Государственное регулирование рынка труда и социальная защита безработных.
(По учебн.стр. 323-325)
Если безработица превышает естественный уровень, чтосвидетельствует о наличии вынужденной безработицы, то необходимо вмешательство государства, деятельность которого развивается по двум основным направлениям.
Первое направление —регулирование уровня и продолжительности безработицы. Задача государства заключается в том, чтобы снизить безработицу до естественного уровня. На технологическую, структурную и региональную безработицу государство воздействует, используя свой регулирующий потенциал. Вторгаясь в область занятости, оно вправе пользоваться такими методами воздействия, которые, сохраняя свою высокую эффективность, одновременно являются нейтральными по отношению к инфляции или вызывают минимальные инфляционные последствия. В противном случае экономика окажется в состоянии стагфляции.
Государство полностью соблюдает это условие, когда организует и совершенствует систему информации о свободных рабочих местах, сокращая время поиска работы; развивает профессиональное обучение и переквалификацию; налаживает работу бирж труда; ведет постоянный контроль над состоянием рынка рабочей силы; финансирует исследования проблем занятости; стимулирует разработки новых технологий, чье освоение даст дополнительные рабочие места; вводит льготное налогообложение малого бизнеса, обеспечивающего работой значительную часть трудоспособного населения, и т.п.
Хорошие результаты дают целевые программы как регионального характера, так и облегчающие трудоустройство молодежи и иных социально уязвимых общественных групп. Действенность таких форм регулирования неоднократно проверена практикой. Не менее важно, что все они в целом инфляционно нейтральны в отличие от регулярных денежных вливаний в экономику или сохранения рабочих мест посредством массированных ассигнований из государственного бюджета.
В экономике, где существует значительная скрытая безработица, государству требуется наладить эффективную работу рыночных механизмов. Если долгие годы насильственно внедряли «полную занятость», то это обернется повышением безработицы вплоть до естественной нормы. Вместе с тем это будет свидетельствовать о работе рынка рабочей силы, освободившегося от неоправданного государственного вмешательства.Скрытая безработица станет открытой и будет выступать в технологической, структурной или иной форме. Только тогда государство сможет в полную силу использовать имеющиеся в его распоряжении средства борьбы с вынужденной безработицей. Если всего этого не сделать, то преодоление скрытой безработицы останется безнадежной, неразрешимой задачей.
В российской экономике перевод скрытой безработицы в открытое состояние займет, по-видимому, достаточно много времени. Всякое уменьшение скрытой безработицы сначала отзовется увеличением открытой безработицы, утратой экономически неэффективных, но все же реальных рабочих мест, приносивших доходы их обладателям.
Второе направление —социальная защита безработных. От государства потребуется немалая осмотрительность в определении форм и размеров социальной защиты (пособий по безработице, гарантированного минимума заработной платы и т.п.), а также способов ее распределения. Социальная политика даст реальный эффект, если будет строиться на основе реальных возможностей экономики, будет исключено ускорение инфляции и повышение институциональной безработицы.
Государственная социальная помощь Должна быть избирательной и распределяться в зависимости от того, к какой группе безработных принадлежит претендент на ее получение. Например, добровольно безработный человек, который сделал свой осознанный выбор, несмотря на все усилия государства по его трудоустройству, должен содержаться не за счет средств, предназначенных для выплаты пособий по безработице. Вряд ли стоит рассчитывать на них и тем, кто попал в полосу непродолжительной фрикционной безработицы. Несравненно хуже положение трудящихся, испытавших удары вынужденной безработицы, лишившихся рабочих мест не по своей воле. Именно о них и нужно позаботиться государству.