Деньги: сущность, этапы развития и функции.

Деньги – это особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента. Про­ис­хо­ж­де­ние де­нег свя­за­но с 7 - 8 тыс. до н. э., ко­гда у пер­во­быт­ных пле­мен поя­ви­лись из­лиш­ки ка­ких-то про­дук­тов, ко­то­рые мож­но бы­ло об­ме­нять на дру­гие нуж­ные про­дук­ты. Ис­то­ри­че­ски в ка­че­ст­ве сред­ст­ва об­лег­че­ния об­ме­на ис­поль­зо­ва­лись - с пе­ре­мен­ным ус­пе­хом - скот, си­га­ры, ра­ко­ви­ны, кам­ни , кус­ки ме­тал­ла. Но что­бы слу­жить в ка­че­ст­ве де­нег, пред­мет дол­жен прой­ти лишь од­но, на мой взгляд, ис­пы­та­ние: он дол­жен по­лу­чить об­щее при­зна­ние и по­ку­па­те­лей, и про­дав­цов как сред­ст­во об­ме­на. День­ги оп­ре­де­ля­ют­ся са­мим об­ще­ст­вом; все,что об­ще­ст­во при­зна­ет в ка­че­ст­ве об­ра­ще­ния,- это и есть день­ги. Дей­ст­ви­тель­но, день­ги - это то­вар , вы­сту­паю­щий в ро­ли все­об­ще­го эк­ви­ва­лен­та , от­ра­жаю­ще­го стои­мость всех про­чих то­ва­ров.

Пер­вый этап- по­яв­ле­ние де­нег с вы­пол­не­ни­ем их функ­ций слу­чай­ны­ми то­ва­ра­ми;

вто­рой этап - за­кре­п­ле­ние за зо­ло­том ро­ли все­об­ще­го эк­ви­ва­лен­та (этот этап был , по­жа­луй , са­мым про­дол­жи­тель­ным ) ;

тре­тий этап - этап пе­ре­хо­да к бу­маж­ным или кре­дит­ным день­гам ; и по­след­ний чет­вер­тый этап - по­сте­пен­ное вы­тес­не­ние на­лич­ных де­нег из обо­ро­та , вслед­ст­вие че­го поя­ви­лись элек­трон­ные ви­ды пла­те­жей .

День­ги , как и лю­бое дру­гое по­ня­тие , име­ют свою сущ­ность.

Сущ­ность де­нег про­яв­ля­ет­ся че­рез :

1) все­об­щую не­по­сред­ст­вен­ную об­ме­ни­вае­мость;

2) са­мо­стоя­тель­ную ме­но­вую сто­емость ;

3) внеш­нюю вещ­ную ме­ру тру­да .

Кро­ме то­го , день­ги име­ют соб­ст­вен­ную клас­си­фи­ка­цию . В ча­ст­но­сти , по фор­ме су­ще­ст­во­ва­ния день­ги бы­ва­ют на­лич­ные и без­на­лич­ные . На­лич­ные день­ги в свою оче­редь под­раз­де­ля­ют­ся на ре­аль­ные день­ги ( это мо­не­ты из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, слит­ки) , кре­дит­ные день­ги (банк­но­ты и ка­зна­чей­ские би­ле­ты ) и раз­мен­ные мо­не­та . Без­на­лич­ные день­ги мо­гут су­ще­ст­во­вать как в рам­ках на­цио­наль­ной де­неж­но-кре­дит­ной сис­те­мы в фор­ме на­цио­наль­ной ва­лю­ты , так и в фор­ме меж­на­цио­наль­ных пла­теж­ных средств в сис­те­ме ме­ж­ду­на­род­ных рас­че­тов.

День­ги об­ла­да­ют оп­ре­де­лен­ны­ми функ­ция­ми. Функ­ции де­нег:

1. Ме­ра стои­мо­сти. День­ги вы­сту­па­ют ме­рой стои­мо­сти. Об­ще­ст­во счи­та­ет удоб­ным ис­поль­зо­вать де­неж­ную еди­ни­цу в ка­че­ст­ве мас­шта­ба для со­из­ме­ре­ния от­но­си­тель­ных стои­мо­стей раз­но­об­раз­ных благ и ре­сур­сов. Бла­го­да­ря де­неж­ной сис­те­ме нам не на­до вы­ра­жать це­ну ка­ж­до­го про­дук­та че­рез все дру­гие про­дук­ты, на ко­то­рые он мог бы быть об­ме­нен; мы не долж­ны вы­ра­жать стои­мость ско­та че­рез зер­но , цвет­ные ка­ран­да­ши , си­га­ры , ав­то­мо­би­ли и т. д. Ис­поль­зо­ва­ние де­нег в ка­че­ст­ве об­ще­го зна­ме­на­те­ля оз­на­ча­ет, что це­ну лю­бо­го про­дук­та дос­та­точ­но вы­ра­зить толь­ко че­рез де­неж­ную еди­ни­цу. Та­кое ис­поль­зо­ва­ние де­нег по­зво­ля­ет уча­ст­ни­кам сдел­ки лег­ко срав­ни­вать от­но­си­тель­ную цен­ность раз­лич­ных то­ва­ров и ре­сур­сов. По­доб­ные срав­не­ния об­лег­ча­ют при­ня­тие ра­цио­наль­ных ре­ше­ний. В ка­че­ст­ве ме­ры стои­мо­сти день­ги ис­поль­зу­ют­ся и в сдел­ках с бу­ду­щи­ми пла­те­жа­ми.

2. Сред­ст­во пла­те­жа. День­ги вы­сту­па­ют как сред­ст­во пла­те­жа. Эта функ­ция де­нег про­яв­ля­ет­ся пре­ж­де все­го в об­слу­жи­ва­нии пла­те­жей вне сфе­ры то­ва­ро­обо­ро­та. Это на­ло­ги, со­ци­аль­ные вы­пла­ты, про­цен­ты за кре­дит. День­ги лег­ко при­ни­ма­ют­ся в ка­че­ст­ве сред­ст­ва пла­те­жа. Это удоб­ное, на мой взгляд, со­ци­аль­ное изо­бре­те­ние , по­зво­ляю­щее пла­тить вла­дель­цам ре­сур­сов и про­из­во­ди­те­лям “то­ва­ром” ( день­га­ми ), ко­то­рый мо­жет быть ис­поль­зо­ван для по­куп­ки лю­бо­го из все­го на­бо­ра то­ва­ров и ус­луг, имею­щих­ся на рын­ке.

3. Сред­ст­во об­ра­ще­ния. День­ги вы­сту­па­ют как сред­ст­во об­ра­ще­ния об­слу­жи­ва­ния то­ва­ро­обо­ро­та. Во-пер­вых и пре­ж­де все­го день­ги яв­ля­ют­ся се­го­дня сред­ст­вом об­ра­ще­ния, день­ги мож­но ис­поль­зо­вать при по­куп­ке и про­да­же то­ва­ров и ус­луг. Как сред­ст­во об­ме­на день­ги по­зво­ля­ют об­ще­ст­ву из­бе­жать не­удобств бар­тер­но­го об­ме­на. И , пред­став­ляя удоб­ный спо­соб об­ме­на то­ва­ра­ми , день­ги по­зво­ля­ют об­ще­ст­ву вос­поль­зо­вать­ся пло­да­ми гео­гра­фи­че­ской спе­циа­ли­за­ции и раз­де­ле­ния тру­да ме­ж­ду людь­ми.

4. Сред­ст­во на­ко­п­ле­ния ( сбе­ре­же­ния ). День­ги слу­жат сред­ст­вом сбе­ре­же­ния. По­сколь­ку день­ги наи­бо­лее ли­к­вид­ное иму­ще­ст­во, они яв­ля­ют­ся наи­бо­лее удоб­ной фор­мой хра­не­ния бо­гат­ст­ва. Вла­де­ние день­га­ми за ред­ким ис­клю­че­ни­ем не при­но­сит де­неж­но­го до­хо­да, ко­то­рый из­вле­ка­ет­ся при хра­не­нии бо­гат­ст­ва , на­при­мер , в фор­ме не­дви­жи­мо­го иму­ще­ст­ва ( соб­ст­вен­но­сти ) или цен­ных бу­маг ( ак­ций , об­ли­га­ций и т. д. ) . Од­на­ко день­ги име­ют то пре­иму­ще­ст­во, что они мо­гут быть без­от­ла­га­тель­но ис­поль­зо­ва­ны фир­мой или до­маш­ним хо­зяй­ст­вом для лю­бо­го фи­нан­со­во­го обя­за­тель­ст­ва.

5. Ми­ро­вые день­ги . Функ­ция “ ми­ро­вые день­ги “ - это день­ги в сис­те­ме ме­ж­ду­на­род­ных эко­но­ми­че­ских от­но­ше­ний.

День­ги иг­ра­ют ис­клю­чи­тель­но важ­ную роль в ры­ноч­ной эко­но­ми­ке. Ры­нок не­воз­мо­жен без де­нег , де­неж­но­го об­ра­ще­ния. Де­неж­ное об­ра­ще­ние - это дви­же­ние де­нег, опо­сред­ст­вляю­щее обо­рот то­ва­ров и ус­луг. Оно об­слу­жи­ва­ет реа­ли­за­цию то­ва­ров, а так­же дви­же­ние фи­нан­со­во­го рын­ка.

60.Цена и ее функции. Система цен и методы ценообразования в рыночной экономике.

Цена - денежное выражение стоимости товара. В рамках рыночного подхода цена - это форма выражения ценности благ, проявляющихся в процессе их обмена. Прослеживается связь цены товара с ценностью, полезностью как объекта потребления. Цена товара проявляется только в условиях его обмена на деньги или на другой товар. Потому что вне рынка, без купли-продажи нет цены. Стратегия ценообразования следующая - найти такую цену, чтобы общая масса прибыли была максимальной.

Функции цен:

1) измерительная - благодаря цене можно определить, сколько денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за товар;

2) соизмерительная - заключается в сопоставлении ценностей разных товаров. Если цена адекватно отражает полезность, она может использоваться при сопоставлении полезности;

3) учетная - цена становится вспомогательным инструментом учета, например, в имущественном комплексе предприятия 5 компьютеров по такой-то цене (цену укажите сами) на общую сумму такую-то.

4) инструмент анализа, прогнозирования, планирования;

5) социальная функция - с ценами и их изменением связаны структура и объем потребления, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи;

6) внешнеэкономические функции - как инструмент торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами;

7) стимулирующая функция - влияет на повышение объемов производства и улучшение качества продукции.

Виды цен. 1) в зависимости от сфер торговли. Оптовые - цены, по которым продукция реализуется крупными партиями. Розничные - цены, по которым товар продается в розничной торговой сети. Закупочные цены - цены государственных закупок продукции у предприятий. Цены на услуги. 2) виды цен, различающиеся по степени и способам регулирования. Жестко фиксированные, твердые цены - назначаются гос.органами ценообразования. Регулируемые цены - регулируются гос.органами - утверждение гос.органами предельного уровня рентабельности. Договорные цены - определяются документальным соглашением между продавцом и покупателем. Свободные рыночные цены. Мировые цены - цены мирового рынка Сопоставимые или неизменные цены - для определения индекса цен. Проектные, Цены сезонные - изменяются в определенные периоды года, типичны для сельхоз.продукции. Неизменные или сопоставимые цены - необходимы для расчетные цены. Биржевые, аукционные, комиссионные.

Различают затратные и параметрические методы ценообразо­вания.

Затратные методы основаны преимущественно на учете затрат на производство и реализацию продукции.

Метод полных издержек— это способ формирования цен на ос­нове всех затрат, которые списываются на единицу того или иного изделия и к которым добавляется необходимая фирме прибыль. Ме­тод применяется предприятиями, положение которых близко к мо­нопольному и сбыт продукции которых практически гарантирован.

Метод стандартных издержекпозволяет формировать цены на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных. Его преимущество состоит в возможности управления затратами по отклонениям от норм, а не по их общей ве­личине. Метод обеспечивает непрерывное сопоставление затрат. Наиболее сложным элементом системы стандартных издержек явля­ется определение стандартов затрат.

Метод прямых издержек— это способ формирования цен на ос­нове определения прямых затрат исходя из конъюнктуры рынка, ожидаемых цен продажи. Практически все условно-переменные за­траты зависят от объема выпускаемой продукции и рассматривают­ся как прямые. Остальные затраты (косвенные) относятся на финан­совые результаты. Поэтому данный метод называют также методом формирования цен по сокращенным затратам.

Разновидностью ценового метода прямых издержек является метод стандартных прямых издержек, совмещающий преимущества методов стандартных и прямых издержек.

Параметрические методы ценообразования основаны на учете технико-экономических параметров товаров. Метод удельной ценыоснован на формировании цен по одному из главных параметров качества товара. Удельная цена рассчитыва­ется как частное отделения цены на основной параметр качества товара. Этот метод используется лишь для ориентировочных оценок во избежание грубых ошибок.

Метод балловзаключается в использовании экспертных оценок значимости параметров товаров. Практическое использование балльного метода при определении конкретных цен осуществляется по следующему алгоритму: отбор основных параметров; начисление баллов по каждому параметру; суммирование баллов по базовому и искомому товару; расчет цен на товары по соотношению суммарных баллов. Ценовой метод баллов целесообразно применять при формиро­вании цен на те товары, параметры которых разнообразны и не под­даются непосредственному количественному соизмерению (удоб­ство, дизайн, мощность, цвет, запах, вкус и т.д.).

Ценовой метод регрессиисостоит в определении эмпирических формул (регрессионных уравнений) зависимости цен от величины нескольких основных параметров качества в рамках параметричес­кого ряда товаров. При этом цена выступает как функция от пара­метров качества товара.


Наши рекомендации