История возникновения и развития эконом теории. Основные эконом школы.

История возникновения и развития эконом теории. Основные эконом школы.

Док-ми, отражающими эконом вопросы, являлись: египетские папирусы, греческие, римские, индийские трактаты. Кодекс ц Хаммурапи укреплял частную собственность.

Ксенофонт ввел понятие «экономика». Эконом теория превратилась в самостоятельную отрасль в 15-18 гг.

Основные экономические школы:

1. Меркантилизм –первая научная школа, заложившая научное мышление. Отражала интересы торговой буржуазии.

Представители: Р. Кантильон, У. Стаффорд, А. Монкретьен, Дж.Б. Кольбер, Т. Мен

- источник богатства – золото и серебро

- изучение сферы обращения (торговли, денежного обращения)

- заложили количественную теорию денег

Ранний меркантилизм защищал теория денежного баланса (запрещал вывоз денег и устанавливал высокие пошлины на ввозимый товар)

Поздний меркантилизм разработал теорию активного баланса (поощрение экспорта, экспорт больше импорта, накопление денег в стране)

2. Физиократы – выражали интересы крупных землевладельцев. Изучают производство, но только с/х. Чистый продукт (доход больше расхода) создается в с/х.

Представители: Тюрго, Кенэ.

3. Английская классическая школа –основные принципы эконом либерализма: свободная конкуренция, рыночное саморегулирование, минимальное вмешательство гос-ва в рыночную систему. Источник богатства - труда

Представители: Смит, Пети.

4.Неоклассики –включает австрийскую школу Менгера, кембриджскую школу Маршалла, лозаннскую математическую школу Парето. Исследуют предельные величины, принцип рационального использования ограниченных ресурсов, принципы эконом либерализмы.

5. Кейнсианство – Дж. Кейнс рекомендовал использовать гос-ое регулирование и через бюджет, кредит, налоги воздействовать на рыночн экономику. Разработал теории: эффективность спроса, занятости и безработицы.

6.Институционализм -Представители используют понятие «институт» (гос-во, семья, предпринимательство, монополии). Движущими силами экономики считают материальные факторы, мораль, право, психологию.

7. Социал-демократы – при сохранении частной собственности и основ капитализма провозглашают общечеловеческие ценности.

Эконом категории и законы.

Эконом категории - научные понятия, выражающие эконом процессы и явления (спрос, предложение, производство, цена, полезность, издержки, прибыль)

Всеобщие законы –обобщают общие процессы и явления.

Общие законы - свойственны всем формам хозяйство­вания. Эти экономические законы не прекращают своего существования при смене форм хозяйствования. (Пр-р закон возвышения потребностей, т. е. посто­янный рост и умножение потребностей как одного человека, так и всего человеческого общества).

Специальные экономические законы свойственны тем формам хозяйствования, в которых сохраняют­ся условия для их реализации.

Экономические законы. не зависят от воли человека и не изобретаются им. Экономические законы действуют всегда, их нельзя ни остановить, ни запретить. Человеческому обществу остается только изучать эти законы и их действие и принимать соответствующие хозяйственные решения.

Предмет и функции эконом теории.

Экономика – это хозяйство т. е. сов-ть всех средств, предметов, вещей, субстанций, материального и дух-го мира, используемых людьми в целях удовлетворения потребностей.

В эконом науке выделяют 2 направления в зависимости от области приложения ее рез-в:

--Позитивная (дескриптивная) – ориентирует на объективное толкование научное объяснение наблюдаемых законом процессов и явлений, выявление закономерностей функционирования эконом систем.

--Нормативная экономика – ставит задачу поведать о том, как следует действовать чтобы достичь желаемых результатов.

Функции экономики: познавательная (теоретическая), практическая, методологическая, мировозреческая (идеологическая) – база для эконом идеологии.

Методы эконом анализа.

Материалистическая диалектика: восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический и логический.

Статистические методы.

Экономико-математические модели: описание математическими методами (математическими формулами, уравнениями, неравенствами) эконом объектов, процессов для установления закономерностей.

Право владения

Право использования т.е. право применения полезных свойств благ для себя

Право управления т.е. право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ

Право на доход т.е. право обладать результатами от использования благ

Право суверена т.е. право на отчуждение, потребление, изменение, уничтожения блага.

Право на безопасность т.е. право на защиту экспроприации благ и вреда со стороны внешней среды

Формы собственности.

Типы собственности:

Частная(средства произв-ва и результаты произв-ва принадлежат одному лицу. Охватывает частную собств-ть основанную на собственном и наемном труде. Формы частной собств-ти: рабовладельческая, феодальная, капиталистическая. В капитализме со стороны объекта – присвоение результатов чужого неоплачиваемого труда путем присвоения средств производства средств производства, услуг. Со стороны субъекта – это присвоение: мелким товаропроизводителем, кооперативным раб-ми, индивидуальными капиталистами, гос-ом. Примером капиталистич присвоения явл-ся: кооператив, акционер, гос-ая собств-ть. Общественнаясовместная, коллективная собственность т.е. совместное присвоение средств производства и результатов производства. Общественное производство развивается в интересах всего общества, для удовлетворения потребностей.

В 80 гг в эконом системе СССР были следующие негативные черты: огосударствление собств-ти, отчуждение работников от средств произв-ва, неэффективность использования объектов собственности. Экономика вступила стадию застоя.

Товар и его свойства.

Товар– вещь, которая удовлетворяет какие-либо потребности человека и может обмениваться на др. товар.

Товар имеет 2 свойства: 1. Потребительская стоимость – способность вещи удовлетворять какие-либо потребности человека. Потребит стоимость не существует вне товара. Если вещь удовлетворяет потребности, то человек ее признает, если не удовлетворяет – не признает.

2. Стоимость товара – овеществленный в товаре труд товаро пр*оизводителей.

Конкретный труд – целесообразная деят-ть человека в опр-ой конкретной форме, создающая потребительную стоимость.

Абстрактный труд – расходование рабочей силы вообще, в физиологическом смысле слова (физиологич и умственная энергия), создающая стоимость товара. В отличии от конкретного присущ всем способам производства.

Эволюция теории стоимости.

Теория предельной полезности: Менгер, Бем-Баверк, Джевонс – предпологали, что полезность нельзя отождествлять с объективными свойствами товаров. Полезность это суб оценка кот дает каждый покупатель роли опр-го блага в удовлетворении его личных потребностей. Ценность блага зависит от его стоимости.

Теория спроса и предложения: Маклеод считал, что стоимость товара опр-ся не трудом, а спросом и предложения. Если спрос на товар увеличивается, то и стоимость товара растет, и наоборот. Именно цена товара под воздействием спроса и предложения отклоняется оот стоимости, но не опр-т величину самой стоимости.

Теория издержек производства: Представители теории издержек производства яв-ся англ экономист 19 в Торренс. По его мнению стоимость товара опр-ся издержками произв-ва, под кот-ми понимается сумма затрат капиталистов на средства производства и на раб силу. Однако и средства произв-ва и раб сила имеют стоимость. Стоимость опр-ся стоимостью, цена-ценой.

Усилиями экономистов Кларка, Маршалла, Вальраса и Парето начало соединение классической трудовой теории стоимости и теории предельной полезности.

ЗАКОН ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ

Для обслуживания товарного обращения требуется определенное количество денег, которое зависит от суммы цен обращающихся товаров. Чем больше сумма товарных цен, тем больше необходимо денег. Но 1 и та же денеж. Единица в течение определенного периода времени может совершить множество оборотов, обслужив большое количество товарных сделок. Поэтому чем быстрее оборачиваются деньги, тем меньше их требуется для обращения. Отсюда закон денежного обращения можно выразить формулой:

КдЦТ/О,

где Кд – количество денег, необходимых для обращения; СЦТ – сумма цен товаров в обращении; О- среднее число оборотов денеж. единицы. Кол-во денег в обращении прямо пропорционально сумме цен товаров, находящихся в обращении, и обратно пропорционально скорости оборота одноименных денеж. единиц.

Формула количества денег, необходимых для обращения:

Кд= СЦТ – К+П-Впо

Кд- количество денег, необх. Для обращения, равно дроби, в числителе которой сумма цен товаров, находящихся в обращении - СЦТ, минус товары, проданные в кредит-К, плюс платежи, по которым наступил срок оплаты – П, и минус взаимопогашающиеся платежи - Вп, а в знаменателе – среднее число оборотов одноименных денеж. единиц- Со.

Обе формулы отражают закономерности движения полноценных золотых и серебр. Денег, а также свободно размениваемых на золото их представителей.

ТЕОРИИ ДЕНЕГ

1)Металлистическая теория.(меркантилисты Стаффорд, Мен)-16-17 век.

Золото и серебро по своей природе явл-ся деньгами. Деньги выполняют 3 функции: мера стоимости, сокровища и мировых денег.

2) Номиналистическая(18 в. Стюарт, Бартон, Беркли)

Деньги-это только условные знаки, не имеющие ничего общего с товарами.20 в. Кнапп- деньги созданы гос-вом и явл-ся продуктом правопорядка. Кейнс-золотой стандарт-варварский пережиток.

3) Количественная(16-18 век, Монтескье, Локк, Юм+Рикардо)

Стоимость денег находится в обратной зависимости от их количества в обращении.

20 век, 2 вар-та теории:

1. Трансакционный подход Фишера позволяет делать эконом. Прогнозы.

(Р=М*V/Q) Р- общий уровень цен на товары, М- кол-во денег в обращении, V- скорость обращения, Q- колич-во товаров , М*V- номинальный ЧНП

2. Кембриджская версия или теория классовых остатков (P=M/K*V)

P- общ.уровень цен, M- объем денеж. массы, V-реальный доход общ-ва, К- коэффициент Маршалла, показ. Какую долб номинального дохода хозяйствующие субъекты предлагают держ. В форме налич. Денег.

РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА

Равнове́сная цена или сбалансированная цена — цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить.

Равновесная цена, это:

цена, при которой спрос и предложение равны;

цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;

цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.

Ни продавцы, ни покупатели не имеют побуждающих мотивов к изменению ситуации на рынке в случае установления равновесия, то есть имеет место баланс. В случае формирования любой другой цены, отличной от равновесной, продавцы и покупатели получают эффективный стимул к трансформации положения на рынке. Однако в реальной экономич. действительности под воздействием разл. Факторов постоянно происходят колебания в спросе, предложении и цене.

24. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА, ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ, ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ И ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Преимущества рыночного механизма: эффективное распределение ресурсов, смягчающее проблему ограниченности ресурсов;- возможность успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации (иногда достаточными являются сведения об уровне цены и издержках); - гибкость, высокая адаптивность к меняющимся условиям, быстрая корректировка неравновесия в режиме саморегулирования; оптимальное использование достижений НТР; - регулирование и координация деятельности людей без принуждения, т. е. свобода выбора и действий экономических субъектов; способность к удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг.

Недостатки рыночного механизма: не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов; не имеет эффективного экономического механизма защиты окружающей среды (необходимы законодательные акты); не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (образование, здравоохранение, оборона); не обеспечивает социальную защиту населения, не гарантирует право на труд и доход, не перераспределяет доход в пользу необеспеченных; не обеспечивает фундаментальные исследования в науке;- не обеспечивает стабильного экономического развития (циклические подъемы и спады, инфляция, безработица).Недостатки рыночного механизма саморегулирования предопределяют необходимость государственного вмешательства в экономику, но преимущества этого механизма требуют такого вмешательства государства, которое дополняло бы рыночный механизм, но не вело его к деформации.

Общественные блага - блага, к которым имеют доступ все индивиды. К общественным благам относятся: оборона, бесплатное образование, общедоступное посещение парков, музеев и т.п. В противоположность частным благам общественные блага:

- неконкурентны - потребление такого блага одним человеком не сокращает количество блага, доступное другим; и

- носят неисключающий характер, что не позволяет исключить кого-либо из пользования этими благами.

Эти характеристики не позволяют назначать плату за общественные блага, вследствие чего частный сектор оказывается не заинтересованным в финансировании их производства. Различают общенациональные и местные (локальные) общественные блага.

Потребление или производство какого-то блага может оказывать побочное воздействие на потребление или производство другого блага. Такие воздействия и называются внешними эффектами. Заметим, что под внешними эффектами мы подразумеваем непосредственное (физическое) воздействие одного процесса на другой.

1. Отрицательные внешние эффекты. Воздействие может быть отрицательным, если оно выражается в снижении полезности какого-либо потребителя или выпуска какой-либо фирмы. Наиболее очевидным примером отрицательных эффектов является загрязнение окружающей среды. Если химический завод сбрасывает свои отходы в реку, это приводит к росту заболеваемости людей из-за ухудшения качества воды. Если же потребители хотят очистить воду, это требует расходов. И в том и другом случае происходят увеличение денежных затрат потребителей и (или) уменьшение их уровня полезности.

2. Положительные внешние эффекты. Воздействие может быть положительным, если оно выражается в увеличении полезности стороннего потребителя или выпуска фирмы. В этом случае говорят о положительном внешнем эффекте, а прирост полезности или выпуска считают внешними выгодами данного вида деятельности.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДПР. ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА

Бизнес-план- план программа проведения сделки и получения на этой основе прибыли, т. е. система планомерно организованных мероприятий, действий, НАПРАВЛЕННЫХ НА ДОСТИЖЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ.

Бизнес-план позволяет:определить жизнеспособность организации, установить перспективные ориентиры, оценить затраты, связ. С изготовлением и сбытом продукции, прогнозировать величину прибыли, олучать финансовую поддержку со стороны банков или др. инвесторов, учесть возможные риски и минимизировать потери.

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ РАЗДЕЛЫ БИЗНЕС_ПЛАНА:

· Цели и задачи

· Обобщенное резюме-основ. Параметры и показатели

· Хар-ка продуктов, товаров и услуг

· Анализ и оценка конъюнктуры рынка сбыта

· План действий и орг. Меры

· Ресурсное обеспечение сделки

· Эффективность сделки

КАПИТАЛ: СОДЕРЖАНИЕ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ

Капитал-это определенная сумма благ в виде материальных и денежных средств, используемых в качестве ресурса в дальнейшем производстве.

По К. Марксу это:саморазвивающаяся стоимость; стоимость, приносящая прибавочную стоимость

Смит: капитал-это накопленный труд; Рикардо:это средства производства

Формы капитала: денежная, производственная, товарная,+ссудный, торговый, реальный, фиктивный

Источники формирования: собственные средства(уставный капитал, резервный фонд, фонды спец. Назначения, расчеты с учредителями), заемные( долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы банков и др. финансовых учреждений)и привлеченные(авансы, кредиторская задолженность)

Сейчас акционерный капитал-акции, облигации, вексели; предпринимательский(инвестиции-долгосрочные вложения)

МЕНЕДЖМЕНТ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ.

Менеджмент-это совокупность методов, средств, форм управления интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми, материальными ресурсами в целях наиболее эффективной производственной деятельности. Направления: целеполагание, разработка механизма реализации целей, осуществление координации совместных усилий для получения результатов, соответствующих поставленным целям.

Принципы целей: комплексность и системность,соподчиненность, развертываемость, непротиворечивость

Два подхода к определению стратегии управления:

1) Технократическое управление(поведенческий стиль менеджера)-И.Ансофф

2) Стратегическое(информационная эра развития, открытость, гибкость, человеческий фактор)

Вопрос 49.

Отрасль, в которой деятельность единственной фирмы более эффективна в силу наличия существенной экономии от масштаба, сопровождающей рост производства, называется естествен­ной монополией. К естественным монополиям относятся электрические и газовые предприятия, компании во­доснабжения, связи, транспортные фирмы, фирмы, добывающие алмазы, минеральные воды. Поскольку отрасль естественной монополии требует только одного эффективного производителя, этот производитель приобретает огромную рыночную власть, назначая цены, намного превышающие его издержки, что создает проблему неэффективности распределения ресурсов с точки зрения общества, т.е. цена оказывается выше, а объем выпуска — ниже оптимального для отрасли. Кроме того, высокая цена на продукцию естественного монополиста ведет к повышению цен в отраслях, использующих продукт такой фирмы в качестве ресурса. Поэтому возникает необходимость регулирования деятельности естественных монополий.

Основные правила регулирования деятельности естественных монополий заключают­ся в следующем:

а) цены должны устанавливаться на уровне, максимально близком к предельным из­держкам;

б) прибыль естественной монополии не должна превышать нормальной прибыли на вложенный капитал;

в) государственное регулирование должно обеспечивать эффективность произ­водства;

г) роль государства заключается в том, чтобы устранить или снизить рыночную власть естественных монополий путем стимулирования развития конкуренции в отрасли.

Вопрос 50.

Наряду суказанными формами несовершенной конкуренции существует ценовая дискриминация.Под ней понимается продажа одного и того же товара разным груп­пам потребителей по разным ценам, причем различия в ценах не обусловлены разли­чиями в издержках производства. Смысл проведения политики це­новой дискриминации состоит в дифференциации потребителей, основанной на разли­чии в эластичности их спроса на продукцию фирмы-монополиста. Осуществляя по­литику ценовой дискриминации, монополист максимизирует прибыль. Это достигается тем, что, во-первых, снижением цены можно привлечь новых покупателей, кото­рые в противном случае просто не купят продукцию по высоким ценам. Во-вторых, снижение цен необходимо провести так, чтобы состоятельные покупатели по-прежне­му покупали продукцию по высоким ценам, не «перебежав» на более дешевый ры­нок. В-третьих, фирма увеличит прибыль, если разделит рынок: богатым покупателям предложит продукцию выше цены монопольного равновесия, а бедным — ниже этой цены.Самая сложная проблема ценовой дискриминации — отделение одного рынка от другого (т.е. дешевого от дорогого). Если этого не сделать, то идея получения макси­мальной прибыли будет не реализована. Ценовая дискрими­нация осуществима при реализации трех условий.

Во-первых, продавец должен обладать способностью контролировать производство и це­нообразование.

Во-вторых, продавец должен обладать способностью выделять покупателей в отдельные группы, каждая из которых имеет разную возможность платить за продукт.

В-третьих, первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу.

Таким образом, ценовая дискриминация, с одной стороны, позволяет увеличить доходы монополиста, а с другой — большее количество потребителей получают возможность воспользоваться услугой данного вида.

Вопрос 51.

Способы:1) административный контроль над монополизированными рынками(в случае нарушения-финансовые санкции).2)организационный механизм(нацелен, чтобы сделать монополистическое поведение для фирм невыгодным).3)антимонопольное законодательство.

Содержание антимонопольного законодательства: а) ограничивается монополизация рынка ;б) запрещается слияние конкури­рующих компаний; в)запрещается установление монопольных цен, в том числе и лидерство; г)запрет таким субъектам злоупотреблять сво­им положением на рынке; д) пресечение недобросове­стной конкуренции, направлена на предупреждение монопольных и олигопольных слияний;

Таким образом, антимонопольное регулирование направлено против ограничитель­ной деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию.

Вопрос 52.

Спросна ресурсы.К рынку факторов производства применимы понятия спрос, предложение, цена, конкуренция. Важнейшее значение имеет спрос на ресурсы. С увеличением спроса на продукцию расширяется спрос на тот или иной фак­тор производства. Одновременно с ростом используемого фактора увеличиваются издер­жки фирмы. Приобретая ресурсы, фирма будет стремиться минимизировать эти издержки. Фирма стремится к оптимальному сочетанию предельных издержек на фактор и предельного продукта, полученного от его использования. Сокращая издержки, минимизируя их, фирма тем самым создает условия для увеличения дохода, максимизации прибыли. Линия D = МКР — это кривая спроса на ресурс. Предположим, что в качестве эконо­мического ресурса используется труд, а ценой является ставка заработной платы. Каж­дая точка на этом графике показывает число рабочих, которых наняла бы фирма при каждой возможной ставке заработной платы.

Анализ будет сложнее, если учесть, что фирма работает на рынке несовершен­ной конкуренции. Чистая монополия, олигополия, монополистическая конкурен­ция повлияют на график спроса на экономические ресурсы, в частности на труд. Дело в том, что господство монополий, олигополии и т.п. влияет на количество производимых продуктов и их цену, а соответственно, на спрос на ресурсы. Если произ­водство продуктов сокращается, то и спрос уменьшается.

Спрос на ресурсы зависит, кроме названных причин, от некоторых других обстоятельств:

1) изменение спроса на продукт, производимый с помощью экономических ре­сурсов;

2) внедрение новой техники и повышение в связи с этим производительности труда;

3) использование близких ресурсозаменителей.

Правила рационального ресурсопользования. Характерным свойством факторов производства является их ограниченность. Необходимо рационально использовать любой ресурс, любой фактор производства. Это понятно: ведь увеличение ресурсных затрат ведет к ро­сту издержек производства и снижает доходность.

Все факторы производства (труд, земля, капитал и предпринимательские способнос­ти) используются одновременно. Принципы ресурсопользования:

1) взаимозаменяемость ресурсов;

2) минимизация издержек на приобретение ресурсов и на производство;

3) максимизация доходов и прибыли от любого ресурса;

4) достижение равенства предельных издержек и предельного дохода.

Взаимозаменяемость ресурсов означает, что факторы производства взаимодействуют между собой, дополняя, а иногда и заменяя друг друга. Представим себе фабрику, где одна ткачиха обслуживает десять станков. Однако можно увеличить число станков, оставив одну ткачиху, или же, не уве­личивая число станков, увеличить количество ткачих.

Принцип минимизации издержек на производство означает оптимальное сочетание фак­торов. Рациональное экономическое поведение предполагает, что «дорогой» фактор произ­водства будет замещаться «дешевым».

Предельный продукт труда = Предельный продукт капитала

Цена труда Цена капитала

Максимизация прибыли. Суть его состо­ит в том, что предприниматель должен придерживаться правила: доход от предельного продукта должен равняться рыночной цене фактора, за счет которого получен продукт.

Используя принципы взаимозаменяемости ресурсов, минимизации издержек и .мак­симизации доходов, фирма стремится достигнуть не только равенства, но и превышения предельного дохода над предельными издержками.

Предложение факторов производства:

1) редкость первичных экономических ресурсов, их ограниченность, особенно по срав­нению с потребностями производства и населения, в связи с чем на предложение влияет закон редкости;

2) неэластичное предложение некоторых ресурсов, например, земли;

3) невозобновляемость многих полезных ископаемых, используемых в качестве ресурсов;

4) использование искусственных, альтернативных видов ресурсов. Предложение капиталаозначает предложение станков, оборудования, зданий и т.п.

Оно не является строго фиксированным, т.к. оборудование, машины, здания всегда мож­но создать, построить.

Предложение земликак фактора производства более или менее ограничено, но и его можно увеличить путем проведения мелиоративных, ирригационных и других работ.

Предложение трудаограничено определенными рамками, например, общим числом трудоспособного населения; продолжительностью рабочего дня (недели, месяца); воз­можностью получения различных пособий и т.п. На предложение труда влияет миграци­онная политика государства, профсоюзы.

Вопрос 53.

Рынок труда есть экономические отношения по поводу купли-продажи рабочей силы. Субъектом таких отношений являются работодатели и наемные работники, посредниками выступают биржа труда (центр занятости населения), государства, профсоюзы. Объектом отношений выступает рабочая сила.

Одним из основных факторов производства является, как известно, труд. При изучении рынка труда следует ис­пользовать такие категории, как спрос, предложение, цена, конкуренция. Причем це­ной рабочей силы является заработная плата

Для рынка труда в условиях совершенной конкуренциихарактерно наличие мно­гих продавцов и покупателей услуг труда, а потому ставки зарплаты складываются под влиянием спроса и предложения на труд.

Спрос на труд со стороны отдельной фирмы зависит от спроса на продукцию, производимую на фирме, от влияния предложения капитала и других производствен­ных ресурсов.

В свою очередь, размер зарплаты зависит от предельной производительности тру­да, т.е. приращения выпуска продукции. Оказывается, что величина предельного про­дукта сначала растет, а потом начинает снижаться при неизменности технического состояния производства. Здесь действует закон убывающей отдачи.

Вертикальная – величина зарплаты. Горизонтальная- количество труда(число работников)

Конфигурация кривой спроса на труд, ее наклон показывают, что более низкой вели­чине зарплаты соответствует больший спрос на труд, и наоборот.

Спрос на труд в отрасли можно определить путем суммирования спроса на труд индивидуальных фирм. Предложение труда формируется для отрасли или обще­ства в целом. Дело в том, что наемный работник свободен в выборе места работы. Решая вопрос, где работать, он учитывает престижность труда, удаленность от места жительства, уровень социальной защищенности. Главный, определяющий фактор — размер зарплаты.

В условиях совершенной конкуренции предложение труда зависит от размера реаль­ной зарплаты: чем больше зарплата, тем выше предложение труда.

Вертикальная и горизонтальная те же самые.

Конфигурация кривой предложения, ее наклон свидетельствуют о том, что при повы­шении зарплаты возрастает предложение труда, и наоборот.

Но не всегда повышение зарплаты автоматически ведет к повышению предложе­ния труда. Здесь учитываются два явления: 1) эффект замещения; 2) эффект дохода.

Существуют понятия рабочее время и время отдыха. При увеличении зарплаты работник стремится работать больше, а отды­хать меньше. Свободное время замещается рабочим временем. Такой процесс эффект замещения. Предложение труда здесь растет.

Эффект досуга.Когда заработок велик, то возникает желание иметь больше свободного времени. А сделать это можно, лишь сократив предложение труда.

Теперь объединим графики кривой спроса на труд и кривой предложения труда.

А   А

В точке А спрос на труд равен предложению труда, т.е. существует рыночное рав­новесие. Точка А определяет полную занятость. При любых других условиях это равно­весие нарушается, т.е. образуется избыток или недостаток рабочей силы.

Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции. До сих пор были рассмот­рены трудовые отношения в условиях совершенной конкуренции, где имеется большое число фирм, а рабочие разъединены. Для несовершенной конкуренции характерны: I) влияние профсоюзов на предложение труда (на ставки зарплаты); 2) воздей­ствие предпринимателей на спрос на труд, на ставки зарплаты. Профсоюзы добива­ются установления ставки зарплаты выше равновесной, они могут способствовать переподготовке высвобож­дающихся кадров, добиваться сокращения рабочей недели.

Монопсонический рынок труда создается тогда, когда основным работодателем яв­ляется одна фирма. Одному поку­пателю-нанимателю труда противостоит множество потенциальных рабочих. Очевидно, что монопсония, используя свое монопольное положение на рынке труда, имеет возмож­ность снижать ставки заработной платы и нанимать меньшее количество рабочих. Монополизированный рынок трудаодин производитель и продавец товара. Ценовая дискриминация на рынке труда позволяет мо­нополии устанавливать ставки заработной платы вне зависимости от спроса и предложе­ния рабочей силы.

Рынок труда олигополиинесколько фирм производят одно­родную продукцию. При этом такие фирмы заключают догово­ры о сотрудничестве.

Двусторонняя монополия единственный продавец и единственный покупатель. Такая ситу­ация позволяет устанавливать размер оплаты труда вне зависимости от спроса и предло­жения.

Вопрос 54.

С одной стороны основой заработной платы является потребительская корзина, т.е. стоимость товаров и услуг, которые необходимы для существования работника. С другой стороны: предельная производитель­ность труда (производительность труда добавочного работника) и затраты на содержание работника и его семьи, в т.ч. на обучение.

В хозяйственной практике широко используются повременная и сдельная (поштучная) формы зарплаты.

Повременная зарплата — это оплата рабочей силы в зависимости от продолжитель­ности проработанного времени. Она может быть почасовой, поденной, понедельной и помесячной.

Повременная зарплата имеет недостатки: рабочие не заинтересованы в росте производительности труда. При сдельной оплате за единицу измерения берется произведенная рабочими продук­ция.

Преимущества сдельной оплаты заключаются в следующем:

1. Рабочие, стремясь больше заработать, повышают интенсивность своего труда. Но с увеличением выработки всеми рабочими понижаются расценки.

2. Отпадает надобность в надсмотрщиках и контролерах.

Системы заработной платы: прямую сдельную зарп­лату (вся продукция оплачивается по единым ставкам или расценкам), сдельно-прогрес­сивную (при перевыполнении норм применяются повышенные расценки), сдельно-пре­миальную (премия выплачивается за экономию сырья, энергии, повышение качества).

При повременной системе зарплата начисляется, как уже отмечалось, в зависимости от оклада тарифной ставки и количества отработанного времени. Различают два основ­ных вида: простая повременная (без премий) и, повременно-премиальная .В системе сдельной и повременной зарплаты важную роль имеет правильное изме­рение количества и качества труда.

Количество труда — это затрата рабочей силы в физиологическом смысле (затрата нервной, мускульной, умственной энергии). Измеряется оно продолжительностью ра­бочего дня, которая регулируется законами государства, а также нормированием труда с помощью норм выработки и расценок. Качество труда определяется с учетом квалификации работника, вредности труда, его сложности и народнохозяйственной значимости. Особую роль играет тарифная сис­тема, которая сейчас совершенствуется.

Различают номинальную зарплату, т.е. количество полученных денег за проданную рабочую силу, и реальную, т.е. массу товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную зарплату.

Реальная заработная плата зависит от ряда факторов и прежде всего от величины номинальной зарплаты, от уровня цен на предметы потребления и услуги, от размеров налогов

Вопрос 55.

В рыночной экономике существует рынок капиталакак совокупность отношений между продавцом и покупателем в связи с заключением договора купли-продажи капи­тала в форме товара, денег, ценных бумаг. Субъектами сделок выступают фирмы, банки, биржи и другие посредники. Объектом сделок является капитал в одной из конкретных фирм. Целью всех сделок является получение дохода независимо от сферы применения капитала: промышленное производство, торговля, банковское дело.

В рыночной экономике между владельцами капитала происходит. В ходе конкурентной борьбы формируется и развивается рынок капитала или другими словами — рынок инвестиций. Инвестиции — это долгосрочные капитальные вложения в промышленность, сельское хозяйство, отрасли инфраструктуры, а также непроизводствен­ную сферу — культуру, здравоохранение, просвещение. Цель инвестиций независимо от сферы применения — получение дохода в форме прибыли, процента. Инвестиции могут быть в реальный сектор экономики, ценные бумаги и т.п., но в любом случае их ценой выступает тот доход, который они способны принести в результате использования.

Спрос и предложение.Спрос на капитал предъявляют бизнес­мены,

Наши рекомендации