Этапы развития химии в россии.
1) До революционный. На территории России химия зародилась в 14 15 веках с изготовления трех товаров : свечи, мыло, порох.В 1900 году по уровню развития химия занимает 8 место в мире. По объему валютных поступлений в страну химия занимала 2 место после экспорта зерна. Основными центрами химии явл-ся Баку и Грозный. 50% стоимости заводов принадлежало иностранному капиталу.
2) Начался с изобретения Лебедевым синтетического каучука и строительство 17 заводов СК (1927) Ярославский СК1, Воронежкий СК2, Ефремовский СК3, казанский СК4. Рядом с ними строились заводы по произ-ву шин резины, лако карсочные изделия, кино и фото пленок.
3) Эвакуация многих хим-ких заводов в глубь страны изменила размещение химии. Перевод продукции на военные нужды.
4) Период большой химии начался 1960 году с открытия месторождений в Поволжье и Западной Сибири и строит-ве на этой основе заводов В татарстане, Башкирии, Самарской области. Был начат выпуск пластмасс, синтетических смол и волокон.
11.В экономике РФ НГХК занимает ведущее место т.к.: является основным поставщиком валюты; является основным поставщиком средств в бюджет; активно содействует развитию таких отраслей как машиностроение, строительство, транспорт.
Можно определить НГХК как лидирующую по темпам развития отрасль экономики России.
НГХК имеет как сильные стороны, так и проблемы; к сильным сторонам НГХК относятся:
- более быстрые чем, в других отраслях темпы прироста мощностей, ввода новых объектов, т.е. отрасль обладает инвестиционной активностью.
- размеры химических компаний в РФ больше, чем в других отраслях.
- большая часть продукции – экспорт.
- создаются вертикально интегрированные структуры.
Недостатки:
-высокий износ оборудования – 60%.
- высокая материало и энергоемкость.
-за последние пять лет, рост цен на сырье в 2 раза опережает рост цен на конечный продукт, что означает уменьшение прибыльности отрасли.
- на мировом уровне РФ химические компании намного меньше, чем зарубежные
Правительство России 17.11.2009 г. в г.Нижнекамске правило совещание по вопросу слияния компаний.
Основными РФ компаниями в НГХК являются: Лукойл, ТНК, Роснефть, Сургутнефтегаз, газопромнефть, татнефть, башнефть, сибур.
Все они кроме сибура были созданы правительственным постановлением в 1991-1993 г., с примерно одинаковым капиталом. У всех была добыча нефти и кроме Татнефти перерабатывающие заводы.
Лукойл – 22% нефтехимической отрасли, построил экономическую стратегию на покупке заводов за рубежом, что позволило увеличить экспорт конечного продукта, затем купил порт в Прибалтике, экспортировал товары в США, где построил сеть заправок (1200) и после этого начел скупать месторождения.
ТНК – 50% акций купила Petrolium после чего по запасам нефти ТНК – ВЗ стала 1 в мире.
Сибур дочерняя компания Газпрома, созданная для скупки заводов, работающих на газовом сырье и согласившихся на схему давальческого сырья. Сибур скупил 90 химических заводов России.
Все эти компании ведут м/у собой острую и конкурентную борьбу.
12.В Татарстане НГХК играет ведущую роль в промышленности. (55% - НГХК(36% добыча+19% переработка), 22%-машиностроение, 9%-энергия)
Для улучшения пропорций между добычей и переработкой в РТ принята, программа развития НГХК как за счет внедрения новых товаров и технологий, так и за счет интеграции существующих.
В РТ два крупных центра:
1. Татнефть центр интеграции, она скупила 8 заводов Нижнекамскшина, Нижнекамский тех.глерод, ефремовский завод СК и ведет крупнейшую в России стройку Нижнекамский комплекс нефтехимических и нефтеперабатывающих заводов ТАНЭКО.
2. Тайф купил контрольный пакет акций Казань оргсинтез, НКНХ, Тайф-НК.
3. Татнефтехиминвестхолдинг – создан путем передачи ему в управлении государственных пакетов акций, татнефти, НКНХ. Казань оргсинтез, НШЗ, Тайф-Нк и др. хим.заводы.
Татнефтехиминвестхолдинг руководит развитием отрасли в интересах государства . РТ единственный субъект РФ где осуществляется правительственное руководство развитие отрасли, решается какие новые продукты выпускать, какие технологии внедрять, координируется работа всех заводов отрасли.
В НГХК РТ действует около 80 предприятий.
Татнефть | нефть | 64% |
Тайф-НК | Бензин | 10% |
НКНХ | СК, этилен | 8% |
Казаньоргсинтез | Полиэтилен, пластик | 7% |
НШЗ | Шины | 6% |
Нефис косметикс | АОС, крошка сорти, Бимакс, Мистер рико | |
Менделеевский хим.завод им.Корпова | ||
Ефремовский СК | ||
Нижнекамский тех.углерод | ||
Тасма | фотопленка |
Тайф-НК – производитель бензина авиакеросина, дизельного топлива. Стратегия: развитие: АЗС
НКНХ – крупнейший в восточной Европе комбинат, выпускающий 120 видов продукции активно строящий внутри себя новые заводы и осваивающий новые технологии. Больше половины продукции экспортируется.
Казаньоргсинтез – производит 50% полиэтилена также является основным производителем пластиковых труб. Больше половины продукции экспортируется.
НШЗ – производит 1/3 шин РФ.
Нефискосметикс – крупнейший в РФ производитель товаров бытовой химии.
Правительство реализует для правительства НГХК следующий программы:
- развитие малотоннажной химии
- создание технополиса химград на площадях завода ТАСМА, создание нижнекамского промышленного округа.
- поддержка химии через инвестиционно вечерн.фондов.
-создание малых нефтедобывающих компаний.
После реализации этих пограмм ожидается появление в РТ последних стадий передела хим. продукции, появление наукоемких товаров и технологий.
Химизацией называется опережающее развитие химии по сравнению с другими отраслями и внедрение ее достижений в экономику.
Машиностроению химия дает: шины, резиновые изделия, пластмассы, исскуственную кожу, лаки, краски, антикоразийный покрытия, масла, бензин и т.д.
В строиельстве химия означает появление пластиковых труб, стеклопакетов, термоизоляции, кровля, линолеум, лаки, краски, розетки, выключатели, стеклообои.
Наиболее заметна химия в бытовых товарах.
Для оценки проникновения химии в другие отрасли используют 2 коэффициента химизации.
Кхим. по сырьью=сырьье купленное у химиков/общ.стоимость сырья
Кхим по труду=число часов с помощью хим.технологий/общее кол-во часов потраченное на изготовление товаров.
Холдинги.
Холдингом наз.компанию скупившую контрольные пакеты акций нескольких фирм ради получения прибыли в виде дивидендов или управления хоз-ой деятельностью.
Холдинги имеют преимущества:
-гарантия от разорения за счет, того, что скупается контрольные пакеты нескольких предприятий.
-возможность управлять капиталом в 2 раза большим, чем затрачено денег на покупку контрольного пакета.
Недостаток: отсутствие больших прибылей.
Виды: -чистый, смешанный
Чистый получает прибыль в виде дивидендов и не вмешивается в хоз.деятельность купленных заводов.
Смешанный активно управляет их работой (Татнефть, Таиф)
-дружественные, враждебные
Дружественные создаются добровольным обменом контрольного пакета акций заводов, для взаимного усиления позиций.
Враждебный покупка контрольного пакета акций.
- субхолдинг – холдинг внутри холдинга (Сибур внутри Газпрома)
В нашей отрасли большинство компаний создано по холдинговому типу (Лукойл)
ФПГ
ФПГ- огромные интеграционные структуры, состоящие из 4 блоков: производственный, финансовый, коммерческий, инновационный.
Произ/бло – совокупность заводов, технологически связанных между собой вертикальной, горизонтальной или колгомерантной интеграцией. Различают вертикальную интеграцию: снизу – вверх и сверху –вниз При интеграции снизу-вверх организации добывающие сырье скупают заводы включающие все стадии переработки вплоть до изготовления конечного продукта; это дает прирост добавленной стоимости с каждой тонные добытого сырья (сибур, татнефть). Вертикальная интеграция означает скупку производителей конечного продукта всех стадий переработки вплоть до добычи сырья, это дает экономию на покупке сырья. Оба вида инг/инт дают также экономию на транзакционные издержки (на заключение контрактов, поиск продавцов, рекламы и т.д.). Гориз/инт скупка однопрофильных заводов, это дает эффект за счет завоевания монопольного положения. Колгомерантная инт.- объединение мелких и средних заводов вокруг крупного для переработки его сырья, для более высокой стадии передела, оказания услуг (НКНХ, Нижнекамский пром.округ)
Финанс/блок – служит для кредитования проекта и ускорения взаимных платежей между заводами. В него входят: банки, негосударственные пенсионные и страховые фонды. (Таиф – банк АВЕРС, татнефть – Зенит)
Коммерческий блок – служит для более выгодной продажи произведенного продукта, рекламы, расширения рынков сбыта. В него входят: ТД, дилерская сеть, магазины.
Инновационный блок – занимается разработкой новых товаров, технологий, ресурсосбережением. В него входят: центральные заводские лаборатории, проекторные, конструкторские бюро, научный исследовательский институт.
Примерами ФПГ является: Лукойл, Татнефть, Роснефть.
Механизмы создания ФПГ:
- правительственное постановление.
- межправительственное соглашение
- скупка контрольных пакетов акций, т.е. по холдинговому типу.
- система взаимного участия при которых директор 1ой компании входит в совет директоров другой компании и наоборот.
Сходства и отличия ФПГ и холдинга:
ФПГ может быть создано через скупку контрольных пакетов. Это самый прочный в НГХК интеграционные структуры (Сибур, татнефть, Лукойл)
Отличия: -Холдинг может быть любого размера, ФПГ – гигант.
- в ФПГ заводы технологический связаны, холдинг – не всегда.
- в ФПГ-4 блока, холдинг – имеет любую структуру.
ФПГ – гл.компания непосредственно руководит всеми объектами и обеспечивает их взаимодействие, холдиг – это не так.
Консорциум
Консорциум- временное объединение финансов нескольких фирм для решения столь крупной задачи которую фирма не может решить самостоятельно.
После решения задачи консорциум распадается, а его участники получают прибыль или убытки пропорционально вложенному капиталу (создаются для строительства эл.станций, ж/д, и автодорог, аэропорт).
В настоящее время в НГХК создано 2 мощных консорциума по строительству трубопроводом. (голубой и северные потоки).
Консорциум осуществляют крупномасштабные проекты в них особое внимание уделяется головной компании. Обычно это крупный межд.банк с устойчивой репутацией.
Синдикат
Синдикатом наз. объединение предприятий выпускающих массовую однотипную продукцию и сдающих ее по фиксированной цене в головную компанию, которая реализует товар по рыночной цене.
Заводы при этом остаются независимыми. Синдикаты Позволяют избежать внутриотраслевой конкуренции и даже завоевав монопольное положение повысить цену на товар.
Синдикаты внедрены в очень небольшом числе отраслей.
Синдикаты развиты преимущественно в химии металлургии и банковском секторе.