0,7
Газ 0,9
Торф 2,8
Дрова 3,5

5. Разработайте прогнозный сводный баланс топлива и определите объемы производства и импорта отдельных видов топливно-энергетических ресурсов по схеме, представленной в таблице 2.5. Исходные данные для разработки баланса. Запасы на конец года должны составить 7 364 тыс. т условного топлива, в том числе в натуральном выражении: угля – 1 764 тыс. т, нефтепродуктов – 1 546 тыс. т, газа – 1 657 млн. м3, торфа – 4 124 тыс. т, дров – 1 288 тыс. м3. текущие потребности в условном топливе экономики страны составят 34 482 тыс. т.у.т (промышленности – 22 982 тыс. т.у.т, транспорта – 5 200 тыс. т.у.т, строительства – 1 000 тыс. т.у.т, сельского хозяйства – 4 500 тыс. т.у.т, торговли – 200 тыс. т.у.т, прочие отрасли – 600 тыс. т.у.т). Для перевода условного топлива в натуральный вид следует использовать структуру потребления отдельных видов топлива и коэффициенты перевода условного топлива в натуральный вид, представленные в таблице 2.4 (задача 4).

Таблица 2.5

Сводный баланс топлива

Статьи баланса Всего условного топлива, тыс. т.у.т По видам топлива в натуральном выражении
уголь, тыс. т нефте-продукты, тыс. т газ, млн. м3 торф, тыс. т дрова, тыс. м3
Ресурсы Остатки на начало года Производство Импорт Итого:            
Распределение Текущие потребности Экспорт Запасы на конец года Итого:            

Уголь в стране не добывается. Нефтепродуктами страна обеспечивает себя на 15 %, газом – на 3 %. Топливо из страны не вывозится. Остатки на начало года условного топлива составят 8 103 тыс. т.у.т, в том числе в натуральном выражении: угля – 1 945 тыс. т, нефтепродуктов – 1 702 тыс. т, газа – 1 823 млн. м3, торфа – 4 538 тыс. т, дров – 1 418 тыс. м3.

Темы рефератов

1. Интуитивные индивидуальные методы прогнозирования, их сущность, содержание, достоинства, недостатки, области применения.

2. Практические примеры применения коллективных экспертных методов прогнозирования.

3. Использование балансового метода при установлении народнохозяйственных и частных пропорций.

4. Использование программно-целевого метода при прогнозировании динамики развития народного хозяйства.

Методические указания

При решении задачи 1 необходимо изучить и использовать индивидуальные экспертные оценки. По одному из социально-экономических направлений развития Республики Беларусь построить «дерево целей» – подробный многоступенчатый план-прогноз достижения поставленной цели. «Дерево целей» можно представить как в графическом виде, так и в табличной форме.

Решение задачи 2 предполагает применение коллективных экспертных оценок, а также знание методов обработки информации, полученной от экспертов, и способов анализа согласованности экспертных оценок.

В задаче 3 следует использовать метод наименьших квадратов и процедуру подбора прямой регрессии. Для того чтобы найти прогноз, необходимо оценить сначала параметры линейного тронла, подставить их в исходное уравнение кривой, а затем вычислить прогноз.

Потребность в условном топливе в задаче 4 определяется исходя из норм его расхода на единицу продукции и объемов производства. Затем на основе данных таблицы 2.4 рассчитываются потребности каждого вида топлива в натуральном выражении.

При решении задачи 5 используется методика составления материальных балансов. Разработка баланса начинается с заполнения второй части таблицы 2.5 (распределение) исходной информацией и расчетами на основе данных таблицы 2.4. Затем итоговая строка второй части баланса переносятся в итоговую строку первой части. Импорт определяется как разница между данными «Итого», величинами остатков на начало года и производства. Производство по торфу и дровам – разница «Итого» и остатками на начало года.

Задачи

1. ВНП равен 22,3 трлн. руб. Платежи из-за границы резидентами страны составляют 1,1 трлн. руб. Платежи иностранным резидентам – 1,2 трлн. руб. Как и на сколько процентов изменится ВВП, если платежи из-за границы увеличатся на 7 %, платежи иностранным резидентам снизятся на 2 %, а цены ВВП увеличатся на 15 %.

2. ВВП в базисном периоде равен 17 трлн. руб. В прогнозном периоде ВВП в сопоставимых ценах составит 17,9 трлн. руб., в действующих ценах – 22,3 трлн. руб. Определите темпы роста и прироста ВВП в прогнозном периоде.

3. *В ходе экономического подъема доля людей, оставляющих в единицу времени работу, в общем числе занятых снизилась с 0,014 до 0,009, а доля безработных, находящих работу, повысилась с 0,1 до 0,114. Спрогнозируйте, на сколько возрастет национальный доход в фазе подъема, если коэффициент Оукена равен: а) 3; б) 5; в) 2.

4. В базисном периоде ВВП составит 16,3 трлн. руб. В прогнозном периоде предусматривается увеличение объема производства продукции и услуг на 5 %. Дефлятор ВВП (индекс цен) прогнозируется на уровне 128 %. Определите реальный и номинальный ВВП в прогнозном периоде.

5. *В базисном периоде затраты на оплату труда составили 6,2 трлн. руб., прибыль – 3,8 трлн. руб., амортизация – 4 трлн. руб., чистые налоги на продукты и импорт – 2,3 трлн. руб., чистый факторный доход из-за границы – 0,3 трлн. руб. Определите ВВП, ВНП, ЧНП в базисном периоде. Как изменятся указанные показатели в плановом периоде, если оплата труда увеличится на 35 %, сумма налогов – на 20 %, прибыль и амортизация – на 16 % и 12 % соответственно?

6. *На основе данных, приведенных в таблице, определите эмпирическую зависимость ВВП от объема инвестиций. Рассчитайте, на сколько процентов изменится ВВП в прогнозном периоде, если по сравнению с последним годом базисного периода величина инвестиций: а) увеличится на 5 %; б) уменьшится на 5 %.

Таблица 3.1

Показатели Годы
ВВП, трлн. руб. 0,7 1,9 9,1 16,3 22,3
Инвестиции, трлн. руб. 0,1 0,4 1,8 3,3 4,4

7. На основе данных таблицы рассчитайте реальный, номинальный ВВП и индекс цен (дефлятор) ВВП в прогнозном периоде, используя методику МВФ (метод дефляции).

Таблица 3.2

Показатели Базисный период Прогнозный период
ВВП, трлн. руб.  
Темпы роста объемов производства продукции и услуг (ВВП), %  
Структура ВВП: -конечное потребление, % -инвестиции, % -сальдо экспорта (импорта), %    
Индекс потребительских цен, %  
Индекс оптовых цен, %  
Индекс цен экспорта (импорта), %  

8. Определите ВВП и его изменение в прогнозном периоде методом конечного использования. В базисном периоде конечное потребление составило 52,4 трлн. руб., инвестиции – 11,7 трлн. руб., сальдо экспорта (импорта) – 2,2 трлн. руб. В прогнозном периоде с учетом роста цен предполагается увеличение конечного потребления на 22 %, инвестиций – на 15 %, сальдо экспорта (импорта) – на 1 %.

9. Какие темпы роста и прироста ВВП будут в конце прогнозного периода, если базовый период принять за 100 %. В прогнозном периоде темпы роста ВВП по годам будут равны: 1-й год – 102 %, 2-й год – 104 %, 3-й год – 105 %, 4-й год – 103 %.

10. *На основе исходный данных, представленных в таблице 3.3, определите ВВП в прогнозном периоде распределительным методом.

Таблица 3.3

Показатели Базисный период Прогнозный период
ВВП, трлн. руб.  
Структура ВВП: - оплата труда и другие доходы, % - прибыль, % - амортизация, %   65,8 22,4 11,8  
Темпы роста доходов, %  
Темпы роста прибыли, %  
Темпы роста амортизации, %  

11. Рассчитайте ВВП в прогнозном периоде производственным методом, определите изменение ВВП. В базисном периоде валовой выпуск продукции и услуг составил 35,2 трлн. руб., промежуточное потребление – 19 трлн. руб. В прогнозном периоде предусматривается увеличение валового выпуска на 5 % промежуточного потребления – на 4 %. Цены на сырьевые, топливно-энергетические ресурсы и готовую продукцию, услуги повысятся на 23 %.

Темы рефератов

1. Особенности экономического роста Республики Беларусь.

2. Система национальных счетов и её применение при прогнозировании.

3. Состояние и перспективы развития общественного производства в нашей стране.

4. Структура общественного производства Республики Беларусь (отраслевая, региональная и др.).

5. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 года.

Методические указания

При решении задач данной темы следует исходить из сущности ВНП и его модификаций, а также знать методы прогнозирования ВВП. Нужно помнить, что в условиях инфляции номинальный ВВП в прогнозном периоде больше реального на индекс цен (дефлятор) ВВП.

Для решения задачи 3 необходимо помнить, что естественный уровень безработицы, по мнению многих исследователей рынка труда, колеблется в пределах 6–8 %.

При выполнении задания 6 для определения форм эмпирических зависимостей и параметров функций целесообразно использовать ЭВМ с применением ППП.

Задачи

1. Необходимо определить цену изделия, представляющего модификацию ранее производимого, методом структурной аналогии. Цена старого изделия 5 000 у.е., материальные затраты в цене составляют 3 000 у.е. При изготовлении модифицированного изделия материальные затраты будут равны 3 900 у.е.

2. Отпускная цена станка, принятого за базу для сравнения с новым, составляет 117 тыс. долларов, производительность этого станка 8 деталей в минуту. Производительность нового станка на 12 % выше старого. Определить отпускную цену нового станка методом удельной цены.

3. Исходная отпускная цена изделия равна 5 000 у.е. Заключен контракт на поставку продукции в течение трех лет. Прогнозный уровень инфляции по годам: первый год – 115 %, второй год – 110 %, третий год – 105 %, четвертый год – 103 %. При этих условиях необходимо рассчитать цену на изделие по годам индексным методом.

4. Определите цену новой модели автомобиля балловым методом. Цена базовой модели 9 500 у.е. Характеристики моделей приведены в таблице 4.1.

Таблица 4.1

Показатели Базовая модель (баллы) Новая модель (баллы) Вес показателя
Грузоподъемность 0,4
Расход топлива на 100 км Пробега     0,2
Проходимость 0,3
Мощность двигателя 0,1

5. *Определить цену на грузовой автомобиль X отечественного производства на основе его качественных характеристик, приняв за основу цену аналога Z, которая составляет 94 тыс. долларов. Данные для анализа представлены в таблице 4.2.

Таблица 4.2

Показатели Коэффициент весомости показателя Значение показателя
Анализируемый товар X Товар-аналог Z
Безопасность эксплуатации, балл   0,17    
Расход топлива, л/100 км пробега   0,2    
Грузоподъемность, т 0,11
Эргономические характеристики, балл   0,12    
Пробег до первого капитального ремонта, тыс.км   0,21    
Уровень вредных выбросов, мг/км пробега   …    

Определите размер необоснованной надбавки (скидки) к цене автомобиля X, если известно, что назначенная на него фирмой цена составляет 86 тыс. дол.

6. Заключен контракт на изготовление модифицированного станка. Базовая модель станка три года назад имела цену 150 000 у. е. Новый станок имеет дополнительное загрузочное устройство, себестоимость которого 2 000 у. е. Определите цену нового станка, если ежегодны1й индекс инфляции 112 %, НДС – 20 %, плановый уровень рентабельности – 15 %.

7. *Рассчитайте отпускную цену изделия в плановом периоде индексным методом при следующих условиях: норматив плановой рентабельности – 15 %, НДС – 20 %. В базисном периоде себестоимость изделия равна 20 000 у.е. Структура себестоимости: доля материальных затрат – 65 %, заработной платы с отчислениями – 17 %, амортизации – 8 %, прочих затрат – 10 %. В плановом периоде цены на сырье, материалы и топливно-энергетические ресурсы возрастут на 15 %, заработная плата с отчислениями на 20 %, амортизация возрастет на 10 %, прочие затраты повысятся на 7 %.

Темы рефератов

1. Характерные черты политики цен в условиях директивного планирования.

2. Особенности ценообразования в Республике Беларусь.

3. Зарубежный опыт прогнозирования и государственного регулирования цен (США, Франция, Швеция, Япония, Германия, Испания, Финляндия и др.).

Методические указания

При решении задач данной темы следует исходить из сущности цены, состава затрат, включаемых в себестоимость продукции, знания методов прогнозирования цен.

Задачи 4 и 5 предполагают знание методики расчета цены балловым методом. Определяется средняя оценка одного балла базовой модели, затем, исходя из количества баллов новой модели автомобиля, определяется его цена.

При решении задачи 6 используется сочетание элементов индексного метода с определением цен на основе изделия-аналога.

Решение задачи 7 основано на расчете себестоимости изделия в плановом периоде, определении прибыли и цены в плановом периоде.

Задачи

1. Рассчитайте уровень инфляции на основе уравнения монетарной теории. В базисном периоде в обращении находилось 1 530 млрд. руб., скорость обращения денег 17 оборотов в год. В прогнозном периоде предложение денег составит 1 720 млрд. руб. и скорость их обращения снизится до 13 оборотов. Объем производства товаров возрастет на 12 %.

2. В таблице 5.1 представлены данные о количестве проданных товаров и ценах на них по периодам. Определите по группе товаров индексы потребительских цен и темп инфляции.

Таблица 5.1

  Товар Период
1-й 2-й 3-й
Количество, шт. Цена, у.е. Количество, шт. Цена, у.е. Количество, шт. Цена, у.е.

3. * Уровень инфляции в базисном периоде был равен 140 %, ВВП – 20 млрд. руб., денежные доходы населения – 14 млрд.руб., в предшествующем базисному – 11,5 млрд. руб. В прогнозном периоде темп роста денежных доходов населения составит 125 %. Определите влияние денежных доходов на уровень инфляции в прогнозном периоде при расчете его на основе дефлятора ВВП.

Темы рефератов

1. Инфляция в Республике Беларусь.

2. Социально-экономические последствия инфляции.

3. Анализ динамики индекса потребительских цен в нашей стране.

4. Управление инфляционными процессами.

Методические указания

Решение задачи 1 предполагает использование уравнения обмена монетарной теории.

При решении задачи 2 необходимо использовать формулу определения темпов инфляции на основе индексов по<

Наши рекомендации