Взаимодополняемость и взаимозаменяемость благ.

Взаимодополняемость благ - свойство благ удовлетворять потребности людей лишь в комплексе с другими благами. Взаимодо­полняемые блага называют комплиментарными товарами. Взаимодополняемыми явл. не только предметы потреб­ления, но и средства производства, ресурсы.

Эджуорт и Парето дают свое понятие взаимодополняемости благ «Товар у называется дополняющим товар х, если рост предло­жения х ведет к увеличению предельной полезности товара у».

Отношения двух взаимодополняющих товаров носят двусто­ронний характер:

а) если товар у - дополняющий к товару х, то товар х - допол­няющий товара у;

б) падение цены (при неизменности денег) на товар х повыша­ет спрос на него, увеличивая предельную полезность товара у и так­же спрос на него.

Впоследствии определение взаимодополняемости было усо­вершенствовано Хиксом.

Взаимодополняемость бывает:

— абсолютной (жесткой), т.е. когда потребление одного блага предполагает потребление того же количества другого блага.

— относительной, т.е. когда при потреблении одного блага потребление другого может меняться.

Взаимозаменяемость благ — свойство благ удовлетворять по­требности людей за счет друг друга. Взаимозаменяемые товары называются субститутами.

Эджуорт и Парето дают следующее определение взаимозаме­няемости благ: «Товар у явл. заменителем товара х, если при­рост товарах ведет к уменьшению предельной полезности товара у».

Здесь также взаимоотношения товаров двусторонние:

а) если товар х заменить товаром у, то товар у - заменитель то­вара х;

б) если предельная полезность денег постоянна, то падение цены на товар х ведет к росту спроса на него и вместе с тем к умень­шению предельной полезности товара у и спроса на него.

Взаимозаменяемость бывает абсолютной (совершенной), т.е. когда одно благо может полностью заменить другое, и относительной, т.е. когда одно благо не может полностью заменить другое.

36). Потребительский выбор. Кривая безразличия и бюджетная линия. Эффект замещения и эффект дохода. Кругооборот благ и доходов (схема).

На рынке потребители делают свой выбор путем сравнения наборов товаров и услуг. Располагая доходом и учиты­вая цены, потребитель может приобрести то или иное количество благ, тот или иной их набор. Сочетание благ и услуг в наборе может меняться.

В связи с этим «график, отображающий все возможные комби­нации двух товаров, дающие потребителю равный объем удовлетво­рения потребности или полезности, называется кривой безразличия».

(одежла,ед.)

1 Взаимодополняемость и взаимозаменяемость благ. - student2.ru

0 1 2 3 4

продукты питания, ед.

Кривая показывает, что в т. (А, В, С) есть набор товаров, обеспечивающих одинаковое удовлетворение потребностей покупателя, поэтому ему безразлично, какой набор брать.

Кроме того, кривая безразличия показывает, что потребитель готов отказаться от нескольких единиц одного товара ради увеличе­ния потребления другого товара

Количественно это выражается предельной нормой замеще­ния, представляющей максимальное количество одного товара, от которого потребитель готов отказаться ради увеличения одной до­полнительной единицы другого товара.

Однако на потребительский выбор влияют бюджетные огра­ничения (т.е. доходы покупателя), которые при помощи цен ставят пределы потреблению.

Возможный выбор потребителя в этих условиях выражает бюджетная линия

Взаимодополняемость и взаимозаменяемость благ. - student2.ru

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 14

количество продукта В

Бюджетная линия указывает на все сочетания товаров, при ко­торых общая сумма затрат равна доходу.

Таким образом, кривая безразличия показывает, что покупа­тель хотел бы купить, а бюджетная линия — что потребитель мо­жет купить.

Поэтому потребители делают на рынке оптимальный выбор, который отвечает двум требованиям:

а) выбор из совокупности наборов благ происходит в рамках дохода потребителя;

б) оптимальный выбор должен обеспечить потребителю наи­более предпочтительное сочетание благ.

Воздействие целы и дохода на потребительский выбор выра­жается в эффекте замещения и эффекте дохода.

Эффект замещения - это изменение потребления благ, свя­занное с изменением цен на них при постоянном доходе.

Эффект дохода - это изменение потребления благ, обуслов­ленное изменением дохода при неизменных ценах.

Кругооборот благ и доходов

В связи с разделением труда, специализацией производителей, все многообразие эко-ких и неэко-ких (частных) благ не сразу поступает в потребление, а осущест­вляет кругооборот, в процессе которого достигается соответствие объема и структуры всех созданных в обществе благ объему и структуре общественных потребностей. Этот процесс в условиях рыночной экономики опосредуется рынком ресурсов, где распределяются через куплю-продажу труд, капитал, земля, которые принимают форму машин, станков, оборудования, рабочей силы, сырья, материалов и т.д. Все эти блага составляют объект производительного потребления.

Другая часть благ поступает на потребительский рынок в форме различных продовольственных товаров - пищи, одежды, жи­лища - и составляет объект для личного потребления.

При этом процесс кругооборота представляет собой движения двух потоков -ресурсов и доходов.

При этом в одном потоке собственники ресурсов - домохозяй­ства - поставляют их на рынок фирмам и гос-ву, которые по­купают их и формируют доходы домохозяйств.

Собственники товаров и услуг - фирмы - поставляют их на потребительский рынок, где их приобретают домохозяйства и гос-во,которые таким образом формируют доходы фирм.

Гос-во, в свою очередь, для своей общественной дея­-ти получает доход в виде налогов от фирм и домохозяйств, поставляя взамен свои услуги, льготы, общественные товары, дота­ции, субвенции и другие платежи.

Взаимодополняемость и взаимозаменяемость благ. - student2.ru


Наши рекомендации