Рыночное предложение и его факторы. Закон предложения. Эластичность предложения. Рыночное равновесие.

Предложение представляет собой то количество товаров и услуг, которое производится производителями по определенной цене и в строго определенный промежуток времени. Рыночное предложение – предложение товара всеми продавцами на рынке. Основными показателями предложения выступают объем и цена предложения. Объем предложения – то количество товаров, которое готовы продать продавцы. Ценапредложения – это минимальная цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество товаров. Цена – основной фактор, определяющий предложение. НО предложение товаров, как и спрос, может изменяться под влиянием и неценовых факторов:

1. цены на ресурсы;

2. изменение в технологии производства;

3. налоги и субсидии;

4. цены на другие товары (изменение цен на товары к переливу ресурсов);

5. ожидания (ожидания увеличения цены в будущем может повлиять на желание производителя поставлять его сейчас);

6. число продавцов;

7. природные условия (например, стихийные бедствия).

Перечисленные факторы, включая цену, влияют на изменение предложения.

Закон предложения выражает отношение прямой зависимости величины предложения определенного товара от уровня цены на него.

Функцияпредложения– зависимость объема предложения от определяющих его факторов. В отличие от спроса, воздействие цены на предложение является прямым. Цены и объем продаж товаров и услуг изменяются одновременно: если цена повышается, то на рынок будет поступать к продаже большее количество товаров и услуг. И наоборот, если цены на данный товар или услугу снижаются, их производство и предложение на рынке будут также сокращаться. Эта зависимость отражает действие закона предложения, который выражает отношение прямой зависимости величины предложения определенного товара от уровня цены на него. Закон предложения выражает связь между рыночными ценами и количеством товаров или услуг, которые производители желают продолжить. Степень изменения предложения в ответ на изменение цены характеризует эластичность предложения. Предложение эластично, если оно изменяется в большей степени, чем цена. И наоборот, предложение неэластично, если его изменения меньше, чем цена. В условиях конкуренции взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения корректируют цену до того момента, когда величина спроса и предложения совпадает и устанавливается рыночное равновесие, которому соответствует рыночная цена.

Рыночноеравновесие – такая ситуация на рынке, при которой конкурентные силы спроса и предложения устанавливают цену, уравновешивающую их объемы. Различают стабильное (устойчивое) и нестабильное (неустойчивое) рыночное равновесие. Стабильное имеет место тогда, когда нарушенное равновесное состояние восстанавливается опять; нестабильное – когда нарушенное равновесие рынка остается таковым на протяжении длительного времени.

18. Конкуренция, ее сущность, функции и виды. Совершенная и несовершенная конкуренция. +

Конкуренция – борьба между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыт товаров и услуг, между потребителями за товары производителей, а также производителями и потребителями за источники доходов.

Такое столкновение порождается объективными условиями развития рынка: полной хозяйственной обособленностью субъектов, зависимостью их положения от рыночной цены.

Виды конкуренции:

1. По субъектам конкурентной борьбы:

a. средипродавцов: стремление продать товар по более высокой цене, но побеждает тот, кто сбывает товары дешевле;

b. средипокупателей: хотят приобрести товар по меньшей цене, но выигрывает тот, кто предложит более высокую цену;

c. средипродавцовипокупателей: результатом является установление равновесной цены на однородные товары, имеющие одинаковое качество.

2. По отраслевому признаку:

a. внутриотраслевая – форма соперничества между товаропроизводителями, занятыми в одной отрасли народного хозяйства, за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение дополнительной прибыли (между производителями одной отрасли);

b. межотраслевая– форма конкурентной борьбы между товаропроизводителями различных отраслей народного хозяйства за образование средней нормы прибыли (между производителями разных отраслей, соперничают за деньги потребителей).

3. По методам ведения конкурентной борьбы:

a. добросовестная: легальные методы (например, повышение качества);

b. недобросовестная: нелегальные методы (например, обман потребителей).

4. По методам использования ценового механизма:

a. ценовая;

b. неценовая: основана на качестве.

5. По структуре рынка:

a. совершенная;

b. несовершенная.

Совершеннаяконкуренция – рыночная структура, характеризуемая большим количеством мелких фирм, однородностью продукции, свободой входа и выхода и равным доступом к информации. В условиях свободной конкуренции на рынке имеется множество независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких размерах. Рынок открыт для всех желающих. Участники рыночных сделок не участвуют в контроле над рыночными ценами. Такая конкуренция свободна от вмешательства государства, а рынок чист от монополий. Кроме того субъекты рынка имеют совершенное знание о качестве товаров, ценах. Поэтому данный вид конкуренции называют чистой (свободной) или совершенной конкуренцией. Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей одинакового товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара. Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования.

Несовершенная конкуренция в отличие от совершенной ограничена влиянием монополий и государства. Существует несколько моделей несовершенной конкуренции:

1. чистая монополия (одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта, который не имеет близких к нему заменителей);

2. монополистическая конкуренция (существует достаточно большое число фирм, предлагающих похожую, но не идентичную продукцию);

3. олигополия (конкурируют между собой несколько крупных фирм, от 3 до 5, вступление на этот рынок новых фирм затруднено).

Функции конкуренции:

1. Способствует установлению равновесной цены:

a. Если цена больше равновесной – предложение товаров больше спроса, следовательно, образуется избыток.

b. Если цена меньше равновесной – спрос больше предложения, следовательно, возникает дефицит

2. Поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации продукции (условия, при которых производится и реализуется большая часть однородной продукции).

3. Стимулирует НТП и повышает эффективность производства: больший доход может получить лишь тот производитель, который затрачивает меньше ресурсов и у которого выше качество.

4. Усиливает социально-экономическое расслоение агентов рынка: устраняет с арены рынка все отсталые и неэффективные производства, укрепляет положение крупных производителей.

Наши рекомендации