Учка и прибыль. принцип максимизации прибыли
Любая фирма, функционирующая на рынке, отличается многообразием целей и устремлений. Однако получение прибыли — одна из основных ее целей, определяющее условие функционирования. В рыночной среде любая фирма вынуждена ориентировать свои усилия на получение прибыли, в противном случае она будет вытеснена с рынка в процессе рыночной конкуренции как неэффективный хозяйствующий субъект.
Прибыль определяется как разница между выручкой от реализации продукции и экономическими издержками. В форме выручки формируется доход фирмы. Величина выручки зависит от цены и количества реализуемой продукции. Умножая количество проданной продукции на цену, мы получим величину совокупной выручки фирмы, или валового дохода (TR): TR = PxQx. Прибыль фирмы — разница между валовым доходом и валовыми издержками — в этом случае будет описываться следующим образом: π = TR - ТС.
В зависимости от соотношения показателей валового дохода и валовых издержек значения величины πмогут быть как положительными, так и отрицательными. Если TR > ТС, то значения π > О и производитель получает экономическую прибыль. С экономическими убытками предприниматель столкнется, когда TR < ТС, а π< 0. Возможна также ситуация, когда совокупная выручка полностью покрывает совокупные издержки и TR = ТС, а π = 0. Подобное положение означает, что фирма функционирует в точке безубыточности, т. е., с одной стороны, не получает экономической прибыли, но, с другой стороны, и не несет экономических убытков. При этом данная фирма остается на рынке и продолжает производство, ведь факт того, что все экономические издержки покрываются за счет выручки, означает, что производитель покрывает как внешние, так и внутренние издержки, а значит, получает нормальную прибыль. Последняя как раз и является обстоятельством, удерживающим производителя в данной отрасли. Понятно, что осуществляющая производство того или иного материального блага или услуги фирма будет стремиться не только получить, но и максимизировать экономическую прибыль. При этом она должна определить объем производства (Qx), обеспечивающий достижение максимальной прибыли. Данное значение Qx можно признать оптимальным объемом производства.
Существуют два способа определения оптимального объема производства, при котором достигается максимальная прибыль. Один из них основан на сопоставлении совокупной выручим и совокупных издержек. Оптимальный объем производства, максимизирующий прибыль фирмы, будет достигаться при таком значении Qx, для которого разница между совокупным доходом и совокупными издержками (TR - TC) будет достигать своего максимального значения из всех возможных. Второй способ основан на сопоставлении предельных показателей — предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС).Предельный доход (предельная выручка) — дополнительный доход, получаемый фирмой от производства и реализации каждой следующей (дополнительной) единицы продукции, т. е. предельная выручка отражает прирост совокупной выручки от дополнительно реализованной единицы данного товара: MR = ΔTR/ΔQx . Предельную выручку можно определить и несколько иначе — как первую производную функции совокупной выручки:TR' = dTR(Qx)/dQx = MR. Суть же самого метода заключается в сравнении величин предельного дохода и предельных издержек. Предприниматель будет расширять производство до тех пор, пока дополнительный доход от каждой следующей единицы продукции будет превышать дополнительные издержки на производство этой дополнительной единицы, т. е. пока MR > МС; как только эти показатели сравняются, дальнейшее наращивание производства следует прекращать. Дальнейшее увеличение объемов выпуска действительно не имеет смысла, поскольку производство каждой дополнительной единицы продукции будет приносить фирме больший прирост издержек по сравнению с приростом выручки, т. е. будет иметь место ситуация, характеризующаяся неравенством МС > MR. Следовательно, оптимальным является объем производства, при котором значения предельной выручки и предельных издержек равны; π = max при MR = МС.
Подчеркнем, что применение как первого, так и второго подходов к выявлению объема производства, обеспечивающего фирме получение максимальной прибыли, даст один и тот же результат. Кроме того, описанные выше правила «работают» и в ситуации, когда фирма сталкивается с экономическими убытками; тогда производитель также решает вопрос, какой объем производства выбрать, чтобы минимизировать убытки. В данном случае оптимальный объем производства, обеспечивающий наименьшие убытки, будет достигаться при таком значении Qx, для которого разница между совокупным издержками и совокупной выручкой (ТС - TR) будет наименьшей. То есть если TR< TС, а π <0, то наименьшие убытки будут иметь место при ТС - TR = min. При этом окажется, что данный объем выпуска обеспечивает равенство MR = МС. Однако это правило не работает в случае, когда в силу негативного изменения рыночной конъюнктуры фирма вынуждена сократить объемы производства до нуля и покинуть отрасль
30 Термин «инфляция» впервые стал употребляться в Северной Америке в период Гражданской войны 1861—1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся в Англии и Франции.
Традиционно инфляция определяется как переполнение каналов обращения денежной массы сверх потребностей товарооборота, вызывающее обесценивание денежной единицы, и, соответственно, рост товарных цен. Однако это определение нельзя считать полным. Инфляция, хотя и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира.
Современной инфляции присущ ряд особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас — повсеместный, всеохватывающий; если раньше она охватывала больший или меньший период, т. е. имела периодический характер, то сейчас — Ронический.
Рост цен может быть связан с превышением спроса над предложением товаров. Однако такой рост цен, связанный с диспропорцией между спросом и предложением на каком-то отдельном товарном рынке, — это не инфляция. Инфляция — это повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса.
Инфляция — это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением, выражаемый в росте цен, не связанный с повышением качества товаров.
Все факторы-причины, которые вызывают инфляцию, можно подразделить на две группы: денежные и неденежные. Денежные факторы вызывают превышение денежного спроса над товарные предложением, в результате чего происходит нарушение требований закона денежного обращения. Неденежные факторы веду к первоначальному росту издержек и цен товаров. В зависимости от преобладания факторов той или иной группы различают два типа инфляции: инфляцию спроса и инфляцию издержек. Инфляция спроса означает нарушение равновесия между спросом и совокупным предложением со стороны спроса, т. е. избыток средств наталкивает на ограниченное предложение и как результат — повышение цен.
Инфляция издержек означает рост цен вследствие увеличения издержек производства. Структурная инфляция сочетает инфляцию спроса и издержек, и в ее основе лежат процессы, связанные с изменениями структуры спроса. Инфляция спроса определяется следующими факторами:
Милитаризация экономики и рост военных расходов.
В отдельные периоды она приводит к оживлению экономики так как рост расходов государства на военные цели вызывает рост занятости трудоспособного населения в сфере производства военной техники. В то же время современная техника все в меньше: степени оказывается приспособленной для использования в гражданских целях. Государство в результате постоянного роста не производительного потребления части национального дохода сам является потребителем данного товара, создает условия для появления дефицита госбюджета и увеличения государственно долга.
Дефицит государственного бюджета и рост государственного долга:
• покрытие дефицита обеспечивается за счет дополнительной эмиссии денежных знаков либо за счет роста величины размещаемых государственных займов;
• кредитная экспансия. Она проводится эмиссионными банками при кредитовании правительств и при насыщении денежной массы иностранной валютой, обмениваемой на национальную;
• импортируемая инфляция. Она проявляется в двух случаях:при получении международных кредитов в иностранной валюте,которые в дальнейшем обмениваются на национальную, тем самым увеличивая денежную массу в стране, и при покупке иностранной валюты с активным платежным балансом за счет дополнительной платежной эмиссии национальной валюты.
Инфляция издержек характеризуется воздействием следующих неденежных факторов на процессы ценообразования:
• снижение роста производительности труда и падение объемов производства. Как правило, оно вызывается структурными сдвигами в экономике или циклическими колебаниями, что способствует росту издержек производства, а вместе с ним и сокращению объемов прибыли и далее снижению объемов производства и росту цен;
• расширение сферы услуг и рост их значения в обществе.
В сфере услуг, как правило, наблюдается более медленный рост
производительности труда, нежели в производственной сфере, и
в то же время в общих издержках производства заработная плата имеет значительный удельный вес, что ведет к общему росту цен на услуги;
Читайте также:
- Понятия выпуска и эмиссии денег
- Сущность банковского мультипликатора и механизм его действия
- Показатели, характеризующие уровень инфляции
- Формы и методы регулирования инфляции
Страницы: 1 2
" | A | C | F | H | P | « | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Э | Ю | Я |
31 Основными методами борьбы с инфляцией являются: денежные реформы и антиинфляционная политика.
Денежные реформы– полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения.
Антиинфляционная политика – комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.
Стабилизация денежного обращения как один из важных способов восстановления экономики проводилась при помощи следующих методов: нуллификации, реставрации, ревальвации, девальвации и деноминации.
НУЛЛИФИКАЦИЯ ДЕНЕГ - объявление государством обесценивающихся бумажно-денежных единиц недействительными и введение новой валюты. Проводится в странах в результате сильной инфляции при резком падении покупательной способности денег.
РЕСТАВРАЦИЯ – восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы.
РЕВАЛЬВАЦИЯ – повышение курса национальной валюты по отношению к валютам других стран.
ДЕВАЛЬВАЦИЯ– целенаправленные действия Правительства по снижению обменного курса валюты своей страны, рассматриваемые как промежуточная цель экономической политики в целях стимулирования совокупного спроса в экономической системе.
ДЕНОМИНАЦИЯ – укрупнение денежной единицы страны (без ее переименования) путем обмена по установленному соотношению денежных знаков на новые, в целях упорядочения денежного обращения, обеспечения эффективности расчетов в стране, придания единице большей полноценности как национальной валюте
К внешнеэкономическим связям относятся различные международные хозяйственные, политические и торговые отношения, такие как обмен товарами, кооперация и специализация производства, оказание технического и экономического содействия, сотрудничество в научно-технической сфере, создание совместных предприятий разных форм. Такие отношения становятся возможными в результате развития товарного производства.
Государственное регулирование внешней торговли представляет собой деятельность, направленную на регулирование и развитие отношений экономического характера с другими странами. Основными направлениями этой деятельности являются протекционизм и либерализм. Они проводятся не только в сфере оптовой торговли, но также осуществляется и государственное регулирование розничной торговли.
Протекционизм, как экономическая политика государства, направлен на защиту национального рынка от конкуренции зарубежных товаров или даже захват новых внешних рынков. Либерализм является противоположной по направленности политикой, целью которой является снижение барьеров, сдерживающих развитие внешнеэкономических связей и создание условий для свободной торговли.
Государственное регулирование внешней торговли в виде протекционизма и либерализма практически никогда не существует в чистом виде. Как правило, государство проводит экономическую политику, выбирая такие методы, которые необходимы для решения конкретных проблем, решаемых в стране на определенной стадии развития.
Государственное регулирование внешней торговли России обусловлено рядом причин, поскольку оно направлено на решение проблем экономического, социального и политического плана в масштабах всего государства. Поэтому государство, не смотря на все выгоды свободной торговли, не должно допускать бесконтрольного потока товаров и услуг.
Государственное регулирование внешней торговли необходимо для контроля занятости населения; защиты новых отраслей; недопущения нарушений в денежном обороте; контроля цен на товары международного обмена; обеспечения обороноспособности, правопорядка в стране; охраны экологии, жизни и здоровья населения; обеспечения жизнеспособности международных организаций.
Внешнеэкономические связи контролируют высшие законодательные органы государства: национальные собрания, парламенты, конгрессы. Они определяют направления внешнеэкономической политики и издают законы в области внешнеэкономических отношений, ратифицируют договоры и соглашения международного уровня.
Государственное регулирование внешней торговли осуществляют правительственные органы: ведомства и министерства. При этом используются разные экономические и административные методы.
К административным методам относятся издание законодательных актов (таможенные кодексы, акционерные законодательства и т.п.). К экономическим методам относятся такие методы влияния на экономику, которые создают наилучшие условия для развития внешнеэкономических отношений и сбалансированности платежей. К таким методам относится прямое финансирование производства экспортной направленности (дотаций из бюджета), субсидирование на научно-исследовательские и конструкторские разработки, косвенное финансирование через банки, которым государство выделяет особые дотации для снижения кредитных ставок экспортерам; снижение пошлин, уплачиваемых при закупках сырья; снижение налогов для экспортеров.
В России монополия государства на внешнеэкономические связи обеспечивает их развитие под влиянием не отдельных субъектов хозяйствования, а центрального правительства. Внешнеэкономическая деятельность в РФ осуществляется по принципу единства внешнеэкономической политики как части внешней политики государства, единства контроля за ее проведением, приоритета экономических мер, равенства участников, единства таможенной территории, защиты государства, прав и интересов всех участников внешнеэкономической деятельности.
37 Валю́тный курс — цена (котировка) денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны, драгоценных металлах,ценных бумагах.
Понятие «обмен валюты» связано с такой ее характеристикой, как конвертируемость. Степень конвертируемости валюты определяется механизмом государственного регулирования валютных операций. Валюту называют свободно конвертируемой, если в стране этой валюты к резидентам и нерезидентам не применяют какие-либо ограничения на осуществление валютных сделок, и неконвертируемой, если в стране этой денежной единицы действуют законодательно установленные ограничения почти на все виды операций с ней. Частично конвертируемой считается валюта стран, в которых действуют ограничения и регламентации на некоторые виды обменных операций или для некоторых участников этих операций. Свобода конвертации валюты должна опираться на экономическую стабильность страны, то есть одного законодательного разрешения обмена валюты недостаточно, необходимы доверие к валюте и оценка экономической состоятельности страны. Таким образом конвертируемость — это способность валюты свободно обмениваться на другие валюты и обратно на национальную валюту на валютных рынках.