Расчет косвенных статей калькуляции (общепроизводственных и общехозяйственных) при расчете себестоимости изделия
На большинстве промышленных предприятии выпускается несколько наименований изделий, различающихся величиной затрат материальных и трудовых ресурсов. Поэтому величину этих затрат в себестоимости единицы продукции принято определять косвенным образом, путем расчета так называемых накладных расходов.
Расчет статей косвенных статей осуществляется следующим образом.
1) Составляется смета затрат СК по калькуляционной статье за выбранный период по конкретному подразделению или по всему предприятию.
2) Выбирается "базовый" показатель В из числа статей калькуляции, рассчитываемых прямым методом. Это могут быть либо сумма статей трудовых затрат, либо сумма статей прямых материальных затрат, либо сумма прямых материальных и прямых трудовых затрат. По выбранному показателю суммируются затраты за выбранный период в данном подразделении.
3) Рассчитывается коэффициент включения косвенных затрат Рнак (обычно в процентах), этот коэффициент называется процентом накладных расходов:
Рнак = (СК / В) ∙ 100,
Где СК - смета косвенных расходов, тыс. руб.;
В - величина базового показателя, тыс. руб.
4) Определяется значение базового показателя в единице продукции Вi конкретного i–го наименования.
5) Рассчитывается величина соответствующей калькуляционной статьи Скi на единицу продукции i–го наименования:
Скi = Рнак ∙ Вi / 100 ,
Скi – величина затрат по косвенной статье калькуляции в себестоимости единицы продукции (работы, услуги) i–го вида;
Вi - значение базового показателя в единице продукции конкретного i–го вида.
Рассмотрим состав следующих статей калькуляции.
Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования включают затраты на содержание, обслуживание и ремонт основных средств, используемых непосредственно в производственном (технологическом) процессе, затраты по внутризаводскому перемещению грузов, амортизацию используемых основных средств, износ малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и приспособлений общего назначения.
Цеховые расходы включают расходы на оплату труда работников аппарата управления цехом, специалистов и технических исполнителей, обслуживающих цеховое производство; а также амортизацию и затраты на содержание и ремонт знаний, сооружений и инвентаря общецехового назначения; затраты на опыты, исследования, рационализацию и изобретательство цехового характера; затраты на мероприятия по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности и другие расходы цеха, связанные с управлением и обслуживанием производства.
Цеховые расходы относятся на себестоимость отдельных изделий пропорционально основной заработной плате производственных рабочих. По усмотрению предприятия, они могут относиться на себестоимость отдельных изделий пропорционально прямым материальным затратам.
В статью «Общехозяйственные расходы» включаются затраты, связанные с обслуживанием и организацией производства и управлением предприятием в целом: расходы на оплату труда работников аппарата управления предприятия, расходы на командировки и служебные разъезды, расходы по содержанию и эксплуатации легкового транспорта, технических средств управления (вычислительных центров, узлов связи, средств сигнализации и т.п.), текущие расходы, связанные с природоохранными мероприятиями, амортизация, содержание и ремонт зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения, расходы на оплату консультационных, информационных и аудиторских услуг, представительские расходы, износ нематериальных активов и другие. В состав общехозяйственных расходов отражаются налоги и отчисления, относимые на издержки производства в соответствии с принятыми законодательными актами.
Общехозяйственные расходы относятся на себестоимость отдельных видов продукции пропорционально расходам на оплату труда производственных рабочих, либо пропорционально прямым материальным и трудовым затратам.
22. Основные направления снижения себестоимости продукции.
Рассмотрение путей снижения затрат на производство продукции необходимо начинать с анализа структуры себестоимости выпускаемого изделия. В настоящее время удельный вес материальных затрат достигает 60 % в структуре себестоимости. Отсюда становится понятным, что важнейшим фактором снижения себестоимости продукции является сокращение потребления материальных ресурсов: сырья, материалов, топлива, покупных полуфабрикатов, энергии всех видов. Этого можно достичь различными путями, главные из них:
* внедрение ресурсосберегающих технологических процессов;
* внедрение малоотходных и безотходных технологий;
* разработка норм потребления различных видов энергии.
* экономия энергии организационными способами, в том числе и путем установки приборов по измерению ее расхода.
Важное значение имеет экономия трудовых ресурсов, несмотря на относительно малую долю затрат на заработную плату в структуре издержек производства. Экономия заработной платы влечет экономию выплат во внебюджетные фонды и сокращает ряд налоговых платежей предприятия, базой расчета которых является фонд заработной платы. Поэтому актуальны следующие направления:
* снижения трудоемкости выпускаемой продукции;
* роста производительности труда;
* сокращения численности промышленно-производственного персонала.
Роста производительности труда и снижения трудоемкости продукции можно достичь различными способами. Наиболее важные из них - механизация и автоматизация производственных процессов, разработка и внедрение высокопроизводительного технологического оборудования, замены физически и морально устаревшего оборудования. Внедрение этих мероприятий должно сопровождаться совершенствованием организации производства и труда, так как более производительное, а следовательно и более дорогое оборудование экономически эффективным будет только при высоком коэффициенте его использования. Высокий коэффициент использования, полная загрузка прогрессивного оборудования обеспечит сокращение амортизационных отчислений, приходящихся на единицу продукции.
Сокращение издержек производства может быть обеспечено путем расчета и соблюдения оптимальной величины партий приобретаемых материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий; оптимальной величины партий (серий) запускаемых в производство изделий; определения политики в отношении того, производить самим или приобретать по кооперации у других фирм отдельные компоненты выпускаемой продукции.
С экономических позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:
• увеличение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;
• появление большей возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;
• улучшение финансового состояния предприятия и снижение степени риска банкротства;
• возможность снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж.
• предполагается сбыт данного изделия.
23. Понятие конкуренции. Конкурентоспособность товара и методы ее определения
Существует множество определений категории "конкуренция":
· "конкуренция – это соперничество с целью освоения рынков сбыта…";
· "конкуренция – это борьба предпринимателей за рынок….";
· "конкуренция – это соревнование, состязание с целью увеличения доли на рынке …";
· "конкуренция – это ситуация на рынке, взаимодействие продавцов и покупателей…".
Как экономическое явление конкуренция может рассматриваться как механизм, выполняющий в рыночной экономике функцию согласование спроса и предложения товара на рынке.
Внешними причинами и возможностями возникновения конкуренции являются:
§ существование множества самостоятельных предприятий;
§ возможности выбора предприятиями аналогичных миссий;
§ доступность рынка для всех субъектов хозяйствования;
§ свободное ценообразование на результаты деятельности и на потребляемые ресурсы;
§ ограниченность возможности достижениями предприятиями поставленных целей вследствие ограниченности ресурсов.
Внутренней причиной возникновения конкуренции является стремление хозяйствующего субъекта к выполнению поставленной миссии в сочетании с высокой экономической эффективностью.
Из конкуренции вытекает понятие конкурентоспособности, понимаемое как способность объекта купли-продажи или субъекта хозяйствования к конкурированию, умение действовать и выживать в конкурентной среде, а также добиваться признания конкурентоспособности себя другими участниками рынка.
Конкурентоспособность товара – способность товара отвечать запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами на конкретном рынке.
Конкурентоспособность товара – сравнительная характеристика, содержащая комплексную оценку совокупности свойств товара относительно требований рынка или свойств другого товара, определяется как его преимущество по сравнению с аналогичным товаром.
Конкурентоспособность товара раскрывается через систему показателей, которая включает три группы показателей: 1) нормативно-правовые; 2) технические; 3) экономические.
Нормативно-правовые показатели.Эти показатели определяются соответствием технических параметров товара нормативным требованиям и могут принимать единичное или нулевое значения.Обязательными условиями, необходимыми для обеспечения конкурентоспособности товаров, являются: 1.соответствие международным и национальным стандартам качества, действующим на конкретном рынке; 2.патентная чистота изделий, содержащие технические решения, не нарушающие патентов, выданных в стране, на рынке которой они реализуются.
Технические показатели.Одним из главных фактором конкурентоспособности товара является качество, которое определяется как совокупность свойств и характеристик товара, обусловливающих их способность товара удовлетворять установленные или подразумеваемые потребности потребителя. Каждый товар характеризует своя номенклатура показателей качества. Наличие у конкурирующих товаров общих потребительских свойств является предпосылкой их конкуренции.
Экономические показатели конкурентоспособности.Обобщающим экономическим показателем товара при определении его конкурентоспособности является цена потребления. Цена потребления отражает полные затраты потребителя на приобретение и эксплуатацию продукции в течение периода полезного использования. Полные затраты включают единовременные и текущие затраты.
Единовременные затраты – это затраты на приобретение (цена товара), плюс затраты на транспортировку, монтаж, установку, а также налоги, присоединяемые к цене товара.
Текущие затраты включают: топливо, энергию, запасные детали и материалы, а также всевозможные другие расходы на проведение текущего обслуживания и ремонта единицы продукции (товара) за период полезного использования.
Комплексный метод определения конкурентоспособности товара предполагает расчет интегрального показателя конкурентоспособности рассматриваемого товара по отношению к базовому товару.
Он включает:
а) определение важнейших единичных показателей технических параметров товара qтехi, обоснование количественные характеристики значимости ∙ αтехi каждого единичного показателя, выбор базового образца товара, расчет группового показателя конкурентоспособности товара по техническим параметрам Iтех по формуле:
Iтех = Σ qтехi ∙ αтехi / Σ qтехi.б∙ αтехi;
6) расчет цены потребления Ц анализируемого товара и цены потребления Цб базового товара с учетом отпускной и эксплуатационных расходов за период полезного использования товар, расчет группового показатель конкурентоспособности товара по экономическим параметрам Iэк по формуле:
Iэк = Ц/Цб;
в) расчет группового показателя по нормативно-правовым параметрам по формуле:
где Iнп - групповой показатель конкурентоспособности по нормативно-правовым параметрам;
qнi - единичный показатель конкурентоспособности по i-му нормативно-правовому параметру. Единичные регламентируемые показатели могут принимать только два значения: 1 (в случае соответствия установленным нормативам) и 0 – (в случае несоответствия).
г) расчет интегрального показателя конкурентоспособности анализируемого товара по отношению к базовому товару по формуле:
Если интегральный показатель анализируемого товара больше интегрального индекса базового образца, то анализируемый товар превосходит по КСП базовый образец, если меньше— уступает, если оба равны — находится на одинаковом уровне.
24. Конкурентоспособность предприятия и методы ее определения. Виды стратегий конкуренции предприятий
Конкурентоспособность предприятия может быть определена как ее сравнительное конкурентное преимущество по отношению к другим предприятиям внутри страны и за ее пределами. Или как способность успешно осуществлять свою деятельность в условиях конкурентной борьбы на отечественном или на зарубежном рынке.
Конкурентные преимущества – некоторая эксклюзивная ценность, которой обладает предприятие и которая обеспечивает ему превосходство на рынке перед конкурентами. Совокупность конкурентных преимуществ позволяет предприятию успешно функционировать.
Можно выделить следующие основные конкурентные преимущества, которые могут быть использованы предприятиями.
Экономическая эффективность преобразования ресурсов. Достигается соответствующим состоянием оборудования, технологий. Следствием высокой эффективности преобразования ресурсов является способность к конкуренции на рынке трудовых ресурсов, (возможность привлечения квалифицированного персонала) и способность предприятия осуществлять инвестиционную деятельность в необходимых масштабах.
Способность к адаптации к изменениям внешней среды. Характеризует способность предприятия успешно противостоять изменяющейся конкурентной ситуации. Достигается наличием квалифицированного состава специалистов и руководителей.
Конкурентоспособность продукции. Характеризует степень соответствия результатов производственной деятельности – производимой продукции – требованиям внешней среды.
Рыночная власть. Источником возникновения является занятие доминирующего положения на рынке относительно других субъектов конкуренции, что может являться следствием естественного положения, либо следствием реализации стратегии предприятия. Проявляется при реализации продукции или при приобретении производственных ресурсов на соответствующих рынках
Конкурентоспособность предприятия может быть оценена тремя методами: а) интегральным показателем на основе сравнения единичных показателей эффективного использования ресурсов; б) на основе сравнения показателей конкурентоспособности конкретных товаров предприятий на конкретном рынке; в) на основе сравнения соотношений конкурентоспособности товаров предприятия и доли его на рынке.
Первый метод определения конкурентоспособности предприятия требует расчета интегрального показателя конкурентоспособности предприятия. Интегральный показатель определяется на основе соотношения единичных показателей, отражающих экономическую эффективность использования ресурсов двух конкурирующих предприятий. В общем виде конкурентоспособность предприятия представляет собой функцию трех составляющих:
КП =f /(ПР,ИР,Кфин),
где ПР, ИР — сравнительная эффективность использования производственных ресурсов (соотношения показателей сравниваемых предприятий по производительности труда, капиталоотдаче, материалоотдаче), информационных и интеллектуальных ресурсов;
Кфин — коэффициент использования финансового ресурса, который определяется соотношением сравниваемых показателей рентабельности продукции, производства, капитала.
Второй методопределения конкурентоспособности предприятия предполагает ее оценку через конкурентоспособность его товаров с учетом весомости реализуемых товаров на рынках. При этом расчет КП осуществляется по формуле:
КП = Σαi βiКПij →1, К пред = ? ai bi ∙ Кi j → 1,
где αi — удельный вес i-го товара предприятия в объеме всех продаж за анализируемый период, доли единицы; βj — показатель значимости рынка, на котором реализуются товары предприятия (рынки США, Японии, Канады и страны Евросоюза имеют значимость 1, внешние рынки остальных стран — 0,7, внутренний рынок — 0,5); КПij — конкурентоспособность i-го товара на j-м рынке.
Третий метод определения конкурентоспособности предприятия предполагает оптимизацию соотношения конкурентоспособности товара и занимаемой предприятием доли на конкретном рынке.
Фирмами разработано множество разнообразных подходов к конкуренции, приносящих положительные результаты. Обобщая, можно выделить три вида стратегий конкуренции на рынке.
I. Стратегия лидерства по низким издержкам. (Стремление быть производителем с наименьшими в отрасли издержками).
II. Стратегия дифференциации. (Стремление тем или иным образом придать своей продукции отличительные от изделий конкурентов черты)
III. Стратегия рыночной ниши. (Концентрация усилий на узкой части рынка, а не работа на всем рынке)