Рыночная власть и рыночные структуры

С развитием в нашей стране рыночных отношений все более актуальным становится вопрос теоретического объяснения процессов и изменений, происходящих в экономике. Успешное развитие экономики страны в целом в первую очередь зависит от степени развитости отдельных рынков и отраслей, их конкурентного и технологического уровня. Одним из ключевых факторов, определяющих состояние отраслевого рынка, является рыночная власть фирм, действующих на различных рынках.

Рыночная власть позволяет действующим на конкретном отраслевом рынке фирмам, оказывать влияние на других участников рыночных отношений и, тем самым, определять дальнейшее направление развития самого рынка. Границы такого влияния определяют степень рыночной власти, которой обладает фирма на данном рынке. Большая степень рыночной власти говорит о больших возможностях фирмы влиять на рынок и о зависимости рынка от произвола фирмы. Такая ситуация может в свою очередь привести к ущемлению интересов остальных участников рынка и, следовательно, угрожает основам рыночных форм взаимоотношений.

С другой стороны, рыночная власть позволяет фирме аккумулировать ресурсы для дополнительных вложений в производство, что способствует развитию инноваций и экономическому росту, введению прогрессивных разработок и технологическому прогрессу, и, в конечном счете, ведет к росту благосостояния населения в целом. Сильные позиции отечественных фирм на мировых рынках укрепляют позиции страны на международной арене, увеличивают ее авторитет в глазах мирового сообщества. Поэтому поддержание отечественных компаний является неотъемлемой и обязательной частью экономической политики государства.

Интерес к рыночной власти обоснован также тем, что предпосылки ее появления заложены в несовершенных рыночных структурах. На всех рынках, где есть нарушение условий совершенной конкуренции (а это более 90% реально существующих рынков), заложен потенциал для рыночной власти фирмы. Данная ситуация определяет актуальность исследования, особенно для нашей страны, когда вопрос о конкурентоспособности России в мировой экономике стоит особенно остро.

Однако, при широкой известности рассматриваемого явления, в экономических науках присутствует множественность определений рыночной власти, что приводит к размытости ее формулировки. Для дальнейших исследований рыночной власти необходимо дать четкое и не противоречивое определение, наиболее полно отражающее ее сущность. Существующий уровень теоретической разработанности сущности рыночной власти не отвечает потребностям практики и требует более глубокой проработки.

СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Слово конкуренция в переводе с латинского означает столкновение, состязание. В переводе на экономический язык конкуренция-это борьба между участниками рыночных отношений за получение максимального эффекта, за выгодную сделку, т.е. это соперничество между людьми, фирмами, организациями территориями, заинтересованными в достижении одной и той же цели.

Предмет конкуренции- товар, посредством которого соперники стремятся завоевать потребителя и его деньги.

Объект конкуренции - это потребитель и покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные стороны.

В зависимости от социально-экономических отношений, сложившейся в той или иной стране, можно выделить неодинаковые типы и виды конкуренции. В хозяйствах, основанных на частной собственности, развиваются несколько основных видов конкуренции:

· простых товаропроизводителей;

· единоличных капиталов:

· монополий:

· национальных капиталов;

· интернациональных капиталов.

Для бывших соц. стран с развитыми рыночными отношениями характерны такие виды:

между индивидуальными изготовителями товаров:

между крупными товаропроизводителями (государственными и коллективными предприятиями, акционерными обществами, стремящимися получить побольше прибыли;

между региональными экономическими образованиями;

между предприятиями СНГ;

с иностранным капиталом. Конкуренция в сфере маркетинга бывает -нескольких видов:

функциональная конкуренция (товары, с помощью которых можно удовлетворить потребность, выступают конкурентными друг другу;

видовая конкуренция(результат того .что имеются товары обслуживающие одну и ту же потребность, но различающиеся между собой по каким то существенным характеристикам:

предметная конкуренция (возникает по тому. что производители создают одинаковые товары, различающиеся только качеством, а нередко одинаковые по качеству). Функции:

выявление и установление рыночной стоимости товара:

выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда:

регулирование перелива средств между отраслями и производствами.

ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ

1. Монополизм нашей экономики имеет исторические корни. 0сновы монопольной структуры в сфере производства и обращения были сформулированы до 1917 года. Монополизация рынка осуществляется предпринимательскими монополиями. Под предпринимательской монополией понимается предприятие, концентрирующее такую долю совокупного предложения на соответствующем рынке, которая позволяет ему, манипулируя объемом продаж, влиять на Формирование рыночных цен. Чем выше доля предпринимательских монополий на том или ином рынке и чем выше доля на этом рынке каждой из них, тем соответственно выше степень его монополизации, тем менее конкурентным является данный рынок. Как правило, в странах, экономика которых длительное время развивалась в рамках плановой системы, степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Это связано прежде всего с различиями путей формирования предпринимательских монополий. В рыночном хозяйстве монополистические объединения формировались "снизу"; они являются следствием развития конкуренции, приводящей к росту концентрации и централизации производства и капитала. Государственные органы опираясь на антимонопольное законодательство, пытались препятствовать значительному повышению степени монополизации. В плановой экономике монопол.-ие структуры формировались "сверху"'. Государственные органы не только не препятствовали, а, наоборот, активно способствовали повышению степени монополизации хозяйства. Известно, что эффективность жесткого централизованного управления, основанного на административных методах, снижается со значительным увеличением числа управленческих связей. Поэтому государственные министерства и ведомства, стремясь ограничить рост таких связей, пытались сконцентрировать производство каждого вида продукции в рамках мак­симально узкого круга предприятий, соединить в производственных объединениях производителей одинаковой и аналогичной продукции. В результате складывалась высокомонополизированная экономика. После принятия закона "О предприятиях в СССР" в 1987 г. монополизм " расцвел махровым цветом" и предприятия стали получать реальную экономическую самостоятельность, т.к. административное регулирование и централизованное планирование стали отходить в прошлое, а сами монополии при этом получили полную свободу.

Наши рекомендации