Раздел А. Выбор и теория полезности
Проанализируем тему с точки зрения подхода к данной проблематике. Для начала в целом о формировании спроса.
Рыночный спрос на товары и услуги формируется на основе решений множества потребителей, которые руководствуются потребностями и наличными средствами. Для распределения ограниченных средств между существующими потребностями необходимо сопоставить эти потребности. Для этого был введен термин «полезность».
На основании доктрины полезности была сформирована теория потребительского поведения, основанная на сопоставлении полезности потребляемых экономических благ. Экономическое благо – это как раз то, что дает полезность. Чтобы максимизировать ожидаемое удовольствие (полезность) от потребления благ, потребитель долен выбрать нужный ему товар. Определяемая таким образом полезность имеет сугубо личностный субъективный характер. Для максимизации ожидаемого удовлетворения или, иначе говоря, полезности, потребитель соизмерить количество потребляемых товаров и их набор. На этом основана количественная теория полезности.
Количественный подход к анализу полезности и спроса (вопрос №15)
Как производитель может рассчитывать может рассчитывать издержки, так же и потребитель может рассчитывать затраты на покупку благ. Подход основан на представлении о возможности соизмерения полезности товара в определенных единицах Ютилях (util. от англ. utility).
Количественные оценки полезности товаров и товарных наборов имеют исключительно индивидуальный субъективный характер. Поэтому количественный подход не предполагает возможности объективного измерения полезности. Следовательно, один и тот же товар может приносить высокую полезность одному потребителю и никакой полезности другому. То есть в отличие от производства, где прибыль от одного товара может быть примерно одинаковой, полезность одного товара для потребителя может быть совершенно разной. Кроме того, в ютилях можно сравнивать полезность одного потребителя для разных товаров. В этом количественном подходе говорится о том, что только потребитель может дать оценку полезности.
Предельная полезность – это прирост общей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на одну единицу. То есть это полезность от потребления последней единицы товара, а не какая-то огромная полезность.
Первый закон Госсена или принцип убывающей предельной полезности.
В одном непрерывном акте потребления предельная экономическая полезность убывает так, что в пределе достигается полное насыщение этим благом. Это связано с тем, что наслаждение, получаемое от потребления товара, снижается по мере того, как все больше единиц этого товара потребляется. То есть товары потребителю просто-напросто надоедает. Классический пример – путник в пустыне доходит до родника с водой и по мере насыщения вода все меньше будет ему нужна: наслаждение, получаемое от каждого нового стакана будет все меньше и меньше. Но нужно отметить, что акт потребления непрерывен: если путник остановится на ночлег, то с утра выпивание будет уже другим актом. Общая полезность растет убывающими темпами. Общая полезность потребления определенного количества экономических благ равна сумме предельных полезностей всех единиц экономических благё входящих в данный набор.
Второй закон Госсена.
Потребитель с фиксированным доходом при данных рыночных ценах на товары достигнет максимального удовлетворения потребностей при установлении равенства предельных полезностей всех продуктов. То есть потребитель должен выровнять все полезности товаров. Если бы какой-то товар давал большую предельную полезность, потребитель увеличивал бы его закупки, отрывая деньги от покупки других товаров. Это перемещение средств продолжалось бы до тех пор, пока закон убывающей предельной полезности не сократил бы полезность данного товара до полезности других. Например, если потребителю нравится мороженое и йогурт, но мороженое нравится больше, а у него есть возможность купить 6 единиц, а цена одинаковая, то он купит 4 единицы мороженого и 2 единицы йогурта. При этом предельная полезность от четвертого мороженого будет абсолютно равна предельной полезности от второго йогурта, потому что йогурт ему надо меньше, он ему меньше нравится.
Порядковый подход(вопрос №16)
В соответствии с этим подходом потребитель уже не должен измерять полезность в ютилях.
Потребитель должен быть способен упорядочить все товарные наборы по их предпочтительности. Порядковый подход базируется на четырех аксиомах.
Аксиома совершенной упорядоченности. Потребитель должен быть способен упорядочить все товарные наборы по отношению предпочтительности (обозначается выгнутой галочкой>) или безразличия (обозначается знаком приближенности~).
Аксиома транзитивности. Пусть А, В, С – товарные набора, если А предпочтительнее В, а В предпочтительнее С. Или если А безразлично В, а В безразлично С, то А безразлично С. А~В, В~С =» А~С.
Аксиома ненасыщения. Если товарный набор А содержит большее количество одного товара по сравнению с набором В и равные количества остальных товаров, то А предпочтительнее В.
Аксиома независимости потребителя. Удовлетворение потребителя зависит исключительно от потребленных им товаров и не зависит от количества товаров, потребленных другими.
Подведем итог подхода. Таким образом, в соответствии с данным подходом понятие полезности означает порядок предпочтения, а задача максимизации полезности в сводится к задаче выбора потребителем наиболее предпочтительного для него товарного набора из всех доступных. Если потребитель четко может определить порядок предпочтения, то ему не надо выбирать это количественно.
Раздел Б. Кривые безразличия и карта безразличия. (вопрос №17)
Кривая безразличия – это графическое отображение набора вариантов потребительского выбора, каждый из которых обладает одинаковой полезностью. Поэтому ни один из вариантов, составляющих данный набор, не имеет предпочтения перед другими.
Карта безразличия – это набор кривой безразличия для одного потребителя и одной пары экономических благ.
Рисунок 5.1. Карта безразличия.
Рассмотрим свойства кривых безразличия.
1. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, так как предполагают выбор, то есть отказ от одного товара ради увеличения потребления другого.
2. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой безразличия, представляет более предпочтительный для данного потребителя товарный набор. Получается, что если на кривой U3 лежит некий товар, то он предпочтительнее товара на кривой U2.
3. Кривые безразличия никогда не пересекаются.
Рисунок 5.2.
Доказываем от противного, предположим, что кривые пересекаются. А безразлично В, поскольку они принадлежат одной кривой и А безразлично С, поскольку они тоже лежат на одной кривой. Следовательно, по аксиоме транзитивности В безразлично С. Однако В содержит большее количество товара У и равное количество товара Х, по сравнению с набором С, следовательно по аксиоме ненасыщения В предпочтительнее С. Противоречие! Следовательно, кривые не пересекаются.
Закон замещения.
Кривые безразличия выпуклы к началу координат. Это неслучайно, такая форма кривых иллюстрирует свойство, называемое законом замещения. Закон говорит следующее: чем дефицитнее экономическое благо, тем выше его относительная стоимость замещения. Его предельная полезность возрастает относительно предельной полезности экономического блага, находящегося в большем изобилии. Если мы отдаляемся от центра кривой, то получается, что у нас уже очень мало Х и много товара У.
В связи с законом замещения надо ввести такое понятие, как предельная норма замещения товаром Х товара У. Обозначается норма так: MRSxy. Это количество товара У, которое должно быть сокращено в обмен на увеличение количества товара Х на одну единицу с тем, чтобы уровень удовлетворения потребностей остался неизменным.
Бюджетная линия(вопрос №18)
Потребитель ограничен в своих средствах, поэтому для изображения множества доступных ему товарных наборов используется бюджетная линия или линия бюджетных ограничений. Если рассматривать систему из двух товаров Х и У, то смысл бюджетного ограничения сводится к тому, что доход потребителя равен сумме его расходов на товары Х и У.
Рисунок 5.3. Линия бюджетных ограничений.
Все товарные наборы, которые соответствуют точкам на бюджетной линии, доступны для потребителя. Все товарные наборы, расположенные выше и правее, для потребителя недоступны, а наборы, находящиеся ниже бюджетной линии, предполагают неполное использование средств. Таким образом, бюджетная линия ограничивает сверху множество доступных потребителю товарных наборов. При изменении дохода потребителя бюджетная линия сдвинется параллельно самой себе вверх при росте дохода, а вниз при его снижении. При изменении соотношения цен товаров Х и У, бюджетная линия изменит наклон. См. пунктир на Рис. 5.3.
Оптимум потребителя (вопрос №18)
Равновесие потребителя или оптимум потребителя. Смысл в накладывании рисунка 5.1. на рисунок 5.3. так, чтобы линия ограничений стала касательной.
Рисунок 5.4. Оптимум потребителя
Из всех доступных для себя наборов потребитель выберет тот, который наиболее удален от начала координат, этот набор обеспечит ему максимальное удовлетворение. Он не выберет точку А, поскольку при движении влево и вверх вдоль бюджетной линии он может перейти на более удаленную от начала координат кривую. Он не сможет выбрать точку на кривой U3 в соответствии со своим бюджетом. Он выберет току Е, в которой бюджетная линия касается кривой U2, только в этой точке он попадет на самую удаленную из возможных кривую безразличия. В этой точке Е выполняется равенство 5.1.
Тема 6. Материальное производство
Производство. Производственная функция. (вопрос №19)
Теория материального производства рассматривает процесс превращения производственных ресурсов в продукт. Она изучает соотношение между количеством использованных ресурсов и объемом выпуска. Методологически эта теория симметрична теории потребления. Однако теория потребления субъективна, а следовательно, в ней присутствует неопределенность, а теория материального производства имеет объективную природу и определенные средства меры. То что в теории потребления было полезностью, здесь – прибыль, то что было неполезным, здесь – убытки. Но в отличии от абстрактных ютилей, здесь все измеряется в конкретных единицах, потому что теория материального производства совершенно объективна.
Производственная функция описывает множество технически эффективных способов производства. Она строится при заданной технологии и изменяющемся соотношении факторов производства.
Записать ее можно следующим образом: Равенство 6.1
, где L – труд, K – капитал
Например, чтобы выкопать канаву нужно либо много рабочих и мало денег, либо один экскаватор и много средств на его содержание.
Каждый способ производства, каждый производственный процесс характеризуется определенной комбинацией ресурсов, безусловно, необходимых для получения единицы продукции при данной технологии. Если какой-то способ производства требует больше ресурсов, чем другой, то он является менее эффективным. Эффективность определяется ценами, изменение соотношения цен может сделать эффективный способ неэффективным и наоборот.
Свойства производственной функции:
1. Существует предел, для роста производства путем увеличения затрат одного ресурса при неизменном количестве других ресурсов.
2. Существует определенная взаимодополняемость и взаимозаменяемость факторов производства.
3. Изменения в применении факторов производства более эластичны в длительном периоде, чем коротком. Мгновенно изменить все факторы невозможно. Период времени, который определяется как длительный, варьируется в зависимости от отрасли: для строительной сферы это пара месяцев, а для нефтепереработки несколько лет.
Существует функция производственных затрат, которая характеризует зависимость затрат ресурсов от объема выпуска продукции. Частными случаями являются функция издержек, описывающая связь между объемом производства продукции и издержками производства, а также инвестиционная функция, описывающая зависимость необходимых капиталовложений от производственной мощности предприятия.
Изокванта (вопрос №20)
Графически каждый способ производства может быть представлен точкой, координаты которой характеризуют минимальное необходимое для производства данного объема продукции количество ресурсов, например труда и капитала. Изокванта это графическое изображение производственной функции. Она представляет собой геометрическое место точек, в которых различные сочетания факторов производства дают одно и то же количество производимой продукции. Изокванта вообще похожа на функцию безразличия.
Рисунок 6.1 Стандартная конфигурация изокванты
Каждая кривая соответствует одному объему выпуска продукции.
Свойства изоквант:
1. Изокванты никогда не пересекаются
2. Изокванты имеют отрицательный наклон, так как при снижении затрат одного ресурса выпуск можно сохранить на прежнем уровне только увеличив затраты другого ресурса.
3. Большему выпуску продукции соответствует более удаленная от начала координат изокванта.
4. Поскольку оба ресурсы абсолютно необходимы, то изокванты не имеют общих точек с осями координат. То есть, сколько бы мы не увеличивали капитал, полностью отказаться от использования рабов мы не сможем.
Теперь надо рассмотреть категорию, очень похожую на категорию из теории потребления. Там было понятие предельная норма замещения.
Предельная норма технологического замещения MRTSLK показывает, сколько единиц труда нужно ввести в производственный процесс при сокращении капитала на одну единицу с тем, чтобы объем выпуска остался неизменным. Например, на предприятии сломался станок, капитал, таким образом, понизился на единицу, а значит, надо выяснить, сколько надо рабочих, чтобы заменить этот станок.
Изокванты, как и кривые безразличия могут иметь различную конфигурацию помимо стандартной, изображенной на рисунке 6.1
Рисунок 6.2. Изокванты различной конфигурации
На рисунке а) изображена линейная изокванта, она характеризует абсолютную взаимозаменяемость производственных ресурсов.
На рисунке б) изображена угловая изокванта, она характерна для жесткой дополняемости ресурсов. То есть известен лишь один способ производства, при котором труд и капитал сочетаются единственно возможным способом. Например, один станок – один раб. Можно купить новый станок, но он будет простаивать, если не купить раба, а если купить раба без станка, то он будет страдать херней. Соотношение затрат факторов характеризуется углом наклона луча (пунктир), проведенного от начала координат. То есть чем «ближе» луч к одной из осей, тем больше затраты на этот фактор. При этом луч может быть кривым, это будет означать, что соотношение факторов производства меняется с ростом выпуска.
Расширение производства (вопрос №21)
Расширять производство можно разными способами. При сохранении неизменной технической базы выпуск можно увеличить за счет увеличения объема применяемых ресурсов. Ресурсы бывают разные и такое увеличение объема их применения представляет сложную задачу.
В коротком периоде можно увеличить объем переменного ресурса, в длительном периоде появляются возможности для увеличения применения всех видов ресурсов, и происходит рост масштабов производства.
Для анализа результатов данных процессов используется показатель «отдача от масштаба».
Характеризуется производственной функцией
Равенство 6.2.
Если в длительном периоде объем использованных ресурсов увеличить в n раз, то новая производственная функция будет иметь вид:
Если nQ0 = Q1 то есть если выпуск увеличился тоже в n раз, то имеет место постоянная отдача от масштаба производства. Если Q1 больше, чем nQ0, возрастающая отдача от масштаба, если меньше – то убывающая отдача от масштаба.
Постоянная отдача от масштаба имеет место, когда ресурсы однородны и их количество можно изменять пропорционально. Возрастающая отдача связана с экономией на масштабах производства, то есть величина первоначальных затрат.
Одна и та же величина делится на то количество продукции, которое мы выпустили. Чем больше объем производства, тем
Убывающая отдача обычно обусловлена трудностями управления крупным производством.
Таким образом, с ростом фирмы отдача изменяется: сначала она возрастающая, затем постоянная, потом убывающая.
В коротком периоде в отличие от длительного возможно расширение только одного переменяемого ресурса. Следовательно, рост выпуска происходит при изменяющихся пропорциях меду количествами постоянного и переменного ресурсов. Для того, чтобы проанализировать влияние изменения этих пропорций на объем выпуска необходимо использовать понятие общего продукта ТР, среднего продукта АР и предельного продукта МР переменного ресурса.
ТР – совокупный выпуск
АР – величина общего продукта в соотношении с количеством переменного ресурса при фиксированном количестве постоянного ресурса
МР – приращение общего продукта при увеличении использования переменного ресурса на 1 единицу.
Закон убывающей производительности или закон изменяющейся пропорции:
Рост количества переменного ресурса ведет к снижению его предельного продукта.
Тема 7. Анализ издержек
Раздел А. Концепция затрат
(вопрос №22)
Общие издержки (общественные затраты) – это затраты с точки зрения предприятия, коллектива или общества в целом.
Частные затраты – это затраты с точки зрения отдельного производителя.
Общественные и частные затраты могут совпадать или не совпадать. Несовпадение объясняется тем, что не все результаты производства имеют товарную форму. Некоторые из них напрямую оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на благосостояние общества.
Общие издержки бывают двух видов:
1. Постоянные – не изменяются при росте или снижении объемов производства. Они представляют собой суммы, которые производитель должен выплачивать, даже когда производство стоит на месте.
2. Переменные – полностью зависят от объемов производства.
Предельные издержки – это добавочные издержки производства, которые дают дополнительные единицы продукции.
Средние издержки – это общие издержки в расчете на среднюю продукцию.
Общие издержки и условия прекращения производства (вопрос №23)
Даже когда фирма ничего не производит, она должна покрывать договорные обязательства. В краткосрочной перспективе фирма несет свои постоянные издержки. В случае прекращения производства потери фирмы будут в точности равны величине ее постоянных издержек.
Правила прекращения производства фирмы.
Первое правило. Когда цена производимой продукции снижается настолько, что общие доходы оказываются меньше, чем переменные издержки, а цена ниже, чем средние издержки, фирма будет минимизировать потери прекращением производства.
Второе правило. Критически низкая рыночная цена, при которой доходы равны переменным издержкам или потери равны постоянным покрывается ценой прекращения производства.
Рисунок 7.1 Условия безубыточности и прекращения производства.
P – цена
Q – количество
MC – предельные издержки
AC – средние издержки
AVC – средние переменные издержки
D – спрос
E – точка безубыточности
E’ – точка прекращения производства
P*– цена безубыточности
Ps – цена предложения (цена прекращения произвдства)
Дальше начинается неистовый п**дец, не для слабонервных!
При ценах превышающих точку прекращения производства (>Ps) фирма будет производить вдоль кривой МС, при этом она будет нести потери, но все же она потеряла бы больше, если бы прекратила производство (E – E’). При ценах ниже чем Зы фирма прекратит производство, так как при этом она потеряет только свои постоянные издержки, а продолжая производство потеряет не только их, но и часть переменных издержек. На участке Е – Е прибыли нет, а есть убытки, но поскольку рыночная цена выше средних переменных издержек, то эти убытки меньше, чем если бы в случае прекращения производства, поэтому производство на данном участке продолжается дл минимизации убытков. Лишь когда цена производимой продукции опустится до уровня средних переменных издержек, убытки продолжения производства сравняются с убытками прекращения производства и продолжать производство станет бессмысленно. Поэтому именно точка пересечения линий цены и кривых предельных издержек и средних переменных издержек являются точкой прекращения производства.
Если рыночная цена поднимается выше точки пересечения предельных и средних издержек, то есть МС и АС, выше Р*, то фирма начнет получать чистую экономическую прибыль. Поэтому точка пересечения этих кривых называется точкой безубыточности.
Таким образом, анализ условий прекращения производства показывает, что максимизирующие свою прибыль фирмы должны в коротком периоде продолжать производство, даже если они несут потери. Это условие имеет первостепенное значение, в особенности для тех фирм, которые владеют большим основным капиталом и следовательно имеют высокие издержки. Для таких фирм часто менее дорого продолжать производство, неся определенные потери, чем прекратить производство и быть вынужденными покрывать очень высокие постоянные издержки.