Демографический и трудовой потенциалы
Демографический потенциал– это потенциал страны, важнейшими показателями которого являются:
численность и продолжительность жизни населения; рождаемость и смертность; половозрастная структура; распределение населения по городскому и сельскому признаку.
Численность населения – это существующее на данный период времени его количество в стране, установленное по итогам переписей, суммированное с числом родившихся людей и прибывших за вычетом числа умерших и выбывших с данной территории.
Наибольшей численности населения Беларусь достигла в 1994 году – 10243,5 тыс. чел. На начало 2005 года она уже составляла 980, 1 тыс. чел. По состоянию на 1 декабря 2009 года снизилась до 9660,8 тыс. человек, а по сравнению с соответствующей датой 2008 года сократилась на 12,6 тыс. человек. До 1993 года в стране происходил естественный прирост населения, а с 1993 г. количество умерших превышает число родившихся. За январь-ноябрь 2009 года в республике родилось 100,7 тыс. детей, что на 1,9 тыс. человек больше, чем за январь-ноябрь 2008 года, умерло – 123 тыс. человек (на 0,7 тыс. человек больше).
За январь-ноябрь 2009 года в республику прибыло 18231 человек и выбыло 7074, миграционный прирост составил 11157 человек.
По количеству жителей Беларусь занимает 5-е место среди стран СНГ (после России, Украины, Узбекистана и Казахстана) и 17-е место в Европе (впереди Австрии, Болгарии, Швеции).
До 1917 г. продолжительность жизни людей в стране составляла всего 37,5 года (у мужчин -37, у женщин – 38). Наибольшего показателя достигла в 1964-1969 гг. - 72,9 года (у мужчин -68,8 , у женщин – 76,4). В 2004 г. снизилась до 69 лет (у мужчин до 63,2, у женщин – до 75).
В 2008 году ожидаемая продолжительность жизни в Беларуси составила 70,5 лет (мужчин - 64,7 , у женщин — 75,6). По сравнению с Россией и Украиной это несколько выше (в России у мужчин -60,4 года, у женщин -73,2, в Украине – соответственно -62,4 и 74,1), по сравнению с другими европейскими странами — значительно ниже (в Польше 70,9 и 79,6, в Австрии и Германии – 77,2 и 82,8).
По медицинским данным, продолжительность жизни на 49%-53% зависит от образа жизни, на 18-22% - от наследственности, на 17-20% - от экологии, на 8-10% - от уровня здравоохранения. Более частое злоупотребление вредными привычками (курением, алкоголем и др.) у мужчин - одна из причин возрастания разницы в продолжительности жизни обоих полов в пользу женщин.
В 2008 году - на 12 лет. В городе - на 11 лет, в селе - на 14. По оценке же Программы развития ООН, естественной разницей считается 5 лет.
В 1960 году в Беларуси наблюдался наиболее высокий уровень рождаемости: свыше 24 родившихся на 1 тысячу человек. В 2003 резко снизился до 9 чел. на 1 тыс. населения. В 2008 г. этот показатель повысился до 11,4. По сравнению с 2007 годом число родившихся детей в республике возросло на 4,3%, а в Минске на 6,8%.
Всего в 2008 году в Беларуси родилось 107910 детей, больше всего в Минске - 20806, меньше в Могилевской области - 12275 человек.
Наиболее низкий уровень смертности был в 1960-1966 гг., когда на 1 тыс. населения ежегодно умирало менее 7 человек. В 2003 году этот показатель возрос до 14,5 чел., в 2008 году снизился до 13,9; наиболее высокий его уровень в Брестской и Могилевской областях. Как отмечают медики, снижение смертности в трудоспособном возрасте от внешних причин (32% случаев) и болезней органов кровообращения (31%), особенно у мужчин, остается социальной и медицинской проблемой.
Половозрастная структура: в Беларуси на 1000 мужчин приходится 1136 женщин. До 30 лет женщин меньше, а в возрасте 70 лет и старше на 1000 мужчин уже приходится более 2300 женщин.
Распределение населения на городскоеи сельское: если на начало 1951 г. в городах проживало только 22,2% жителей республики, то уже в 1975 г. численность горожан превысила численность сельских жителей. В 2005 году первые уже составляли 72% всего населения. В 2008 году численность сельского населения уменьшилась на 58 тысяч и стала составлять 2,5 млн. человек, в городах, наоборот, она возросла на 40 тыс. и составила 7,2 млн. чел. В настоящее время в сельской местности проживает 26% всех жителей Беларуси. Высокий уровень урбанизации населения характерен и для других европейских государств.
В настоящее время разработана Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 годы, направленная на предотвращение дальнейших негативных демографических процессов, стабилизации демографической ситуации и создания предпосылок для роста населения. Общая сумма расходов на ее реализацию составляет около Br672,5 млрд. При этом важно отметить, что для улучшения демографической ситуации в стране будет осуществляться финансирование других государственных программ и мероприятий.
Трудовые ресурсы (потенциал) - та часть населения, которая благодаря совокупности физических способностей, специальных знаний и опыта может участвовать в процессе воспроизводства, создания материальных и нематериальных благ и услуг.
Это - население трудоспособного возраста (кроме неработающих инвалидов I и II групп и неработающих лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), а также лица старше и младше трудоспособного возраста, занятые в экономике. В Республике Беларусь к населению трудоспособного возраста относятся мужчины в возрасте от 16 до 60 и женщины – от 16 до 55 лет.
Человеческий капитал представляет собой совокупность навыков, знаний, способностей и их накопленный запас, которыми обладает человек. По концепции Всемирного банка и Международного валютного фонда, человеческий и природный капиталы включаются в национальное богатство. К сожалению, официальная экономическая статистика в Беларуси этого пока не учитывает. Однако, по имеющимся оценкам, доля человеческого капитала в национальном богатстве страны составляет более 55%, что выше, чем в какой-либо другой стране СНГ.
Экономически активное население как часть занятых или ищущих работу жителей страны трудоспособного возраста, предоставляющая свой труд для производства товаров и услуг, составила на начало января 2009 года, по данным Белстата, 4594, 3 тыс.человек при прогнозе 4580-4650. Уровень безработицы был равен 1% к экономически активному населению при планируемом уровне в 1,1-1,2.
Экономически неактивное население – это лица трудоспособного возраста, которые не считаются занятыми или безработными, не входят в состав рабочей силы, включая лиц младшего возраста, установленного для определения экономически активного населения. К нему относятся: учащиеся и студенты, слушатели и курсанты дневных учебных заведений, включая аспирантуры и докторантуры; лица, получающие пенсию и др.; занятые домашним хозяйством, уходом за детьми, больными родственниками; не состоящие на учете безработные, которые могут и готовы работать; другие лица, у которых нет необходимости работать, независимо от источника дохода.
Учитывая, что численность занятых лиц в экономике в 2008 году увеличилась по сравнению с 2007 годом на 0,6%, а уровень официальной безработицы к экономически активному населению снизился всего на 0,1% (с 1% до 0,9), соответственно уменьшилось экономически неактивных лиц.
Занятые в экономике – это лица, работающие на предприятиях всех форм собственности, включая субъекты малого предпринимательства; в фермерских хозяйствах; занятые предпринимательской деятельностью и самозанятое население.
Численность занятых в экономике Беларуси уменьшилась с 5150,8 тыс. чел. в 1990 году до 4305 тыс. чел. в 2003 году и несколько возросла на начало 2010 года – до 4573 тыс. чел. За этот период произошли существенные изменения в структуре занятости. Доля занятых в сельском хозяйстве, строительстве, промышленности, транспорте, науке уменьшилась, а удельный вес работников лесного хозяйства, связи, торговли, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания увеличился. Одним из важнейших конкурентных преимуществ страны является высокий общеобразовательный уровень населения и сложившаяся эффективная система подготовки квалифицированных кадров.
За годы государственного суверенитета в Республике Беларусь проведена большая работа по проведению активной демографической политики, направленной на обеспечение режима воспроизводства населения, близкого к экономически развитым странам, характеризуемого ростом населения, сознательно регулируемой рождаемостью, снижающейся смертностью, повышающейся продолжительностью жизни.
Стратегической целью демографической политики на рынке труда является обеспечение свободно избранной, продуктивной занятости и создание условий для более полной реализации трудового потенциала общества в соответствии с профессиональными возможностями каждого человека.
Важнейшей задачей миграционной политики является оптимизация межгосударственных перемещений населения на основе сочетания государственных и личных интересов граждан; повышение эффективности воздействия на процессы внутренней миграции с учетом потребностей социально-экономического развития отдельных регионов страны, необходимости сохранения демографического потенциала сельской местности.
Так, за период 2000-2008 гг. 364 молодые семьи безработных при содействии государства добровольно сменили место жительства — переехали в сельские регионы и получили работу и жилье
В области внешней миграции политика государства должна быть направлена на совершенствование миграционного законодательства и выполнение международных договоров и соглашений.
К числу важнейших документов государственной политики в области народонаселения относятся: Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, вступивший в силу с 01.01.1999 г, Трудовой Кодекс – с 01.01.2000 г.; законы Республики Беларусь «О демографической безопасности Республики Беларусь» (2002 г.), «О занятости» (1999.), «О внешней трудовой миграции» (1998 г.), «Об иммиграции» (1998 г.), «О гражданстве» (2002 г), «О беженцах» (1999 г.), «О здравоохранении» (2002 г.), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения «(1998 г.), «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» (1991 г.). Разработаны президентская программа «Дети Чернобыля», государственная программа «Здоровье нации», республиканские программы «Женщины Республики Беларусь», «Национальная Стратегия устойчивого социально - экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.» и др.