Классическая школа экономической мысли

- принцип экономической свободы; свободная конкуренция; «невидимая рука» рынка; действие объективных экономических законов;

- экономический либерализм – невмешательство государство в экономическую жизнь;

- сфера исследования – материальное производство;

- богатство – продукты, созданные в любой сфере материального производства;

- источники увеличения богатства: главный фактор - накопление капитала;

- фактор экономического роста – производительность труда;

- трудовая теория стоимости;

- обмен должен быть эквивалентным;

- теория доходов – четыре вида доходов;

- «догма Смита»;

- «парадокс Смита»;

- модель «экономический человек»;

- общественное развитие и рост благосостояния;

- капитал – часть запаса, от которой ожидается получение дохода;

- капитал: основной и оборотный, постоянный и переменный;

- труд: производительный и непроизводительный;

- продукт – необходимый и прибавочный;

- главный рыночный фактор – предложение;

- закон денежного обращения;

- абсолютное и относительное преимущества во внешней торговле;

- в экономике невозможны кризисы перепроизводства и сбыта;

- экономика всегда функционирует в ситуации полной занятости;

- цель предпринимательской деятельности – получение максимальной прибыли.

Маржинализм

- предельные (дополнительные) величины;

- хозяйственное (экономическое) благо;

- ценность блага, полезность блага, предельная полезность;

- индивидуализм в исследовании;

- субъективно-психологический подход к экономическому анализу;

- предмет исследования – психология субъектов;

- исследование поверхностных форм экономической жизни, т.е. только процессов обмена и потребления, игнорируя процесс производства;

- рациональное распределение ресурсов и оптимальное их использования;

- микро и макро уровни экономического анализа;

- математические методы исследования; функциональный метод; абстрактно-логический метод;

- анализ индивидуального хозяйства;

- в сфере потребления устанавливаются пропорции товарного обмена;

- психологические моменты в оценке субъектом полезности благ;

- внимание сосредоточено на исследовании спроса;

- переход от анализа стоимости к анализу полезности.

- различают три школы маржинализма: австрийскую, лозаннскую и кембриджскую.

Неоклассическая школа

- синтез классической науки и маржинализма;

- задача экономики – изучение реально действующего механизма рыночного хозяйства и принципов его функционирования;

- микроэкономический анализ;

- метод частичного равновесия; допущение «при прочих равных условиях»;

- равновесие Маршалла – ценовая настройка рынка;

- богатство – экономические блага (материальные, нематериальные, частные, коллективные, космополитические);

- теория ценообразования: спрос и предложение являются равнозначными элементами рыночного ценообразования; стихийное регулирование цен в условиях совершенной конкуренции;

- спрос и предложение трактуются с точки зрения качества и количества; факторы спроса и предложения; цена спроса и цена предложения; точечная, дуговая, перекрестная эластичность;

- издержки могут быть основными (постоянными) и дополнительными (переменными);

- равенство предельных издержек предельному доходу;

- теория временных периодов;

- принцип замещения;

- невмешательство государства в экономику;

- динамика развития экономики связана с техническим прогрессом;

- введение термина «экономикс».

Институционализм

- «институции» - обычаи, традиции, нормы поведения, принятые в обществе;

- «институты» - закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений;

- институты – первичные элементы движущей силы общественного развития. В качестве институтов могут выступать: 1) общественные институты, 2) психологические институты;

- движущая сила общественного развития не только материальные факторы, но и моральные, эстетические и правовые элементы в историческом аспекте;

- общественная психология; отказ от концепции «экономического человека»; психология коллектива – основа экономического развития;

- экономическая наука должна изучать не функционирование, а развитие общества;

- экономические проблемы тесно связаны с другими проблемами;

- государство должно вмешиваться в экономику.

-I этап в развитии: первая половина XX века: социально-психологический институционализм; социально-правовой институционализм; конъюнктурно-статистический институционализм

-II этап в развитии: вторая половина XX века (неоинституционализм).

Кейнсианство

- краткосрочный экономический анализ;

- математические модели;

- агрегированные (совокупные) величины, которые мало изменяются в короткий период времени;

- эффективный совокупный спрос и проблемы его роста, который является основным фактором в установлении макроэкономического равновесия;

- проблемы занятости и безработицы;

- «основной психологический закон»;

- предельная склонность к потреблению, предельная склонность к сбережению, предельная эффективность капитала; ликвидность, предпочтение ликвидности;

- теория мультипликатора;

- «кейнсианский крест»;

- экономика не может сама восстановить нарушенное равновесие, поэтому необходимо активное вмешательства государства в экономику;

- объектом государственной политики должны быть инвестиции;

- инструменты денежно-кредитной и бюджетной политики;

- в современных условиях автоматического восстановления нарушенных пропорций между основными параметрами воспроизводственного процесса не происходит, рыночные регуляторы неспособны обеспечить равновесие.

Монетаризм

- денежная эмиссия стабильна;

- скорость обращения денег строго фиксирована;

- отказ от краткосрочной денежной политики; ориентированность регулирования экономики не на текущие, а долгосрочные задачи;

- государственное вмешательство в экономику с помощью рациональной долгосрочной денежной политики;

- денежная масса влияет на номинальный ВНП;

- правило «механического прироста денежной массы»;

- вариант количественной теории денег – чистая теория спроса на деньги;

- уравнение экономического равновесия – «уравнение обмена Фишера»;

- деньги обладают определенной ролью в изменчивости экономической ситуации;

- связь между объемом денежной массы и уровнем совокупного дохода;

- признание устойчивости денежного хозяйства; приоритетность денежных факторов;

- инфляция – чисто денежное явление;

- естественная норма безработицы;

- рейганомика – ослабление инфляции при реальном укреплении доллара;

- основы денежно-кредитной политики.

Наши рекомендации