Мех-м ценообраз-я на предприятии
различают два механизма ценообразования - затратный и рыночный. Для затратного механизма ценообразования характерны две основные особенности:
- величина цены товара ставится в непосредственную зависимость от издержек производства и обращения, которые представляют собой затраты в денежной форме необходимые для производства и реализации единицы продукции.
- затратный механизм ценообразования связан с необходимостью установления вида издержек, на основании которых определяется цена.
Затратный подход к установлению цены предполагает то обстоятельство, что товаропроизводитель при продаже своей продукции должен, с одной стороны, обеспечить возмещение затрат, понесённых на производство и реализацию продукции, а с другой, - получить определённую величину прибыли необходимую для ведения расширенного воспроизводства.
Рыночный механизм ценообразования реализуется в том случае, когда цена устанавливается на основе выравнивания спроса и предложения, согласования интересов двух сторон - продавца и покупателя на свободном рынке.
В качестве важнейших принципов ценообразования выступают: научность обоснования цен, целевая направленность цен, непрерывность ценообразования, единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен.
Принцип научности обоснования цен обусловливает необходимость познания и учёта в ценообразовании таких объективных экономических законов, как закона стоимости, законов спроса и предложения.
Принцип целевой направленности цен в своей основе предполагает чёткое определение приоритетных экономических и социальных проблем развития, решаемых с помощью цен. (социальная защита населения или целевая ориентация цен на освоение и расширение ассортимента новых видов продукции, повышение качества продукции)
Принцип непрерывности ценообразования предусматривает, с одной стороны, установление своей цены на каждом этапе движения продукции от сырья до готового изделия, а с другой, - постоянное внесение изменений и дополнений в действующие цены, увязанных с жизненным циклом товара и вытекающими из него особенностями потребительского восприятия.
Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен отражает необходимость контроля цен со стороны государственных органов.
Стр-ра цены
Структура цены — это не что иное, как относительное выражение всех элементов, непосредственно входящих в ее состав. Каждый элемент может быть представлен либо в процентном выражении, либо в долях единицы. Другими словами, структура цены — это та часть, которую занимает себестоимость, прибыль и налоги в цене товара или услуги. С экономической точки зрения структура цены — это совокупность себестоимости, прибыли, акцизов, НДС, надбавок оптовой и розничной организаций. Рассмотрим более подробно каждый структурный элемент.
Под себестоимостью следует понимать денежное выражение затрат на изготовление и реализацию товаров. Выделяют несколько групп затрат. Основные из них – материальные (общепроизводственные расходы), затраты на выплату заработной платы, расходы на амортизацию основных средств и разнообразные отчисления (например, в пенсионный фонд). Анализ, а также оценка себестоимости реализованной продукции позволяет определить величину расходов на выпуск товаров, а результаты такого анализа дают возможность найти пути их снижения.
Состав и структура цены — это основные факторы, которые учитываются при выборе стратегии ценообразования. Преобладание себестоимости в структуре цены — свидетельство снижения конкурентоспособности. О высокой рентабельности и стабильности предприятия свидетельствует большая доля прибыли. Как экономическая категория она показывает чистый доход, полученный в сфере материального производства (его экономисты часто называют экономическим эффектом).
Также необходимо отметить, что в состав цены обязательно включаются налоги, а именно: социальные и косвенные. Первые представляют собой отчисления в разнообразные фонды (пенсионный, фонд занятости, фонд медицинского, а также социального страхования). К косвенным относится налог на добавленную стоимость (известный как НДС), а также акцизы.
На пути от производства до реализации товаров не следует забывать о надбавках оптовых и розничных организаций. Величина зависит от множества факторов. Например, от вида товара или сроков его реализации. Большая часть продукции распространяется через оптовые организации. Исходя из этого, величина надбавок подобных компаний гораздо меньше надбавок розничных. Свою прибыль оптовые организации получают за счет оборота товаров.
Что касается розничных компаний, то через них продукция попадает непосредственно к потребителю. Торговая надбавка розничной организации включает в себя прибыль и издержки обращения. Цена оптовой организации и надбавка розничной – это два основных компонента, формирующих структуру розничной цены.