Классическая школа экономической мысли
- принцип экономической свободы; свободная конкуренция; «невидимая рука» рынка; действие объективных экономических законов;
- экономический либерализм – невмешательство государство в экономическую жизнь;
- сфера исследования – материальное производство;
- богатство – продукты, созданные в любой сфере материального производства;
- источники увеличения богатства: главный фактор - накопление капитала;
- фактор экономического роста – производительность труда;
- трудовая теория стоимости;
- обмен должен быть эквивалентным;
- теория доходов – четыре вида доходов;
- «догма Смита»;
- «парадокс Смита»;
- модель «экономический человек»;
- общественное развитие и рост благосостояния;
- капитал – часть запаса, от которой ожидается получение дохода;
- капитал: основной и оборотный, постоянный и переменный;
- труд: производительный и непроизводительный;
- продукт – необходимый и прибавочный;
- главный рыночный фактор – предложение;
- закон денежного обращения;
- абсолютное и относительное преимущества во внешней торговле;
- в экономике невозможны кризисы перепроизводства и сбыта;
- экономика всегда функционирует в ситуации полной занятости;
- цель предпринимательской деятельности – получение максимальной прибыли.
Маржинализм
- предельные (дополнительные) величины;
- хозяйственное (экономическое) благо;
- ценность блага, полезность блага, предельная полезность;
- индивидуализм в исследовании;
- субъективно-психологический подход к экономическому анализу;
- предмет исследования – психология субъектов;
- исследование поверхностных форм экономической жизни, т.е. только процессов обмена и потребления, игнорируя процесс производства;
- рациональное распределение ресурсов и оптимальное их использования;
- микро и макро уровни экономического анализа;
- математические методы исследования; функциональный метод; абстрактно-логический метод;
- анализ индивидуального хозяйства;
- в сфере потребления устанавливаются пропорции товарного обмена;
- психологические моменты в оценке субъектом полезности благ;
- внимание сосредоточено на исследовании спроса;
- переход от анализа стоимости к анализу полезности.
- различают три школы маржинализма: австрийскую, лозаннскую и кембриджскую.
Неоклассическая школа
- синтез классической науки и маржинализма;
- задача экономики – изучение реально действующего механизма рыночного хозяйства и принципов его функционирования;
- микроэкономический анализ;
- метод частичного равновесия; допущение «при прочих равных условиях»;
- равновесие Маршалла – ценовая настройка рынка;
- богатство – экономические блага (материальные, нематериальные, частные, коллективные, космополитические);
- теория ценообразования: спрос и предложение являются равнозначными элементами рыночного ценообразования; стихийное регулирование цен в условиях совершенной конкуренции;
- спрос и предложение трактуются с точки зрения качества и количества; факторы спроса и предложения; цена спроса и цена предложения; точечная, дуговая, перекрестная эластичность;
- издержки могут быть основными (постоянными) и дополнительными (переменными);
- равенство предельных издержек предельному доходу;
- теория временных периодов;
- принцип замещения;
- невмешательство государства в экономику;
- динамика развития экономики связана с техническим прогрессом;
- введение термина «экономикс».
Институционализм
- «институции» - обычаи, традиции, нормы поведения, принятые в обществе;
- «институты» - закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений;
- институты – первичные элементы движущей силы общественного развития. В качестве институтов могут выступать: 1) общественные институты, 2) психологические институты;
- движущая сила общественного развития не только материальные факторы, но и моральные, эстетические и правовые элементы в историческом аспекте;
- общественная психология; отказ от концепции «экономического человека»; психология коллектива – основа экономического развития;
- экономическая наука должна изучать не функционирование, а развитие общества;
- экономические проблемы тесно связаны с другими проблемами;
- государство должно вмешиваться в экономику.
-I этап в развитии: первая половина XX века: социально-психологический институционализм; социально-правовой институционализм; конъюнктурно-статистический институционализм
-II этап в развитии: вторая половина XX века (неоинституционализм).
Кейнсианство
- краткосрочный экономический анализ;
- математические модели;
- агрегированные (совокупные) величины, которые мало изменяются в короткий период времени;
- эффективный совокупный спрос и проблемы его роста, который является основным фактором в установлении макроэкономического равновесия;
- проблемы занятости и безработицы;
- «основной психологический закон»;
- предельная склонность к потреблению, предельная склонность к сбережению, предельная эффективность капитала; ликвидность, предпочтение ликвидности;
- теория мультипликатора;
- «кейнсианский крест»;
- экономика не может сама восстановить нарушенное равновесие, поэтому необходимо активное вмешательства государства в экономику;
- объектом государственной политики должны быть инвестиции;
- инструменты денежно-кредитной и бюджетной политики;
- в современных условиях автоматического восстановления нарушенных пропорций между основными параметрами воспроизводственного процесса не происходит, рыночные регуляторы неспособны обеспечить равновесие.
Монетаризм
- денежная эмиссия стабильна;
- скорость обращения денег строго фиксирована;
- отказ от краткосрочной денежной политики; ориентированность регулирования экономики не на текущие, а долгосрочные задачи;
- государственное вмешательство в экономику с помощью рациональной долгосрочной денежной политики;
- денежная масса влияет на номинальный ВНП;
- правило «механического прироста денежной массы»;
- вариант количественной теории денег – чистая теория спроса на деньги;
- уравнение экономического равновесия – «уравнение обмена Фишера»;
- деньги обладают определенной ролью в изменчивости экономической ситуации;
- связь между объемом денежной массы и уровнем совокупного дохода;
- признание устойчивости денежного хозяйства; приоритетность денежных факторов;
- инфляция – чисто денежное явление;
- естественная норма безработицы;
- рейганомика – ослабление инфляции при реальном укреплении доллара;
- основы денежно-кредитной политики.