Практическая работа по теме: Классическая школа в экономической теории

( 4 часа)

1. Роль У. Петти в разработке основных проблем рыночной экономической системы:

а) деньги и их функции, определение размеров денежной массы,

б) земельная рента и цена земли,

в) налоги и их функции, виды налогов.

2. Экономическая теория физиократов:

а) концепция естественного порядка,

б) теория воспроизводства (экономическая таблица).

3. Экономическая теория А. Смита:

а) капитал и его структура,

б) теория воспроизводства (догма Смита), валовой и чистый доход.

4. Развитие экономической теории в трудах Д. Рикардо:

а) естественная и рыночная цена, факторы ценообразования,

б) налоги и их роль, виды налогов.

Самостоятельная работа:

изучение теоретического материала,

подготовка докладов и сообщений по теме,

контрольная работа.

Вопросы:

1. Выделите определение денег, которое давал У.Петти, и функции денег. У.Петти одним из первых открыл инфляцию. Что он под этим подразумевал? В "Трактате о налогах и сборах" Петти близко подходит к правильному пониманию факторов, определяющих количество денег в обращении. Раскройте эти факторы в интерпретации У.Петти.

2. Дайте определение ренты, которую Петти считал основной формой дохода, ее видов и объяснение специфической формулы определения цены земли.

3. Рассмотрите вслед за Петти виды налогов (поземельный, подушный, акцизы, таможенные пошлины и т.д.) и их функции. Каким формам налогов (прямым или косвенным) отдавал предпочтение Петти и почему?

4. Покажите сущность и основной признак "естественного порядка" Ф.Кенэ, раскройте его атрибуты. Что лежит в основе естественного порядка? Чем концепция естественного порядка Кенэ отличается от аналогичной концепции А. Смита?

5. При анализе теории воспроизводства выделите особенности "экономической таблицы" Кенэ, ее недостатки (уроки) и значение для научной экономической мысли.

6. Раскройте определение капитала, которое давал А.Смит, и причины его формирования. Проанализируйте структуру капитала. Как последняя соотносится с современными представлениями об основном и оборотном капитале?

7. В своей теории воспроизводства Смит сначала рассматривает, на какие составные части распадается совокупный продукт каждого года.. Охарактеризуйте их и поясните, почему Смит исключает из анализа средства производства.

8. Позднее Смит делит валовой доход страны иначе, и новая структура противоречит старой. Поясните, в чем заключается это противоречие.

9. Поясните, что принимает Рикардо за основу товаров, а что - за регулятор товарного обмена. Ценообразующими факторами в теории Рикардо являются те, что вызывают отклонения рыночной цены от естественной.

10. Рассматривая налоги, о которых пишет Рикардо, выделите, из какого источника они выплачиваются и какой из них предпочтительнее. Прокомментируйте описание и роль каждого из налогов, рассматриваемых Рикардо (налог на передачу собственности, на сырые материалы, на ренту, десятина, земельный налог, налог на золото, на дома, на прибыль, на зарплату и др). Можно ли провести параллели между этими категориями?

Тема 5. Эволюция классической школы в Х1Х веке.

Студент должен знать: особенности эволюции классических учений в XIX в.; социально-экономические процессы, требующие этих изменений; основы идей Ж.Б.Сэя и его последователей; специфику теорий немецкой исторической школы.

Студент должен уметь:работать с первоисточниками; самостоятельно анализировать литературу, выявлять общее и особенное в трудах представителей классической школы.

Содержание темы:Трудности использования трудовой теории стоимости в практике хозяйственной деятельности. Ж.Б.Сэй (1767-1823). Теория распределения (факторов производства). Теория рынков. «Закон Сэя».

Дж. С. Милль (1806-1873) об источниках стоимости. Социалистическая программа Милля. Немецкая историческая школа: происхождение и развитие. Старая и новая историческая школа.

Самостоятельная работа:

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Особенности эволюции классических учений в XIX веке.

2. Ж.Б.Сэй (1767-1823), его жизнь и творчество.

3. Теория распределения (факторов производства).

4. Теория рынков. «Закон Сэя».

5. Социалистическая программа Дж. С. Милля.

6. Немецкая историческая школа: происхождение и развитие.

Контрольныевопросы:

1. Проанализируйте выводы Ж.Б. Сэя.

2. Выделите положение, которое соответствует трактовке стоимости (ценности) средств производства Ж.Б. Сэя.

3. Каковы взгляды на доходы Ж.Б.Сэя?

4. Выделите определение “закона Сэя”:

5. Определите закон спроса и предложения Джона Стюарта Милля.

6. Как трактует прибыль Джон Стюарт Милль?

7. Что подразумевает Джон Стюарт Милль под постоянной (естественной) ценностью вещи?

8. В работах какого экономиста обосновывается необходимость протекционизма (“покровительства” со стороны государства) во внешней торговле?

9. Выделите проблему, которая занимает центральное место в теории Ф.Листа.

10. Какие идеи исторической школы являются положительными?

Наши рекомендации