Взаимодополняемость и взаимозаменяемость благ.
Взаимодополняемость благ - свойство благ удовлетворять потребности людей лишь в комплексе с другими благами. Взаимодополняемые блага называют комплиментарными товарами. Взаимодополняемыми явл. не только предметы потребления, но и средства производства, ресурсы.
Эджуорт и Парето дают свое понятие взаимодополняемости благ «Товар у называется дополняющим товар х, если рост предложения х ведет к увеличению предельной полезности товара у».
Отношения двух взаимодополняющих товаров носят двусторонний характер:
а) если товар у - дополняющий к товару х, то товар х - дополняющий товара у;
б) падение цены (при неизменности денег) на товар х повышает спрос на него, увеличивая предельную полезность товара у и также спрос на него.
Впоследствии определение взаимодополняемости было усовершенствовано Хиксом.
Взаимодополняемость бывает:
— абсолютной (жесткой), т.е. когда потребление одного блага предполагает потребление того же количества другого блага.
— относительной, т.е. когда при потреблении одного блага потребление другого может меняться.
Взаимозаменяемость благ — свойство благ удовлетворять потребности людей за счет друг друга. Взаимозаменяемые товары называются субститутами.
Эджуорт и Парето дают следующее определение взаимозаменяемости благ: «Товар у явл. заменителем товара х, если прирост товарах ведет к уменьшению предельной полезности товара у».
Здесь также взаимоотношения товаров двусторонние:
а) если товар х заменить товаром у, то товар у - заменитель товара х;
б) если предельная полезность денег постоянна, то падение цены на товар х ведет к росту спроса на него и вместе с тем к уменьшению предельной полезности товара у и спроса на него.
Взаимозаменяемость бывает абсолютной (совершенной), т.е. когда одно благо может полностью заменить другое, и относительной, т.е. когда одно благо не может полностью заменить другое.
36). Потребительский выбор. Кривая безразличия и бюджетная линия. Эффект замещения и эффект дохода. Кругооборот благ и доходов (схема).
На рынке потребители делают свой выбор путем сравнения наборов товаров и услуг. Располагая доходом и учитывая цены, потребитель может приобрести то или иное количество благ, тот или иной их набор. Сочетание благ и услуг в наборе может меняться.
В связи с этим «график, отображающий все возможные комбинации двух товаров, дающие потребителю равный объем удовлетворения потребности или полезности, называется кривой безразличия».
(одежла,ед.)
1
0 1 2 3 4
продукты питания, ед.
Кривая показывает, что в т. (А, В, С) есть набор товаров, обеспечивающих одинаковое удовлетворение потребностей покупателя, поэтому ему безразлично, какой набор брать.
Кроме того, кривая безразличия показывает, что потребитель готов отказаться от нескольких единиц одного товара ради увеличения потребления другого товара
Количественно это выражается предельной нормой замещения, представляющей максимальное количество одного товара, от которого потребитель готов отказаться ради увеличения одной дополнительной единицы другого товара.
Однако на потребительский выбор влияют бюджетные ограничения (т.е. доходы покупателя), которые при помощи цен ставят пределы потреблению.
Возможный выбор потребителя в этих условиях выражает бюджетная линия
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 14
количество продукта В
Бюджетная линия указывает на все сочетания товаров, при которых общая сумма затрат равна доходу.
Таким образом, кривая безразличия показывает, что покупатель хотел бы купить, а бюджетная линия — что потребитель может купить.
Поэтому потребители делают на рынке оптимальный выбор, который отвечает двум требованиям:
а) выбор из совокупности наборов благ происходит в рамках дохода потребителя;
б) оптимальный выбор должен обеспечить потребителю наиболее предпочтительное сочетание благ.
Воздействие целы и дохода на потребительский выбор выражается в эффекте замещения и эффекте дохода.
Эффект замещения - это изменение потребления благ, связанное с изменением цен на них при постоянном доходе.
Эффект дохода - это изменение потребления благ, обусловленное изменением дохода при неизменных ценах.
Кругооборот благ и доходов
В связи с разделением труда, специализацией производителей, все многообразие эко-ких и неэко-ких (частных) благ не сразу поступает в потребление, а осуществляет кругооборот, в процессе которого достигается соответствие объема и структуры всех созданных в обществе благ объему и структуре общественных потребностей. Этот процесс в условиях рыночной экономики опосредуется рынком ресурсов, где распределяются через куплю-продажу труд, капитал, земля, которые принимают форму машин, станков, оборудования, рабочей силы, сырья, материалов и т.д. Все эти блага составляют объект производительного потребления.
Другая часть благ поступает на потребительский рынок в форме различных продовольственных товаров - пищи, одежды, жилища - и составляет объект для личного потребления.
При этом процесс кругооборота представляет собой движения двух потоков -ресурсов и доходов.
При этом в одном потоке собственники ресурсов - домохозяйства - поставляют их на рынок фирмам и гос-ву, которые покупают их и формируют доходы домохозяйств.
Собственники товаров и услуг - фирмы - поставляют их на потребительский рынок, где их приобретают домохозяйства и гос-во,которые таким образом формируют доходы фирм.
Гос-во, в свою очередь, для своей общественной дея-ти получает доход в виде налогов от фирм и домохозяйств, поставляя взамен свои услуги, льготы, общественные товары, дотации, субвенции и другие платежи.