Тема 6. Ценовая политика и стратегия предприятия.
1. Ценовая политика предприятия, основные ценовые стратегии.
2. Система цен на продукцию сельского хозяйства, виды цен и их классификация.
3. Методы ценообразования.
1. Важнейшим рычагом экономического механизма хозяйственной политики субъекта хозяйствования является цена, которая отражает все стороны экономической деятельности. В условиях рынка цена выступает связующим звеном между производителем и потребителем, обеспечивает равновесие спроса и предложения.
Цена — денежное выражение стоимости, ценности (полезности) товара, работ, услуг для потребителя. В условиях рыночной экономики значение цены огромно, она определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы, оказывает влияние на массу прибыли, рентабельность.
Как экономическая категория товарного производства цена выполняет различные функции. На уровне субъекта хозяйствования цена выполняет учетную, стимулирующую и распределительную функции.
В учетной функции цены отражаются общественно необходимые затраты па производство и реализацию продукции (работ, услуг), оцениваются затраты и результаты производства.
Стимулирующая функция цены проявляется через стимулирование качества, развитие и стимулирование НТП, ресурсосбережения, повышение эффективности производства.
Распределительная функция цены предусматривает распределение прибыли между государством, муниципалитетом и субъектом хозяйствования через учет в цене акцизов на отдельные товары, НДС, прибыли.
В современных условиях субъекты хозяйствования самостоятельно определяют ценовую политику.
Ценообразование представляет собой сложный процесс, так как субъект хозяйствования должен провести маркетинговые исследования рынка (собрать и систематизировать информацию о рынке), определить основные цели своей ценовой политики на определенный период времени, выбрать метод ценообразования, установить конкретный уровень цены, сформировать систему скидок и надбавок к цене, определить коэффициент корректировки ценового поведения в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры. Ценовая политика является главной составляющей в системе маркетинга.
Ценовая политика — это многоплановое понятие, представляющее собой совокупность целей, средств и методов, создающих систему ценообразования и охватывающий весь ассортимент выпускаемой продукции.
Целями ценовой политики могут быть:
• сохранение положения на рынке (выживаемость);
• максимизация прибыли по всей номенклатуре товара;
. максимальное увеличение объема сбыта продукции;
• завоевание лидерства (по показателям качества;
Принципы ценовой политики направлены на:
1. достижение заданной величины прибыли на единицу вложенного капитала
2. обеспечение стабильного положения на рынке
3. активизацию покупательского спроса
4. соблюдение государственных правовых актов
Реализация ценовой политики включает несколько последовательных этапов:
- выработка целей ценообразования;
- анализ ценообразующих факторов (внешних: спрос, предложение, цены конкурентов, потребители; рыночная среда; участники каналов товарообращения; государство и внутренних: жизненный цикл товаров на рынке, издержки на сырье, материалы, рабочую силу, рекламу);
- выбор метода ценообразования;
- принятие решения об уровне цен.
Различают несколько форм реализации ценовой политики: сохранение стабильных цен; изменение цен; установление единых цен; применение гибких цен. При этом предприятие может использовать такие методы реализации ценовой политики как:
-обеспечение заданной цены массовой поставкой товара
- масштабное завоевание рынка
-выжидание ажиотажного спроса
- «снятие сливок» путем кратковременного повышения цен на новые товары..
В соответствии с целями ценообразования формируется стратегия предпринимательской деятельности в части ценовой политики. Ценовая стратегия – обоснованный выбор из нескольких вариантов цены, направленный на достижение максимальной (нормативной) прибыли для фирмы на рынке в рамках планируемого периода. Предприятие разрабатывает ценовую стратегию исходя из особенностей товара, возможностей изменения цен и условий производства (издержек), ситуации на рынке, соотношения спроса и предложения.
Предприятие может выбирать пассивную ценовую стратегию, следуя за «лидером в ценах» или основной массой производителей на рынке, или попытаться реализовать активную ценовую стратегию, учитывающую прежде всего его собственные интересы. Выбор ценовой стратегии, кроме того, во многом зависит от того, предлагает ли предприятие на рыке новый, модифицированный или традиционный товар.
Различают следующие типы стратегий ценообразования:
1. выживание предприятия – кратковременное установление низких цен с целью ликвидации излишних запасов на складе, при этом предприятие может терять всю прибыль;
2. «снятие сливок» при вводе на рынок товара – истинной новинки; Используя товары-новинки, отдельные покупатели получают экономию на издержках, на качественно новом уровне удовлетворяя свои потребности. Как только наступает насыщение этого сегмента рынка товаром-новинкой по высокой цене, фирма снижает цену, переходя к другому сегменту. Таким образом, достигается привлечение максимального количества покупателей в каждом сегменте рынка.
3. краткосрочная максимизация прибыли и повышение уровня рентабельности, что в свою очередь увеличивает доходность и инвестиционные возможности предприятия в целом; В перспективном плане она является производной от глобальной цели — максимизации ценности фирмы, т.е. максимальной стоимости ее активов при продаже их по рыночным ценам. Реализуя эту цель, предприятие делает основной упор на краткосрочные ожидания прибыли и мало учитывает долгосрочные, перспективы работы на рынке. Также слабо принимаются во внимание ответные действия конкурентов и меры воздействия государства, направленные на регулирование деятельности рынка.
4. краткосрочное максимальное увеличение сбыта продукции, при этом предприятие исходит из того, что увеличение объема продаж приводит к снижению затрат на единицу продукции и как следствие к увеличению прибыли, с учетом замера чувствительности рынка к уровню цены руководство предприятия устанавливает цены на минимально допустимом уровне. Это обеспечивает на какое-то время расширение ниши рынка, занимаемой предприятием. Однако политика низких цен может обеспечить положительный результат только в том случае, когда чувствительность рынка к ценам очень велика и расширение объема производства сопровождается снижением издержек производства. Это очень рискованная политика, так как может привести к развязыванию ценовой войны;
5. завоевание лидерства на рынке и в определении цен – реализуется только крупными компаниями, существующими, как правило, в условиях олигополии. Например, концерн «Du Pont» на новинки своего производства — целлофан, нейлон, тефлон, обладающие неоспоримыми преимуществами перед товарами конкурентов, устанавливает максимально возможную цену. Стремление к завоеванию лидерства может проявляться и в производстве продукции гарантированно высокого качества. В этом случае фирма, которой удается на протяжении многих лот сохранять за собой такую репутацию, устанавливает более высокую цену по сравнению с конкурентами, чтобы компенсировать повышенные затраты. А уже само имя фирмы является надежным гарантом непревзойденного качества, как, немецкая фирма «Мерседес» — в автомобилестроении, американская фирма «Good Year» — в производстве автомобильных шин.
При выпуске нового товара предприятие выбирает, как правило, одну из следующих ценовых стратегий:
Стратегия «снятия сливок».
Суть ее заключается в том, что с самого начала появления нового товара на рынке на него устанавливается максимально высокая цена в расчете на потребителя, готового купить товар по такой цене. Снижение цен имеет место после того, как спадет первая волна спроса. Это позволяет расширить зону продажи — привлечь новых покупателей.
Такая стратегия имеет ряд преимуществ:
• высокая цена позволяет легко исправить ошибку в цене, так как покупатели более благосклонно относятся к снижению цены, нежели к ее повышению;
• высокая цена обеспечивает достаточно большой размер прибыли при относительно высоких издержках в первый период выпуска товара;
• повышенная цена позволяет сдерживать покупательский спрос, что имеет определенный смысл, так как при более низкой цене предприятие не смогло бы полностью удовлетворить потребности рынка в связи с ограниченностью своих производственных возможностей;
• высокая первоначальная цена способствует созданию имиджа качественного товара у покупателей, что может облегчить его реализацию в дальнейшем при снижении цены;
• повышенная цена способствует увеличению спроса в случае престижного товара.
Основным недостатком такой стратегии ценообразования является то, что высокая цена привлекает конкурентов — потенциальных производителей аналогичных товаров. Стратегия «снятия сливок» наиболее эффективна при некотором ограничении конкуренции. Условием успеха является также наличие достаточного спроса.
Стратегия проникновения (внедрения на рынок)._ Для привлечения максимального числа покупателей предприятие устанавливает значительно более низкую цену, чем цены на рынке на аналогичные товары конкурентов. Это дает ему возможность привлечь максимальное число покупателей и способствует завоеванию рынка. Однако такая стратегия используется только в том случае, когда большие объемы производства позволяют возмещать общей массой прибыли ее потери на отдельном изделии. Реализация такой стратегии требует больших материальных затрат, чего не могут позволить себе мелкие и средние фирмы, поскольку они не располагают возможностями быстро расширить производство. Стратегия дает эффект при эластичном спросе, а также в том случае, если рост объемов производства обеспечивает снижение издержек.
Стратегия психологической иены основана на установлении такой цены, которая учитывает психологию покупателей, особенности их ценовосприятия. Обычно цена определяется в размере чуть ниже круглой суммы, у покупателей при этом создается впечатление очень точного определения затрат на производство и невозможности обмана, более низкой цены, уступки покупателю и выигрыша для него. Учитывается также и тот психологический момент, что покупатели любят получать сдачу. На самом же деле в выигрыше оказывается продавец за счет увеличения количества проданной продукции и соответственно суммы полученной прибыли.
Стратегия следования за лидером в отрасли или на рынке предполагает, что цена на товар устанавливается исходя из цены, предлагаемой главным конкурентом, обычно ведущей фирмой отрасли, предприятием, доминирующим на рынке.
Нейтральная стратегия ценообразования исходит из того, что определение цены на новую продукцию осуществляется на основе учета фактических издержек ее производства, включая среднюю норму прибыли на рынке или в отрасли по формуле:
Ц = С + А + Р (С + А), где
С — издержки производства,
А — административные расходы,
Р — средняя норма прибыли на рынке или в отрасли.
Стратегия установления престижной цены основана на установлении высоких цен на изделия очень высокого качества, обладающие уникальными свойствами.
Ценовые стратегии на товары, реализуемые на рынке относительно продолжительное время, могут также ориентироваться на различные виды цен.
Стратегия скользящей иены предполагает, что цена устанавливается почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения и постепенно снижается по мере насыщения рынка (особенно оптовая цена, а розничная цена может быть относительно стабильной). Такой подход к установлению цены применяется чаще всего по изделиям массового спроса. В этом случае тесно взаимодействуют цены и объемы выпуска товаров: чем больше объем производства, тем больше у предприятия (фирмы) возможностей снизить издержки производства и, в конечном счете, цены. При данной стратегии ценообразования необходимо:
• помешать появлению на рынке конкурента;
• постоянно заботиться о повышении качества продукции;
• снижать издержки производства.
Долговременная цена устанавливается на товары массового спроса. Действует она, как правило, длительное время и слабо подвержена изменениям.
Цены потребителъского сегмента рынка устанавливаются на одни и те же виды товаров и услуг, которые реализуются различным социальным группам населения с неодинаковым уровнем дохода. Такие цены могут, например, устанавливаться на различные модификации легковых автомобилей, на авиабилеты и т.д. Важно при этом обеспечить правильное соотношение цен на различные изделия и услуги, что составляет определенную трудность.
Стратегия гибкой иены основана на ценах, которые быстро реагируют на изменения соотношения спроса и предложения на рынке. В частности, если имеют место сильные колебания спроса и предложения в относительно короткие сроки, то применение этого вида цен оправданно, например, при продаже некоторых продуктов питания (свежей рыбы, цветов и т.д.). Использование такой цены эффективно при небольшом числе уровней управленческой иерархии на предприятии, когда права по принятию решения по ценам делегированы самому нижнему уровню управления.
Стратегия преимущественной иены предусматривает определенное понижение цены на товары предприятия, которое занимает доминирующее положение (доля рынка 70—80%) и может обеспечить значительное снижение издержек производства за счет увеличения объемов выпуска и экономии на расходах по реализации товаров. Основная задача предприятия — воспрепятствовать внедрению на рынок новых конкурентов, заставить их платить слишком большую цену за право внедрения на рынок, что по карману не каждому конкуренту.
Стратегия установления цен на изделия, снятые с производства, выпуск которых прекращен, предполагает не распродажу по сниженным ценам, а ориентацию на строго определенный круг потребителей, нуждающихся именно в этих товарах. В таком случае цены выше, чем на обычные товары. Например, при производстве запасных частей к легковым автомобилям и грузовикам самых разных марок и моделей (включая снятые с производства).
В целом система ценовых стратегий включает 3 группы: стратегии дифференцированного ценообразования, с. конкурентного ценообразования, с. ассортиментного ценообразования. Стратегии дифференцированного ценообразованияоснованы на неоднородности покупателей и возможности продажи одного и того же товара по разным ценам. Они бывают:
Ценовая стратегия скидки на втором рынке основана на особенностях переменных и постоянных затрат по сделке. Фирме выгодно использовать этот метод. Например, часто новые лекарства сталкиваются с конкуренцией идентичных, но намного более дешевых непатентованных средств. Перед фирмой встает выбор: либо сохранить довольно высокую цену на патентованные лекарства и потерять часть рынка, либо снизить цену, понести убытки на этой разнице, но сохранить или расширить рынок сбыта. Возможная стратегия заключается в дифференцированном ценообразовании на патентованные и непатентованные лекарства.
Ценовая стратегия периодической скидки базируется на особенностях спроса различных категорий покупателей. Эта стратегия широко применяется при временных и периодических снижениях цен на модные товары вне сезона, внесезонных туристических тарифов, цен на билеты на дневные представления (спектакли), на напитки в течение дня, а также при установке цен на коммунальные услуги во время пиковой нагрузки. Стратегия также применяется при снижении цен на устаревшие модели, приоритетном установлении цен на дефицитные товары и в стратегии «снятия сливок», т.е. установления высокой цены на новый усовершенствованный товар в расчете на потребителей, готовых купить по этой цене. Основной принцип стратегии таков: характер снижения цен можно прогнозировать во времени и он известен покупателям.
Ценовая стратегия «случайной» скидки («случайного» снижения цен) опирается на поисковые затраты, мотивирующие случайную скидку. Таким образом фирма пытается одновременно максимизировать количество покупателей, информированных о низкой цене и не информированных, покупающих скорее по высокой, чем по низкой цене, Поэтому данная стратегия называется еще «продажей по переменным ценам». Основное применение стратегии «случайных» скидок — неоднородность поисковых затрат, позволяющая фирмам привлекать скидками информированных покупателей.
Стратегии конкурентного ценообразованиястроятся на учете конкурентоспособности фирмы посредством цен.
Ценовая стратегия проникновения на рынок основана на использовании экономии за счет роста масштабов производства. Эта стратегия используется для внедрения новых товаров на рынок.
Ценовая стратегия по «кривой освоения» базируется на преимуществах приобретенного опыта и относительно низких затратах по сравнению с конкурентами. При использовании этой стратегии покупающие товар в начале делового цикла получают экономию по сравнению с последующими покупателями, так как они покупают товар по цене более низкой, чем готовы были заплатить.
Ценовая стратегия сигнализирования строится на использовании фирмой доверия покупателя к ценовому механизму, созданному конкурирующими фирмами. Сигнализирование ценами привлекает новых или неопытных покупателей на рынке, которые не осведомлены о конкурентных товарах, но считают качество важным. Хороший пример — успех некоторых дорогих, но низкокачественных товаров.
Ценовая географическая стратегия относится к конкурентному ценообразованию для соприкасающихся частей рынка. Эта стратегия в зарубежной практике называется ФОБ (франко-станция отправления).
Стратегии ассортиментного ценообразованияприменимы, когда у фирмы имеется набор аналогичных, сопряженных или взаимозаменяемых товаров.
Ценовая стратегия «набор» применяется в условиях неравномерности спроса на невзаимозаменяемые товары.
Стратегия смешанных наборов создает эффект сравнимой цены, набор предлагается по цене, которая намного ниже цен его элементов. Примерами данной стратегии служат сезонные билеты, комплексные обеды, наборы стереоаппаратуры и комплектующих деталей для автомобилей.
Ценовая стратегия «комплект» основана на различной оценке покупателями одного или нескольких товаров фирмы.
Ценовая стратегия «выше номинала» применяется фирмой, когда она сталкивается с неравномерностью спроса на заменяемые товары и может получить дополнительную прибыль за счет роста масштабов производства.
Ценовая стратегия «имидж» используется, когда покупатели ориентируются на качество исходя из цен на взаимозаменяемые товары.
2. Система цен – это единая упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между различными участниками национально и мирового рынков. Взаимосвязь цен выражается в том, что повышение или понижение одних, вызывает изменение других.
Дифференциация цен по сферам торговли или характеру обслуживаемого оборота включает следующие виды цен: оптовые, розничные, закупочные, тарифы, договорные (контрактные), свободные.
Оптовыми называют цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой. торговли. Обычно по оптовым ценам предприятия-производители реализуют продукцию либо друг другу, либо торговым организациям.
Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в розничной торговой сети. Обычно по этим ценам реализуют товары в небольшом объеме населению, в меньшей мере — предприятиям. Розничная цена выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются издержки обращения и создается прибыль в организациях розничной торговли.
Закупочные цены — это цены, по которым государство закупает продукцию у сельскохозяйственных товаропроизводителейI для своих нужд.
Цены, устанавливаемые на разного рода производственные и непроизводственные услуги (транспортные, коммунальные, связи и т. д.) называются тарифами (расценками).
Договорные (контрактные) цены устанавливаются по согласованию сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор (контракт) самостоятельно определяют уровень цен. В ряду случаев в договоре фиксируется не абсолютная величина цен, и верхний и нижний их уровень, либо связь с другими ценами (рыночными и т. д.). Оговаривается также допустимость корректировки контрактных цен в связи с инфляцией, принятием новых нормативных актов.
Свободные (рыночные) цены освобождены от непосредственного вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения.
Монопольные цены устанавливаются фирмами или организациями, не имеющими конкурентов на рынке. Обычно монополисты завышают цены на собственную продукцию и занижают цены и товары, приобретаемые ими. Для защиты от таких недобросовестных действий применяются меры антимонопольного законодательства.
По времени действия различают цены:
Постоянные (твердые), которые не меняются в течение всего срока действия контракта;
Текущие, меняющиеся в рамках одного контракта и отражающие изменение ситуации на рынке;
Сезонные, действующие в пределах определенного периода времени.
В экономическом анализе и статистике широко используются сопоставимые (неизменные) цены. Это единые для всей страны цены какого-либо определенного года, используемые при сопоставлении стоимостных показателей (например, валового объема производства) в динамике. В настоящее время используются сопоставимые цены 1994г.
Дифференциация цен по типу рынка на котором они образуются включает
Биржевые – цена на товары, реализуемые в порядке биржевой торговли, является свободной, зависит от спроса и объема сделки, она котируется, т.е. определяется ее типовой уровень и публикуется в бюллетенях
Аукционные – цены товара, проданного на аукционе, может существенно отличаться от рыночной, т. к. отражает уникальные свойства товара.
При дифференциации цен по степени участия государства в процессе ценообразования цены подразделяются на:
Свободные (рыночные) – цены, складывающиеся в процессе взаимоотношений субъектов ценообразования на рынке под влиянием коньюнктуры.
Регулируемые – цены, складывающиеся на рынке в процессе прямого государственного воздействия. Различают прямые и косвенные методы регулирования. Прямое регулирование осуществляется путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности. Косвенное регулирование предполагает воздействие на цены через изменение налогов и процентных ставок за кредит. Разновидностью регулируемых цен в сельском хозяйстве являются целевые и гарантированные цены.
Целевые цены устанавливаются Правительством РФ для обеспечения паритетного соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, покрытия расходов, вызванных взиманием налогов и других платежей, для получения работниками сельского хозяйства доходов на уровне среднего дохода по всем отраслям экономики и прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства. Целевые цены на сельскохозяйственную продукцию используются в качестве основы для установления гарантированных цен и залоговых ставок при залоге сельхозпродукции, а также для расчета дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям,
Гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию применяются в случае, если средние рыночные цены ниже гарантированных, а также при реализации сельхозпродукции непосредственно государству или при осуществлении доплат товаропроизводителям. Они рассчитываются на основе целевых цен и устанавливаются органами государственной власти. Гарантированная цена должна обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям (с учетом прочих форм государственной поддержки) получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства. Перечень сельскохозяйственной продукции, объемы (квоты) ее реализации, уровень гарантированных цен и порядок их применения устанавливаются Правительством РФ. Указанные квоты не должны превышать в среднем 50 % объема товарной продукции сельскохозяйственных предприятий. Если установить их на более высоком уровне, будут потеряны рыночные стимулы, снизится активность товаропроизводителей.
Дифференциация цен по стадиям ценообразования отражает количественную взаимосвязь цен, складывающихся по мере движения товара от производителя к потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товара является составным элементом цены последующей стадии. Они подразделяются на оптовые цены изготовителя, отпускные оптовые цены, оптовые цены закупки и розничные цены.
3. Выбор метода ценообразования является важным этапом формирования цены. Правильно установленная цена должна возмещать все издержки и обеспечивать получение прибыли. Оптимальный уровень цены находится между минимальным, определяемым затратами и максимальным, диктуемым спросом. Наиболее распространены следующие методы ценообразования:
1. Затратный (наценочный или средние издержки плюс прибыль) . Основой расчета являются средние издержки производства плюс стандартная наценка на себестоимость. Размеры наценки могут варьироваться в широких пределах в зависимости от видов товаров (табачные изделия — 20%, женские головные уборы — 50%). Разница в наценках находится в зависимости от стоимости товаров, их оборачиваемости, объемов продаж.
Данный метод используют крупные предприятия-монополисты и предприятия оптово-розничной торговли. Недостатком данного метода является то, что менеджеры руководствуются в основном издержками, мало учитывая спрос, не занимаются маркетинговыми исследованиями.
2. Расчет иены на основе безубыточности и целевой прибыли. Хозяйствующий субъект устанавливает такую величину цены, которая обеспечивает желаемый объем прибыли. Методика формирования цены с расчетом на получение целевой прибыли основывается на графике безубыточности и ожидаемой выручки при разных уровнях объема продаж. Выручка зависит от цены товара. Подбирается такое сочетание объема выпуска и цены, которое обеспечивает нужную прибыль. Если цена завышена, то спрос на товар может сократиться. Данный метод ценообразования предполагает рассмотрение разных вариантов цен, их влияние на объем сбыта, необходимый для обеспечения безубыточности и обеспечения целевой прибыли.
3. Метод установления иены на основе ощущаемой ценности ( уникальности товара). Основным фактором при данном методе ценообразования считаются не издержки, а восприятие товара покупателем. Для формирования в сознании потребителей представления о ценности товара субъект хозяйствования использует в своей маркетинговой политике специальные приемы воздействия. Это делается на основе сервисного обслуживания, гарантий покупателю, передачи права пользования товарной маркой в случае перепродажи. Ценой только подтверждается в сознании покупателя ценность товара. На основе данной методики субъект хозяйствования приступает к расчету цены, которая учитывает психологическое восприятие покупателей, соответствие ценовому образу фирмы, учитывает реакцию конкурентов. Особенностью данного метода ценообразования является то, что он учитывает не столько экономические, сколько психологические факторы, такие как престижность товара (дорогие автомобили, драгоценности, картины и т.п.).
4. Метод следования за лидером_(конкурентом), или на уровне текущих иен. В качестве основы для расчета цены используются цены конкурентов, фирм-лидеров и меньше всего обращается внимание па показатели собственных издержек или спроса. Данный метод ценообразования используют мелкие фирмы, которые обычно следуют за лидером, изменяя цены, когда их меняет рыночный лидер. При изменении экономической конъюнктуры, изменении спроса на свои товары или собственные издержки данные субъекты хозяйствования становятся банкротами. Расчетно-маркетинговый метод ценообразования наиболее дорогостоящий. Данный метод используют те субъекты хозяйствования, которые имеют прочную финансовую базу. Данный метод предполагает анализ цен конкурентов за ряд периодов, определение тренда, возможного изменения цены в будущем, расчет цены при неизменных факторах и изменяющихся. В данном случае субъект хозяйствования имеет несколько вариантов цен в зависимости от конкретной ситуации на рынке данного товара.
5. На основе закрытых торгов - используется при борьбе за крупные заказы. В данном случае предприятие исходит из ожидаемых ценовых предложений конкурентов. Чем выше цена тем выше вероятность выиграть торги; но при этом такая цена не может быть ниже себестоимости.
6. Метод маржинальной прибыли позволяет быстро определить, какой объем продукции необходимо произвести и реализовать для получаемой величины прибыли в планируемом периоде. В зарубежной практике существуют понятия долгосрочного и краткосрочного нижнего предела цены. Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую цену можно установить, чтобы покрыть полные затраты на производство и сбыт товара (равен полной себестоимости изделия). Краткосрочный нижний предел цены сориентирован на цену, покрывающую лишь переменные затраты. Расчет краткосрочного нижнего предела цены связан с учетом и калькулированием по системе «директ-костинг». При данной системе анализируется влияние снижения цены на выручку от продажи товара, на себестоимость продукции, на массу прибыли от реализации продукции. Позволяет оперативно производить расчет различных вариантов снижения цены. (пример рассмотреть на практике).
Тема 7. Экономическая эффективность агропромышленного производства.
1. Сущность эффективности производства.
2. Показатели и методика определения экономической эффективности.
3. Оценка экономической эффективности с использованием метода «директ-кост», определение критического объема производства продукции и максимизация прибыли.
4. Риски предпринимательской деятельности. Принятие решений в условиях неопределенности.
1. В условиях рыночной экономики остро стоит вопрос эффективности производства. Проблема экономической эффективности связана с тем, что с одной стороны возникает необходимость обеспечения потребителя дешевой продукцией и требованием экономии материальных ресурсов для товаропроизводителей с другой стороны. Эффективность является основной целью достижения расширенного воспроизводства при производстве продукции. Категория эффективности отражает самое главное в системе производственных отношений любого способа производства: их результативность, напряженность, уровень и степень окупаемости авансированного капитала, ресурсов и затрат – и в условиях рыночных отношений становится для предприятия важной целью, определяющей системную конкурентоспособность, социально-экономическую и финансовую устойчивость (П. И. Дугин, Т. И. Дугина, А. Н. Дугин «Проблемы повышения эффективности функционирования племенных скотоводческих организаций»). Эффективность – фундаментальный выбор о том как производить, с какими затратами, капиталом, технологиями, результатом. На поверхности, как экономическое явление представляет собой отношение уровня и прироста результата на выходе системы к уровню и приросту факторов на выходе системы или отношение выхода к ценности входа. Но для понимания сущности и практической оценки эффективности можно выделить следующие существенные характеристики данной категории:
- экономическая эффективность – объективная экономическая категория, тесно связанная и определяющаяся системой и характером производственных отношений, реализующихся в виде хозяйственного механизма. И уровнем развития производительных сил, и ее важнейшей составляющей – человеческого капитала;
- эта категория охватывает все стадии процесса воспроизводства (производство, распределение, обмен и потребление);
- эффективность – относительная результативность, предполагающая обязательное наличие эффекта, который имеет место только в случае если достигнутый результат превышает совокупные издержки;
- эффективность – категория разных типов, форм и видов воспроизводства, требующего постоянного «вливания» дополнительного капитала, получаемого от предпринимательской деятельности, эффект по своей массе должен обеспечивать осуществление воспроизводства (особенно расширенного) в конкретных условиях;
- эффективность измеряется путем сопоставления результатов (эффекта, благ, прибавочной стоимости) к затратам или ресурсам.
Эфа = Результат - Затраты; Эфо= Затраты/Результат или Результат/ Затраты
Большие трудности возникли с определением относительной эффективности (знаменатель формулы). В связи с этим выделяют три концепции эффективности:
· ресурсная (позволяет оценить эффективность использования примененных ресурсов)
· затратная (позволяет оценить эффективность только потребленной в определенном процессе части этих ресурсов)
· ресурсно-затратная (объединяет ресурсы и затраты).
Критерием эффективности является не только экономия затрат труда и средств производства, но и ресурсов, привлекаемых в виде капитальных вложений для обеспечения роста продуктивности и на этой основе повышения производительности труда. Эффективность производства выше тогда, когда при одинаковых темпах роста производительности труда затрачивается меньше дополнительных вложений в производственные фонды или снижается фондоемкость. Локальными критериями эффективности экономисты считают прибыль и рентабельность, однако прибыль является только частью добавленной стоимости, значительная часть которой перераспределяется в другие сферы, поэтому показатель уровня рентабельности не может служить измерителем общественной экономической эффективности
При рассмотрении экономической эффективности агропромышленного производства различают следующие ее виды:
- производственно-технологическая: отражает эффективность использования производственных ресурсов, степень использования ресурсного потенциала при производстве продукции, рост производства продукции на единицу затраченного ресурса Характеризуется системой показателей, которые отражают эффективность использования трудовых, земельных и материальных ресурсов. Основными показателями являются: землеотдача, фондоотдача, материалоемкость, трудоемкость и др.
- производственно-экономическая: характеризует совокупное влияние производственно-технологической эффективности (технологической подсистемы) и экономического механизма (экономических условий), таких как: система цен на сырье, технику, рабочую силу, бухгалтерскогот учета и т.д. . Она измеряется стоимостными показателями: себестоимостью продукции, себестоимость единицы продукции, абсолютной величиной постоянных за