Возникновение и развитие экономической теории
Особое внимание экономике стали уделять в Древнем Риме. Первые труды, рассматривающие отдельные составные части экономических знаний, принадлежат знаменитым ученым, таким как Аристотель, Лакуна, и многим другим ученым античного мира. Созданная первая школаполитической экономики называлась меркантилизмом.Согласно теории представителей данной школы основным национальным богатством служила торговля. С постепенным развитием производства наблюдалось и изменение взглядов на экономику. Данное обстоятельство повлекло за собой возникновение физиократическогонаправления, одним из сторонников которого был Ф. Кенэ. Представители данной щколы в отличие от сторонников теории меркантилизма полагали, что именно сельское хозяйство признается основным богатством страны. Классическая политическая экономикастала следующим направлением рассмотрения основ экономики. Сторонниками этой теории были ученые экономисты А. Смит, У. Бетти, Д. Рик—кардо и многие другие. По мнению данных ученых, богатство возникает на основе всего функционирующего производства, иначе говоря, деятельности промышленного и сельскохозяйственного производства. В СССР сложились два основных направления: марксизм,основными представителями которого выступали В.И. Ленин и К. Маркс, и маржинализм.Характеристикой современного этапа являются следующие направления:
1) неоклассическое;
2) неокейнсианское;
3) неолиберализм;
4) институционально—социологическое. Экономикапредставляет собой сферу деятельности непосредственно человека, целью которого является собственное удовлетворение всех жизненно необходимых потребностей, а также представляет собой науку, которая изучает данную сферу.
Экономика, выступая как наука, занимается рассмотрением закономерностей отношений людей, возникающие в экономическом производственном
процессах, распределений его конечного результата, а также обмена и потребления экономических благ, необходимых для существования человека. Проблема ограниченности и редкости производственных ресурсов, а также потребительских благ свойственна и присуща любой экономической системе.
Экономическая теория представлена двумя крупными разделами.
1. Макроэкономика,изучающая народное хозяйство в качестве единой экономической системы. Особое внимание уделено изучению проблем, которые связаны с деятельностью экономических субъектов страны.
2. Микроэкономика,изучение которой направлено на индивидуальную деятельность экономических субъектов. Данный раздел выясняет сущность процессов разработки, а также принятия решений и их реализации с целью достижения поставленных задач субъектами.
благо — все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие. В экономическо-социальном отношении под благом разумеется все, что, имея ценность, может иметь и рыночную цену, следовательно, в обширном смысле подразумеваются все имущественные блага. На немецком языке Gut и на французском bien имеют и специальное значение недвижимого имущества. Имущественные блага создаются, приобретаются, меняются, распределяются на основании внутренних, управляющих хозяйственной жизнью экономических законов, изучаемых политической экономией. Приобретение ценностей или вещей, как отдельных, так и совокупности таких имущественных благ, имущества, влияет на общественное положение каждого человека, порождает различные общественные классы, зависящие от количества имущественных благ, которых достигает и которыми пользуется каждый. Различие таких классов, взаимное отношение их и взаимное влияние, переходы людей из одного класса в другой в связи с созданием различного рода человеческих единений, передвижение имущественных благ и движение самих классов, восходящее и нисходящее, происходит на основании внутренних, управляющих общественной жизнью социальных, или общественных, законов, изучаемых социологией, или обществоведением. Классификация благ
[править]По природе
[править]По потребности в распределении благ
§ Даровые блага — блага, которые существуют в таких количествах, что их распределение не требуется.
§ Редкие блага, которые, в свою очередь, делятся…
§ По конкурентности:
§ Конкурентные — пользование благом мешает пользоваться этим благом остальным.
§ Неконкурентные — любой может пользоваться благом, не мешая другим.
§ По исключаемости:
§ Исключаемые блага — блага, к которым имеет доступ только заплативший.
§ Неисключаемые блага — блага, от которых трудно отсечь «зайцев».
Все редкие блага можно разделить на четыре категории:
Неконкурентные | Конкурентные | |
Неисключаемые | Общественные блага государственная оборона, дорога (неперегруженная), лестничное освещение, эфирное телевидение | Общие ресурсы пресная вода, лес, дорога (перегруженная) |
Исключаемые | Клубные блага телефонная связь, патент, платное телевидение | Частные блага товары, услуги, недвижимость |
отребности людей классифицируют по различнымпризнакам.
По происхождениюпотребности бывают естественными и культурными.
В естественныхпотребностях выражается зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни. Каждый человек испытывает естественные потребности в пище, питье, общении с противоположным полом, защите от холода, жары и т. д. Если какая-либо из этих потребностей не будет удовлетворена в течение определенного времени, человек может погибнуть. Естественные потребности человека имеют общественно-исторический характер.
Культурныепотребности отражают зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры, их корни находятся в истоках человеческой истории.
К объектам культурных потребностей относятся предметы, которые являются средством удовлетворения какой-либо естественной потребности в условиях той или иной исторически сложившейся культуры (например, вилка и ложка, палочки для еды) либо необходимы для культурного и трудового общения с другими людьми, общественной жизни человека.
В зависимости от уровня экономического развития, воспитания и усвоения принятых обычаев и традиций человек приобретает различные культурные потребности.
По природеразличают потребности первичные и вторичные.
Первичныепотребности являются физиологическими и, как правило, врожденными (например, потребности в пище, воде, воздухе, сне).
Вторичные— психологические (например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти, принадлежности кому-либо или чему-либо). Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди приобретают различный опыт, их вторичные потребности различаются в большей степени, чем первичные.
5 Фа́кторы произво́дства (ресурс) — те ресурсы, которые вовлечены в производство чего-либо;
Информация специфической формой информации является технология.
Труд представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ, проявление совокупности умственных и физических способностей человека в целом.
Капитал включает в себя совокупность созданных прошлым трудом человека благ. Акции, облигации, деньги, банковские депозиты не относятся к данному фактору производства.
Земля как фактор производства охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, которые отведены под жилищную или промышленную застройку, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг.
Предпринимательский талант предполагает особые способности человека, заключающиеся в его умении:
§ организовывать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех необходимых факторов производства;
§ принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса;
§ рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, поскольку деятельность на рынке связана с большой неопределенностью, а результат не гарантирован;
§ быть новатором, то есть внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства.
Одним из ключевых экономических ресурсов на современном этапе развития общества является информация.
6Эффе́кт масшта́ба связан с изменением стоимости единицы продукции в зависимости от масштабов её производства фирмой. Рассматривается в долгосрочном периоде. Снижение затрат на единицу продукции при укрупнении производства называется экономией на масштабе. Вид кривой долгосрочных издержек связан с эффектом масштаба производства.
Экономией на масштабе могут воспользоваться компании любого размера, увеличив объем своей операционной деятельности. Наиболее распространёнными методами являются закупки (получение оптовых скидок), менеджмент (используется специализация менеджеров), финансы (получение менее дорогих кредитов), маркетинг (распространение затрат на рекламу для большего ассортимента продукции). использование любого из этих факторов снижает долгосрочные средние затраты (англ. Long Run Average Costs LRAC) сдвигая на графике вниз и вправо кривую краткосрочных средних затрат (англ. Short-run average total cost SRATC).
Содержание [убрать] · 1 Формальное определение · 2 Положительный эффект от масштаба o 2.1 Специализация в международной торговле · 3 Отрицательный эффект от масштаба · 4 Примечания |
[править]Формальное определение
Пусть параметр K - единица капитала, параметр L - единица рабочей силы, параметр a - увеличение/уменьшение в а-раз.
Можно сказать, что для производственной функции при:
§
положительная отдача от масштаба
§
постоянная отдача от масштаба
§
убывающая отдача от масштаба
[править]Положительный эффект от масштаба
Происходит, когда при увеличении количества выпускаемой продукции и уровня влияния на рынке, затраты на единицу продукции уменьшаются. Обычно связан с углублением разделения труда и может рассматриваться как последствие синергии. Благодаря этому эффекту, очень выгодным оказался переход от ручного труда к мануфактуре и затем к конвейеру с одновременным увеличением производства. Также появляется возможность применения дорогостоящих технологий и производства побочных продуктов из отходов.
Снижение средних общих издержек при помощи увеличения производства до определенного количества Q2 называется положительной отдачей (эффектом) от масштаба.
В модели, когда издержки делятся на постоянные и переменные положительный эффект от масштаба описывается уменьшением величины постоянных издержек в единице продукции с сохранением того же количества переменных издержек при увеличении количества производимой продукции:
где с — себестоимость единицы продукции; FC — общая величина постоянных издержек; Q — количество выпускаемой продукции; vc — переменные издержки на единицу продукции
Пока наблюдается положительный эффект от масштаба — предприятию следует наращивать свои производственные мощности, если конъюнктура рынка позволяет.
[править]Специализация в международной торговле
Положительный эффект масштаба приводится в качестве предпосылки того, почему двум странам выгодно торговать между собой. В случае, если есть всего две страны и два товара и каждая из стран специализируется на выпуске одного продукта — то, обмениваясь, каждая из них может выйти за рамки своей кривой производственных возможностей.
[править]Отрицательный эффект от масштаба
Обратный положительному эффекту, при котором средние издержки увеличиваются вместе с ростом предприятия. Связывается с некоторой потерей управляемости и снижением гибкости реакции на изменения во внешней среде, нарастанием внутриорганизационных противоречий. Наблюдается из-за технических причин при добыче полезных ископаемых, связан с тем, что извлечь каждую последующую тонну угля или баррель нефти из-под земли сложнее, чем предыдущую.
[править]Примечания
Предельный продукт
Предельный продукт — добавочный продукт, или дополнительное расширение производства, полученное в результате увеличения данного фактора на одну единицу при неизменной величине остальных факторов производства. Предельный продукт того или иного ресурса выражается в физических единицах в отличие от товарного предельного продукта, выражаемого в денежной форме (MRP). Поэтому в экономической литературе встречается иное, буквальное название этой величины — «физический объем предельного продукта», или «предельный физический продукт».