Баланс рабочего времени среднесписочного работника

Планирование численности работников предприятий связано с показателем использования рабочего времени в течение года, измеряемым в человеко-часах и человеко-днях. Среднее число часов и дней работы одного рабочего в год определяется на основе баланса рабочего времени. Баланс рабочего времени составляется по предприятию, цеху, участку, иногда даже отдельно для каждой группы рабочих, имеющих одинаковый график работы и одну и ту же продолжительность очередного отпуска. Это обуслов­лено тем, что средняя продолжительность очередного отпуска в различных подразделениях предприятия может быть неодинаковой. Баланс рабочего времени составляется в три этапа: I) расчет среднего фактического числа рабочих дней; 2) установление средней продолжительности рабочего дня; 3) определение полезного (эффективного) фонда рабочего времени в часах. Расчет среднего числа рабочих дней начинается с определения календарного фонда рабочего времени и количества календарных рабочих дней. Календарный фонд рабочего времени — это число календарных дней планового периода (в году 365 или 366 дней, в квартале — 90, 91 и 92 дня и т. д.). Количество календарных рабочих дней (номинальный фонд рабочего времени) — это количество дней в плановом периоде, кроме выходных и праздничных. В прерывных (периодических) производствах номинальный фонд рабочего времени определяется путем вычитания количества выходных и праздничных дней из календарного фонда времени. В непрерывных производствах при расчете номинального фонда рабочего времени из календарного фонда исключаются невыходы па работу по графику сменности. Число рабочих дней в плановом периоде представляет собой разницу между номинальным фондом и количеством неявок (невыходов) в днях. К плановым невыходам относятся невыходы на работу в связи с очередными и дополнительными отпусками, учебными отпусками, отпусками в связи с родами, болез­нью, выполнением государственных и общественных обязанностей. Установлено, что отпуска без сохранения заработной платы предоставляются рабочим и служащим только с разрешения руководителя предприятия, организации, учреждения либо руководителя производственной единицы и оформляются соответствующим приказом.

32Роль и значение материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов в национальной экономике. Материальные ресурсы — это потребляемые в процессе производства предметы труда, к которым относятся основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо и энергия на технологические нужды. Все материальные ресурсы, используемые в промышленности в качестве предметов труда, условно подразделяются на сырьевые и топливно-энергетические. Сырьевые ресурсы представляют собой совокупность имеющихся в стране предметов труда, которые используются непосредственно для производства различной промышленной продукции.

Материальные ресурсы являются одним из основных факторов производства. Они формируют вещественный состав выпускаемой продукции, а также в той или иной степени обеспечивают производственный процесс. Повышение эффективности использования материальных ресурсов имеет большое значение как для экономики отдельного предприятия, так и для государства в целом.

Материальные ресурсы являются предметами овеществленного труда, т.е. аккумулируют в себе затраты труда и топливно-энергетических ресурсов, связанные с производством, добычей и эксплуатацией материальных ресурсов. Значительная часть материальных ресурсов поступает из невозобновляемых источников. Это связано как с реальной угрозой истощения традиционных видов сырья, так и с опасными масштабами загрязнения окружающей среды при существующих в настоящее время способах их добычи и утилизация.

Не следует отождествлять понятия рационального и экономного использования материальных ресурсов. Они неоднозначны и характеризуют два различных процесса управления материалопотребление. Рациональное использование материальных ресурсов предусматривает их усовершенствование и поиск наиболее целесообразных методов их производства и переработки. Рациональное использование материальных ресурсов предусматривает комплекс мероприятий, направленных на повышение и более

полное использование потребительских свойств продукции, технико-экономического и организационного уровней ее производства и потребления.

Следовательно, рациональное использование материальных ресурсов — это разумное, целесообразное с народнохозяйственной точки зрения, максимальное использование всех полезных составляющих материальных ресурсов, не всегда сопровождающееся снижением материалоемкости продукции, но всегда означающее экономию затрат совокупного общественного труда и рост его производительности.

Повышение эффективности использования материальных ресурсов обеспечивает увеличение объемов производимой продукции при тех же размерах материальных затрат.

Номенклатура и качество сырья и материалов определяют размер производственной мощности и степень ее использования, уровень отдачи основных факторов и увеличения производительности труда.

Повышение эффективности использования материальных ресурсов способствует экономии финансовых ресурсов в добывающих отраслях промышленности

Номенклатура и качество сырья и материалов определяют размер производственной мощности и степень ее использования, уровень отдачи основных факторов и увеличения производительности труда.

Повышение эффективности использования материальных ресурсов способствует экономии финансовых ресурсов в добывающих отраслях промышленности

Эффективность использования материальных ресурсов и их потребность играют ведущую роль в экономической жизни государства.

От эффективности использования ресурсов зависит как развитие экономики в целом, так и ее отдельных секторов.

33. Состав материальных ресурсов. Классификация сырья, материалов и топлива. Показатели использования материальных ресурсов.

Материально-технические ресурсы — это собирательный термин, которым обозначаются предметы труда, используемые в основном и вспомогательном производстве. Главным признаком классификации всех видов материально-технических ресурсов является их происхождение. Например, получение черных и цветных металлов (металлургия), получение неметаллов (химическое производство), получение изделий из древесины (деревообработка) и др.

Материально-технические ресурсы классифицируются также по назначению в производственном процессе (изготовление полуфабрикатов, комплектующих изделий, конечной готовой продукции). Для материальных ресурсов вводятся дополнительные классификационные признаки: физико-химические свойства (теплопроводность, теплоемкость, электрическая проводимость, плотность, вязкость, твердость); форма (тела вращения — пруток, труба, профиль, уголок, шестигранник, брус, рейка); габариты (мелкие, средние и крупные размеры по длине, ширине, высоте и объему); физическое (агрегатное) состояние (жидкие, твердые, газообразные).

Материальные ресурсы, в зависимости от их назначения в производственно-технологическом процессе, укрупненно классифицируются на следующие группы: сырье (для производства материальных и энергетических ресурсов); материалы (для основного и вспомогательного производства); полуфабрикаты (для дальнейшей обработки); комплектующие изделия (для изготовления конечного продукта); готовая продукция (для обеспечения потребителей товарами).

Для характеристики эффективности использования материальных ресурсов применяется система обобщающих и частных показателей[5].

К обобщающим показателям относят:

- прибыль на рубль материальных затрат;

- материалоотдача;

- материалоемкость;

- коэффициент соотношений темпов роста объема производства и материальных затрат;

- удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции;

- коэффициент материальных затрат.

Прибыль на рубль материальных затрат — наиболее обобщающий показатель эффективности использования материальных ресурсов, он определяется делением суммы полученной прибыли от основной деятельности на сумму материальных затрат.

Материалоотдача определяется делением стоимости произведенной продукции (выручки) на сумму материальных затрат. Этот показатель характеризует отдачу материалов, т.е. сколько получено продукции (выручки) с каждого рубля потребленных материальных ресурсов (сырья, материалов, топлива, энергии и т.д.).

Материалоемкость продукции – отношение суммы материальных затрат к стоимости произведенной продукции (выручке). Показывает, сколько материальных затрат требуется или фактически приходится на 1 руб. выпущенной продукции (выручки от продаж).

Коэффициент соотношения темпов роста объема производства и материальных затрат определяется отношением индекса валового производства продукции к индексу материальных затрат. Он характеризует в относительном выражении динамику материалоотдачи и одновременно раскрывает факторы ее роста.

Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции — исчисляется отношением суммы материальных затрат к полной себестоимости произведенной продукции. Динамика этого показателя характеризует изменение материалоемкости продукции.

Коэффициент материальных затрат представляет собой отношение фактической суммы материальных затрат к плановой, пересчитанной на фактический объем выпущенной продукции. Он показывает, насколько экономно используются материалы в процессе производства, нет ли их перерасхода по сравнению с установленными нормами. Если коэффициент больше 1, то это свидетельствует о перерасходе материальных ресурсов на производство продукции, и наоборот, если меньше 1, то материальные ресурсы использовались более экономно.

Частные показатели применяются для характеристики эффективности использования отдельных видов материальных ресурсов (сырьеемкость, металлоемкость, топливоемкость, энергоемкость и др.), а также для характеристики уровня материалоемкости отдельных изделий.

Удельная материалоемкость может быть исчислена как в стоимостном (отношение стоимости всех потребленных материалов на единицу продукции к ее оптовой цене), так и в натуральном или условно-натуральном выражении (отношение количества или массы израсходованных материальных ресурсов на производство i

-гo вида продукции к количеству выпущенной продукции этого вида).

В процессе анализа фактический уровень показателей эффективности использования материалов сравнивают с плановым, изучают их динамику и причины изменения, а также влияние на объем производства продукции.

34. Основные направления рационального и экономного использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов.

К основным направлениям рационального использования

сырьевых и топливно-энергетических ресурсов можно отнести:

улучшение структуры топливного и топливно-энергетического баланса;

более тщательную и качественную подготовку сырья к его непосредственному использованию на промышленных предприятиях;

правильную организацию транспортировки и хранения сырья и топлива —недопущение потерь и снижения качества;

комплексное использование сырья;

химизацию производства;

использование отходов производства;

вторичное использование сырья и др. Остановимся более подробно на некоторых из них. Первичная обработка и обогащение сырья. Используемые

в промышленности различные виды минерального и органического сырья, как правило, требуют соответствующей подготовки. С этой целью применяются разные виды первичной обработки сырья, которые имеют свои особенности в каждой отрасли про-мышленности

К числу основных видов первичной обработки сырья относятся:

обогащение сырья (руды в черной и цветной металлургии, уголь в коксохимическом производстве);

предварительная очистка и стандартизация сырья (хлопок, шерсть в текстильной промышленности);

консервирование (мясо, рыба, плоды, овощи в пищевой промышленности) ;

сушка, выдержка (древесина в деревообрабатывающей промышленности).

Обогащение — это вид первичной обработки сырья, заключающийся в выделении продуктов, пригодных для дальнейшей технически возможной и экономически целесообразной переработки или использования. Обогащение позволяет:

повысить содержание полезного компонента в природном ископаемом;

удалить из него вредные примеси;

отделить минералы друг от друга.

В результате обогащения сырья получаются два основных продукта: концентрат и отходы (хвосты). В настоящее время более 95% добываемых цветных и редких металлов, большая часть железных руд, почти все фосфориты, асбестовые и графитовые руды, более 40% угля идут на обогащение.

Экономическая целесообразность обогащения заключается в следующем:

расширяется сырьевая база промышленности;

удешевляется последующая переработка сырья в готовый продукт;

обеспечивается повышение качества готовой продукции;

сокращаются транспортные расходы на перевозку сырья от места добычи к месту его переработки;

уменьшается потребность в транспортных средствах и повышается эффективность их использования.

Каждое предприятие исходя из своей специфики должно разрабатывать программу снижения материалоемкости продукции, в том числе и рационального использования сырьевых и ТЭР. Но это только полдела. Существенного продвижения в решении данной проблемы можно ожидать только в том случае, если само государство проводит действенную политику по рациональному использованию сырьевых и топливно-энергетических ресурсов в стране, а пока, к сожалению, такой политики нет, что является мощным тормозом для развития национальной экономики.

Сырьевые и топливно-энергетические ресурсы играют исключительно важную роль в экономике страны и в деятельности любой коммерческой организации.

35. Основные положения Директивы Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» предприятия.

Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства

В Республике Беларусь за истекшее десятилетие создана эффективная и динамично развивающаяся экономика, ориентированная на неуклонный рост благосостояния и повышение качества жизни граждан, защиту их материальных, социальных и культурных интересов.

Последовательно осуществляется курс на инновационное развитие страны. За годы независимости сформирована современная социальная инфраструктура.

В республике, оставшейся после распада Советского Союза без источников энергетических и сырьевых ресурсов, проведена большая работа по внедрению энерго- и ресурсосберегающих технологий.

В результате в 1997 – 2006 годах прирост валового внутреннего продукта обеспечен практически без увеличения потребления топливно-энергетических ресурсов. Это в комплексе с другими мерами позволило минимизировать отрицательные последствия для экономики повышения цен на нефть и газ, а главное – не допустить падения жизненного уровня нашего народа.

Вместе с тем в стране не создана целостная система экономии материальных ресурсов, что снижает конкурентоспособность экономики, эффективность использования всех видов топлива, энергии, сырья, материалов и оборудования.

Энергоемкость валового внутреннего продукта у нас в полтора – два раза выше, чем в развитых государствах со сходными климатическими условиями и структурой экономики. Высока и материалоемкость отечественной продукции. Недостаточно полно используются вторичные ресурсы и отходы производства.

Не изжиты бесхозяйственность и расточительство. Руководители органов государственного управления и иных организаций не осуществляют должного контроля за бережным хранением и рациональным использованием топливно-энергетических и материальных ресурсов, не всегда выявляют резервы по снижению энерго- и материалоемкости производства.

На низком уровне ведется работа по вовлечению в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии: леса, воды, ветра, подземного тепла, солнечной энергии и других.

В то же время бездумное, порой бездушное отношение к природе наносит ей невосполнимый урон, что неминуемо скажется на качестве жизни последующих поколений.

Экономное расходование тепла, электроэнергии, природного газа, воды и других ресурсов не стало нормой жизни для каждой белорусской семьи, каждого человека.

Не искоренены факты вандализма в подъездах, лифтах, на лестничных площадках многоквартирных жилых домов, придомовых территориях и детских площадках, в других общественных местах и на транспорте. Как следствие, государство несет громадные непроизводительные расходы по поддержанию в надлежащем состоянии объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы.

В целях укрепления экономической безопасности государства:

1. Обеспечить энергетическую безопасность и энергетическую независимость страны. Для этого:

1.1. руководителям государственных органов всех уровней управления организовать жесткий контроль за рациональным использованием топливно - энергетических и материальных ресурсов, снижением удельных материальных затрат на единицу выпускаемой продукции при одновременном росте производства и его модернизации;

1.2. Совету Министров Республики Беларусь:

1.2.1. обеспечить в 2007 – 2010 годах и на перспективу полное и надежное снабжение населения и экономики энергоресурсами по экономически обоснованным ценам (тарифам), снижение рисков и недопущение кризисных ситуаций в энергообеспечении страны;

1.2.2. принять исчерпывающие меры по заключению начиная с 2007 года долгосрочных соглашений о поставках в Республику Беларусь топливно-энергетических ресурсов и осуществлению этих поставок, предусмотрев диверсификацию данных ресурсов не менее чем на 20 процентов при условии экономической и экологической целесообразности;

1.2.3. до 1 августа 2007 г. образовать республиканскую межведомственную комиссию по контролю за экономией и рациональным использованием топливно-энергетических и материальных ресурсов, обеспечить создание аналогичных отраслевых, областных, городских, районных и постоянно действующих в организациях комиссий, создать институт внештатных инспекторов по надзору за эффективным использованием ресурсов;

1.2.4. совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом в 2007 году и в последующие годы активизировать продажу в установленном порядке имущественных комплексов неэффективно работающих малых и средних государственных организаций, не завершенных строительством объектов с превышением нормативного срока строительства свыше двух лет, а также долей государства в уставных фондах убыточных хозяйственных обществ;

1.3. Совету Министров Республики Беларусь и Национальной академии наук Беларуси:

1.3.1. внести Главе государства проект уточненной Концепции энергетической безопасности и повышения энергетической независимости Республики Беларусь, предусмотрев в нем:

снижение энергоемкости валового внутреннего продукта в 2010 году не менее чем на 31 процент, в 2015 году не менее чем на 50 процентов, в 2020 году не менее чем на 60 процентов к уровню 2005 года;

обеспечение в 2012 году не менее 25 процентов объема производства электрической и тепловой энергии за счет использования местных видов топлива, вторичных энергетических ресурсов и альтернативных источников энергии и в 2015 году вовлечение в топливный баланс бурых углей белорусских месторождений;

диверсификацию поставок в республику нефти, природного газа, электроэнергии, угля и ядерного топлива, обеспечивающую начиная

с 2020 года импорт из одной страны-поставщика не более 65 процентов объема потребляемых энергоресурсов;

активизацию работы по строительству АЭС, работающих на угле ТЭС, ГЭС малой и средней мощности, мини-ТЭЦ, а также производств по выпуску биотоплива, ветроэнергетических установок, биогазовых комплексов , установок, использующих энергию твердых коммунальных и иных отходов ;

реконструкцию действующих и строительство новых подземных хранилищ природного газа, нефте- и мазутохранилищ;

уменьшение затрат на производство энергоресурсов за счет применения энергосберегающих технологий и оборудования, а также сокращение потерь при добыче, переработке, транспортировке и реализации продукции топливно -энергетического комплекса;

1.3.2. в III квартале 2007 г. представить Президенту Республики Беларусь проект уточненной Государственной комплексной программы модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы , энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006 – 2010 годах;

1.4. Совету Министров Республики Беларусь, другим государственным органам и иным государственным организациям в 2007 году и в последующие годы обеспечить экономию валютных средств за счет активизации импортозамещения, существенного сокращения импорта промышленной

и сельскохозяйственной продукции, аналогичной производимой в Республике Беларусь.

2. Принять кардинальные меры по экономии и бережливому использованию топливно-энергетических и материальных ресурсов во всех сферах производства и в жилищно-коммунальном хозяйстве, а именно :

2.1. Совету Министров Республики Беларусь определить и довести государственным органам и иным государственным организациям показатели по экономии ресурсов на 2007 год , доводить им такие показатели ежегодно;

2.2. республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, Управлению делами Президента Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, Национальному банку, местным исполнительным и распорядительным органам до 1 сентября 2007 г. обеспечить:

2.2.1. рассмотрение на заседаниях соответствующих коллегиальных органов вопросов усиления режима экономии и рационального использования ресурсов, утвердив отраслевые (по сферам деятельности), областные, городские и районные программы мер по экономии и рациональному использованию топливно-энергетических и материальных ресурсов, а также денежных средств;

2.2.2. разработку и осуществление в 2007 году и в последующие годы подчиненными организациями (организациями, входящими в их состав) конкретных мер по снижению энерго- и материалоемкости производства, уменьшению отходов, потерь сырья и материалов на всех стадиях их обработки, хранения и транспортировки, более полному использованию в производстве вторичных ресурсов;

2.2.3. доведение государственным организациям и хозяйственным обществам, в отношении которых государство, обладая долями (акциями) в их уставных фондах, может определять решения, принимаемые этими обществами, конкретных показателей по экономии ресурсов на 2007 год. Доводить им такие показатели ежегодно;

2 .3. Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому:

2.3.1. до 1 ноября 2007 г. :

создать новые и укрепить квалифицированными кадрами имеющиеся службы по нормированию топливно-энергетических и материальных ресурсов ;

ввести в бизнес-планы развития организаций раздел ”Энергосбережение“, предусматривающий снижение энергоемкости выпускаемой продукции, максимальное использование местных видов топлива, включая вторичные энергоресурсы;

2.3.2. при назначении на должности руководителей организаций в качестве одного из главных критериев оценки их профессиональных качеств считать способность к стратегическому мышлению, принятию нестандартных решений, направленных на повышение эффективности производства, в том числе за счет снижения издержек и экономии топливно-энергетических и материальных ресурсов;

2.4. облисполкомам и Минскому горисполкому обеспечить:

2.4.1. в 2008 году перевод котельных, расположенных в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек (за исключением районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС) и работающих на топочном мазуте, на использование в основном местных видов топлива ;

2.4.2. в 2007 – 2009 годах замену с учетом технологической и экономической целесообразности электрокотельных и электронагревателей на котлоагрегаты и водонагреватели, работающие преимущественно на местных видах топлива;

2.4.3. до 2010 года теплоснабжение одноквартирных и блокированных жилых домов за счет установки в них индивидуальных устройств для отопления и горячего водоснабжения – при оптимизации схем теплоснабжения населенных пунктов, имеющих централизованное водо- и газоснабжение жилищного фонда;

2.4.4. совместно с Министерством жилищно-коммунального хозяйства :

оснащение в 2007 – 2008 годах всех квартир (индивидуальных домов ) приборами индивидуального учета расхода холодной и горячей воды за счет средств граждан, кредитных ресурсов и собственных средств организаций жилищно-коммунального хозяйства;

ежегодное использование в жилищно-коммунальном секторе к

2012 году местных видов топлива для нужд отопления и горячего водоснабжения не менее 900 тыс. тонн (условного топлива);

2.4.5. совместно с другими государственными органами и иными организациями отпуск ежегодно в межотопительный период, начиная с 2007 года, горячей воды потребителям в районных центрах, городских поселках и сельской местности (кроме районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС) с преимущественным использованием местных видов топлива и установкой баков-аккумуляторов.

3. Ускорить т ехническое переоснащение и модернизацию производства на основе внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий и техники. В этой связи:

3.1. Совету Министров Республики Беларусь:

3.1.1. активизировать привлечение иностранных инвестиций для технического переоснащения и модернизации основных производственных средств, внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий. В 2007 –2008 годах с учетом интересов государства принять исчерпывающие меры по повышению открытости и привлекательности экономики страны для частного капитала, всестороннему развитию частной инициативы;

3.1.2. с участием облисполкомов до 1 октября 2007 г. утвердить республиканскую программу по преобразованию котельных в мини-ТЭЦ

с учетом экономической целесообразности;

3.1.3. начиная с 2007 года организовать переход на энергоэффективный метод проектирования и строительства зданий, широкое применение при этом отечественных энерго- и ресурсосберегающих конструктивных элементов, материалов и энергосберегающих инженерных систем;

3.1.4. совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом обеспечить обследование многоквартирных домов жилищного фонда и по результатам до 1 января 2008 г. разработать первоочередные меры по приведению их теплотехнических характеристик в соответствие с требованиями технических нормативных правовых актов ;

3.2. республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам в 2007 – 2010 годах обеспечить:

3.2.1. разработку и реализацию инновационных и инвестиционных проектов, ориентированных на опережающее развитие производств с малой энерго- и материалоемкостью, а также на расширение сферы услуг;

3.2.2. п ринятие мер по техническому и технологическому переоснащению организаций, в том числе перерабатывающих организаций агропромышленного комплекса, расположенных в малых и средних городских поселениях,

в целях комплексной переработки сельскохозяйственного сырья, максимального использования отходов производства, включая создание на их основе производств по получению топлива;

3.2.3. модернизацию систем отопления производственных помещений с использованием прогрессивных энергоэффективных технологий, замену устаревшего оборудования на современное энергосберегающее.

4. Повысить эффективность научно-технической и инновационной деятельности. Поручить:

4.1. Совету Министров Республики Беларусь и Национальной академии наук Беларуси обеспечить:

4.1.1. разработку и до 1 ноября 2007 г. утверждение программы технического переоснащения и модернизации литейных, термических, гальванических и других энергоемких производств на 2007 – 2010 годы, принять меры по ее реализации;

4.1.2. совместно с облисполкомами подготовку и до 1 декабря 2007 г. представление Президенту Республики Беларусь проекта государственной программы ”Торф“;

4.1.3. в 2007 – 2010 годах:

разработку энерго- и ресурсосберегающих технологий добычи, производства, преобразования, транспортировки и комплексного использования топливно-энергетических и материальных ресурсов, включая бурые угли и другие местные ресурсы;

внедрение передовых технологий и оборудования, обеспечивающих максимально возможное извлечение полезных ископаемых и комплексное освоение их месторождений;

периодичное энергетическое обследование организаций для выявления резервов экономии топливно-энергетических ресурсов, а также разработку мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности, обязательных для выполнения соответствующими организациями;

внедрение инновационных проектов, направленных на использование новых источников энергии и нетрадиционных ресурсов углеводородного сырья, в том числе на реализацию в 2008 – 2010 годах пилотных проектов по производству пеллет (гранул из отходов деревообработки) с последующим системным развитием такого производства, использованию геотермальных вод, бурых углей, получению чистого водорода и его применению;

4.2. Совету Министров Республики Беларусь с участием облисполкомов и Минского горисполкома в 2007 году комплексно решить вопросы заготовки, доставки и использования древесного топливного сырья, довести задания по его производству до всех поставщиков, включая юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, и лесопользователей независимо от их подчиненности и форм собственности. Н ачиная с 2007 года принимать меры по увеличению объемов выращивания быстрорастущей древесины для топливных нужд.

5. Обеспечить стимулирование экономии топливно-энергетических и материальных ресурсов. При этом:

5.1. считать выполнение показателей по экономии ресурсов, увеличение использования местных, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также вторичных энергоресурсов важнейшими критериями оценки работы руководителей государственных органов и иных государственных организаций;

5.2. Совету Министров Республики Беларусь и Федерации профсоюзов Беларуси организовать начиная с 2007 года республиканское соревнование за высокие показатели по экономии ресурсов. Победителей такого соревнования заносить на Республиканскую доску Почета;

5.3. Совету Министров Республики Беларусь:

5.3.1. до 1 сентября 2007 г. установить зависимость оплаты труда руководителей государственных органов и иных государственных организаций от выполнения показателей по экономии ресурсов, увеличения использования местных видов топлива;

5.3.2. совместно с Национальной академией наук Беларуси до 1 сентября 2007 г. разработать эффективный механизм морального и материального стимулирования экономии и рационального использования топливно-энергетических и материальных ресурсов, обеспечить его внедрение в государственных органах, иных государственных организациях, а также в подчиненных им организациях (организациях, входящих в их состав);

5.4. облисполкомам и Минскому горисполкому до 1 сентября 2007 г. определить систему поощрения организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам, и индивидуальных предпринимателей за экономию и бережливость.

6. Широко пропагандировать среди населения необходимость соблюдения режима повсеместной экономии и бережливости. С этой целью:

6.1. Министерству информации:

6.1.1. обеспечивать издание наглядной агитации, учебно-методических пособий, детской познавательной литературы по вопросам экономии и бережливости, увеличение количества соответствующей тематической информации в сети Интернет;

6.1.2. совместно с Национальной государственной телерадиокомпанией, закрытыми акционерными обществами ”Второй национальный телеканал“ и ”Столичное телевидение“ систематически и всесторонне освещать вопросы экономного использования всех видов ресурсов, включая природные, как важнейшего принципа обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь. Шире пропагандировать опыт передовых коллективов республики , обеспечивающих строгий режим экономии топливно-энергетических и материальных ресурсов, выпуск конкурентоспособной продукции с меньшими затратами;

6.2. Министерству образования:

6.2.1. до 1 сентября 2007 г. разработать для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, программу занятий по интересам , факультативов, курсов по вопросам экономии и бережливости;

6.2.2. совместно с другими государственными органами принимать меры по совершенствованию системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области энерго- и ресурсосбережения;

6.3. Министерству внутренних дел с участием местных исполнительных и распорядительных органов активнее привлекать работников милиции к проведению профилактических мероприятий по предотвращению порчи имущества в жилых домах, на улицах и в других общественных местах;

6.4. Федерации профсоюзов Беларуси организовать:

в трудовых коллективах разъяснительную работу, направленную на экономию всех видов ресурсов ;

смотры на лучшие достижения по экономии ресурсов и повышению эффективности их использования;

6.5. работникам организаций жилищно-коммунального хозяйства, местных исполнительных и распорядительных органов проводить разъяснительную работу среди населения по вопросам повсеместной экономии топливно-энергетических и материальных ресурсов, установки для этого в жилых помещениях индивидуальных приборов учета расхода воды и природного газа .

7. Установить эффективный контроль за рациональным использованием топливно-энергетических и материальных ресурсов. В связи с этим:

7.1. республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам:

7.1.1. обеспечить проведение в подчиненных организациях (организациях, входящих в их состав), регионах и населенных пунктах регулярных проверок состояния работы по организации экономии топливно-энергетических и материальных ресурсов за счет оптимизации их расходования, замены устаревшего энергетического и технологического оборудования на более современное, а также использования местных видов топлива;

7.1.2. установить жесткий контроль за выполнением государственными организациями и хозяйственными обществами, в отношении которых государство, обладая долями (акциями) в их уставных фондах, может определять решения, принимаемые этими обществами, доведенных им показателей по экономии ресурсов;

7.1.3. обеспечивать представление подчиненными организациями (организациями, входящими в их состав) Министерству статистики и анализа полной и объективной государственной статистической отчетности об использовании топливно-энергетических и материальных ресурсов;

7.2. Комитету государственного контроля:

7.2.1. осуществлять целевые проверки соблюдения государственными органами и иными организациями законодательства по рациональному использованию ресурсов, привлекать к ответственности должностных лиц, виновных в нанесении ущерба государству, бесхозяйственности и расточительстве. О результатах проинформировать Президента Республики Беларусь по итогам 2007 года;

7.2.2. совместно с Прокуратурой, Министерс

Наши рекомендации