Товар и его свойства. Деньги, их сущность и функции. Цена, ее функции и виды.
Продукты труда в условиях производства принимают экономическую форму товаров.
Товар – продукт труда, предназначенный для удовлетворения какой-либо человеческой потребности и произведенный для обмена, для продажи.
Всякий продукт натурального производства имеет свойство – полезность, т.е. способность удовлетворять какие-либо потребности людей. Товар отличается от натурально продукта тем, что его путь от производства к потреблению обязательно пролегает через рынок. Продукт становится товаром, если он изготовлен трудом человека с целью обмена на другие продукты.
Всякая вещь, предназначенная для обмена, обладает двумя свойствами: способность удовлетворения потребностей людей и обладание свойствами обмена.
Природа основных свойств товара, его оценка на рынке по-разному раскрываются в экономической теории. Согласно положениям трудовой теории стоимости (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс), свойствами товара выступают его потребительная стоимость и стоимость. Потребительнаястоимость выражает способность товара удовлетворить какую-либо потребность человека. Стоимостьтовара позволяет соизмерять товары и устанавливать пропорции в их обмене.
Труд, воплощенный в товаре, имеет двойственный характер. С стороны – конкретный труд, создающий потребительскую стоимость, с другой – абстрактный труд, создающий стоимость товара.
Стоимость скрыта в товаре, проявляется только в его обмене, путем приравнивания различных товаров.Меноваястоимость – количественное соотношение или пропорция, в которой потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода. В стоимости товаров выражаются производственные отношения людей, их работа друг на друга, следовательно, стоимость товара выражает общественное свойство вещей.
Сам труд, воплощенный в товаре, различается по количеству, сложности, качеству.
Согласно данной теории, основным законом товарного производства является закон стоимости – объективный экономически закон, регулирующий связи между товаропроизводителями на основе стоимости товаров, величина которой измеряется общественно необходимыми затратами труда.
Иной подход предлагает теория предельной полезности (К. Менгер, О. Бем-Баверк, Ф. Визер), объясняющая ценность товара с позиции экономической психологии потребителя. Каждый товар обладает полезность. Полезные блага делятся на: а) имеющиеся в безграничном количестве (воздух); б) относительно редкие и недостаточные для насыщения сложившихся потребностей в них.
Человек располагает свои потребности в порядке понижения степени их важности и пытается удовлетворить потребности имеющимся в его распоряжении количеством благ. Предельная полезность – величина добавочной полезности, которую извлекает потребитель из каждой последующей дополнительной единицы товара. Согласно закону убывающей предельной полезности, предельная полезность каждой дополнительной единицы товара сокращается по мере того, как субъект увеличивает потребление соответствующего товара.
Когда производство и обмен товаров стали регулярными появились общие эквиваленты обмена – наиболее ходовые товары, на которые обменивались все другие товары. С дальнейшим развитием товарного обмена все товары стали обмениваться на какой-то один товар, который выступал в качестве общего эквивалента. Движение благ от производителя к потребителю приобретает форму обращения товаров с помощью денег и может быть выражено формулой: Т-Д-Т.
Деньги – всеобщий эквивалент для всех других товаров, посредством которого совершается обмен. Деньги это не вещь, а общественные отношения.
Виды денег:
1. Товарные:
a) Основаны на неделимости (меха);
b) Товарно-весовой эквивалент (хлеб);
c) Металлический эквивалент (золотые и серебряные монеты)
2. Бумажные: номинальные знаки стоимости, имеющие исключительно принудительный курс; выступают не как товар, а как ценные бумаги;
3. Кредитные: представляют собой первоначально векселя (долговые обязательства одного лица уплатить другому лицу определенную сумму к указанному сроку), на основе векселей были выпущены банкноты и чеки; появление электронных денег сопровождало появление кредитных карт.
Функции денег:
1. Мерастоимости: выступают мерилом воплощенного труда.
2. Средствообращения: посредники в обмене товаров и услуг.
3. Средствонакопления.
4. Средствоплатежа (например, плата за пользование землей).
5. Мировыеденьги: связаны с международным разделением труда, торговыми и другими экономическими отношениями между странами.
Важное значение в установлении экономических отношений между товаропроизводителями имеет цена. Цена –денежное выражение стоимости товара, денежная его оценка. Существуют разные подходы к определению сущности цены как меры оценки товара:
1. С позиции трудовой теории стоимости (А. Смит, Д. Риккардо, К. Маркс) цена выступает как оценка издержек труда. Цена есть денежное выражение стоимости товара, т.е. совокупности общественно необходимых затрат живого и овеществленного труда, израсходованного на производство данного товара.
2. Потребительский подход. Она отрицает связь между затратами труда и ценой товара на том основании, что цены многих товаров отклоняются от затрат на производство, а некоторые из потребляемых благ вообще не требуют никаких затрат (вода, кислород). Основой цены служит субъективная полезность товара, которую определяет исключительно субъективно продавец или покупатель. Цена выступает денежным выражением полезности товара.
3. Меновыйподход. Цена целиком обусловливается соотношением спроса и предложения данного товара на рынке, т.е. способностью данного товара быть обмененным на определенное количество другого товара или денег.
Функции цены:
1. Учетная. При помощи цен учитываются затраты на производство и реализацию продукции, оцениваются экономические процессы (потребление, сбережение) и результаты (объем национального дохода).
2. Доходная. Цены позволяют получать доходы производителям, поскольку продажа продукции происходит при помощи цен.
3. Стратегическая. Цены позволяют производителям осуществлять свои рыночные стратегии (проникать на рынки, бороться с конкурентами).
4. Регулирующая. Цены выступают средством государственного регулирования.
5. Стимулирующая. Исторически цена всегда была основным фактором, определяющим и стимулирующим выбор покупателя.
Виды цен:
1. В зависимости от форм торговли:
a) оптовые: производители реализуют свою продукцию производителям-смежникам или оптовым покупателям;
b) закупочные: государственные органы закупают товары и оплачивают услуги для своих потребительских нужд (военная техника, с/х продукты);
c) розничные: торгующие организации продают товары и услуги населению – конечному потребителю.
2. По степени регулирования:
a) прейскурантные: заранее наносятся на ценовые биржи, каталоги;
b) договорные (на новые товары и услуги);
c) свободные, устанавливаемые самим производителем.
3. По времени действия:
a) долговременные;
b) скользящие;
c) гибкоэластичные
Встречаются так же демпинговые цены: искусственно заниженные, применяемые с целью вытеснения конкурентов с рынка или увеличения объема собственных продаж. Особым видом выступают монопольные цены:для установления экономической силы монополий.