Краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе
В краткосрочном периодепостоянные издержки остаются неизменными, и фирма может изменять объём выпускаемой продукции только с помощью изменения величины переменных издержек. Краткосрочный период — это отрезок времени, в течение которого фирма не может изменять (как увеличивать, так и уменьшать) количество всех факторов, используемых в производстве. Так, фирма не может изменять ни общие размеры своих сооружений, ни количество машин и оборудования, а в случае сельского хозяйства — и размеры земельных угодий. Это — постоянные факторы производства.Пытаясь удовлетворить растущий спрос, компания обычно нанимает больше рабочих, а также закупает больше сырья, являющихся переменными факторами.
Долгосрочный период — это отрезок времени, в течение которого фирма получает возможность изменять количество всех факторов производства, т.е. все они становятся переменными - это достаточно длительный временной интервал для того, чтобы фирма могла изменить свои производственные мощности. Хотя фактор времени не играет решающую роль, в разных отраслях он может быть совершенно разным.
Метод сравнительной статики
В статических моделях фактор времени явно не учитывается. Они представляют собой как бы мгновенные “фотоснимки” динамических процессов. Сравнение таких мгновенных состояний называют методом сравнительной статики. При этом обычно сравниваются различные равновесные состояния рынка, тогда как сам процесс перехода от одного состояния к другому остаётся как бы “за кадром”.
Хотя многие явления не могут моделироваться без учёта динамических аспектов, тем не менее относительно более простой аналитический инструментарий сравнительной статики вполне пригоден для описания и исследования многих реальных экономических процессов.
Метод сравнительной статики можно проиллюстрировать анализом сдвига равновесия. Такой сдвиг показан на рис. 2.6, где линии спроса и предложения имеют “нормальный” (соответственно отрицательный и положительный) наклон. На рис. 2.б,а сдвиг линии спроса приводит к росту равновесной цены с Р1 до Р2 при одновременном увеличении равновесных объёмов с Q1 до Q2. На рис. 2.6б сдвиг линии предложения влево ведёт к повышению равновесной цены при одновременном сокращении равновесного объёма. Комбинируя обе части рисунка, мы можем рассмотреть различные варианты сдвига равновесия в результате одновременного сдвига линий спроса и предложения.
Хотя метод сравнительной статики не учитывает в явном виде фактор времени, косвенное его включение становится возможным посредством учёта различий в скорости приспособления предложения к изменениям в спросе.
Для этого при использовании метода сравнительной статики принято различать три периода. Первый, в котором все факторы производства рассматриваются как постоянные, называют мгновенным периодом (синонимы: очень короткий, рыночный), другой, в котором одна группа факторов рассматривается как постоянная, а другая как переменная, называют коротким периодом. Третий, в котором все факторы производства рассматриваются как переменные, называют длительным периодом. Некоторые экономисты выделяют ещё и четвёртый, очень длительный (или “вековой”) период, в течение которого может меняться не только объём применяемых ресурсов и интенсивность их использования, но и характер применяемой технологии.
В мгновенном периоде продавец вообще лишён возможности приспособить объём предложения к объёму спроса, поскольку количество производственных ресурсов и интенсивность их использования заданы. Однако тот факт, что продавец обладает фиксированным количеством товара, не означает, что всё это количество должно быть обязательно продано независимо от уровня цены. Многое зависит от природы данного товара. Если товар скоропортящийся и не подлежит хранению, линия предложения будет перпендикулярна оси абсцисс. Как видно из рис. 2.7а, в этом случае равновесная цена определяется исключительно спросом, точнее, совпадает с ценой спроса, тогда как объём продаж однозначно задан объёмом предложения и не зависит от функции спроса.
Рис 2.7. Равновесие в мгновенном периоде. а - товары, не подлежащие хранению; б - товары, подлежащие хранению.
Если товар не подлежит порче и может быть сохранён, то линия предложения может быть представлена состоящей из двух сегментов: одного, имеющего положительный наклон, и второго, представленного вертикальным отрезком (рис. 2.7б). При цене РЕо продавец предложит к продаже весь фиксированный объём товара Qк. Точно так же он поступит и в том случае, если цена превысит уровень РЕо, например РЕ1. Однако при цене ниже РЕо, например РЕ2, объём предложения составит РЕ2 тогда как количество товара в размере QK ≈ QE может быть сохранено до наступления более благоприятной конъюнктуры. Если же хранение избытка затруднено или связано с высокими затратами, не возмещаемыми ожидаемым повышением цены, соответствующее количество товара может быть распродано по бросовым ценам. В качестве примера можно указать на распродажу капусты накануне приближения заморозков.
В течение короткого периода неизменными считаются производственные мощности предприятия, но их использование, а значит, и объём продукции могут изменяться за счёт изменения объёма применения переменных факторов (числа отработанных человеко-дней или человеко-часов, расхода сырья и материалов). Эти изменения, однако, не могут выходить за пределы технической производственной мощности.
В коротком периоде линия предложения (рис. 2.8) также состоит из двух сегментов. Первый, имеющий положительный наклон, ограничен по оси абсцисс точкой, соответствующей производственной мощности QK. Второй участок кривой предложения представлен вертикальным отрезком, что указывает на невозможность выйти в условиях короткого периода за пределы, ограниченные наличной производственной мощностью. Вплоть до этой границы равновесный объём и цена определяются пересечением линий спроса и предложения, а за её пределами, как и в мгновенном периоде, цена определяется спросом, тогда как объём предложения ≈ размерам производственных мощностей.
Наконец, в длительном периоде производитель может не только варьировать интенсивность использования производственных мощностей, но и изменять их размеры, а значит, и масштабы производства. Существует три ситуации, возможные в длительном периоде. В первом случае, когда изменение масштаба производства происходит при неизменных затратах, рост равновесного объёма происходит без изменения равновесной цены. Во втором, когда изменение масштаба производства происходит при возрастающих затратах (скажем, за счёт роста цен на используемые ресурсы), рост равновесного объёма сопровождается и ростом равновесной цены. В третьем, когда изменение масштаба производства происходит при снижающихся затратах (скажем, за счёт снижения цен на используемые ресурсы), рост равновесного объёма сопровождается снижением равновесной цены.
Рис 2.9. Переход от короткого к длительному периоду
На рис. 2.9 показано приспособление предложения к изменившемуся спросу в длительном периоде. Здесь S0S0 - линия предложения, а D0D0 - линия спроса в коротком периоде. Как видим, спрос и предложение сбалансированы при цене Р0 на уровне полного использования производственной мощности QK.
Допустим, что спрос внезапно вырос и представлен теперь линией D1D1, лежащей правее линии D0D0. Поскольку резерв мощности отсутствует, новое равновесие достигается исключительно за счёт повышения цены до Р1 при сохранении, естественно прежнего объёма продаж QK. В длительном периоде масштаб производства увеличивается за счёт ввода новых мощностей и линия предложения смещается в положение S1S1 (при возрастающих затратах). Новое равновесие достигается в точке Е2 при цене Р2 более высокой, чем Р0 но ниже, чем Р1 в объёме производства Q2 большем, чем QK.
Различие ситуаций равновесия, представленных на рис. 2.10, важно при оценке уровней цен на различных рынках. Например, высокие цены на легковые автомашины в России оказываются близкими к равновесным, если рассматривать их с точки зрения короткого периода, когда производственные мощности по выпуску их фиксированы, а коэффициент их использования высок. Однако они представляются завышенными с позиций длительного периода, в течение которого возможен рост мощностей, строительство новых предприятий.
Показатели эластичности.
Эласти́чность (англ. elasticity) — численная характеристика изменения одного показателя (например:спроса
или предложения) к другому показателю (например: цене, доходу) и показывающая, на сколько процентов изменится первый показатель при изменении второго на 1%.Мерой возможного изменения спроса при изменении цены на товар является показатель ценовой эластичности (чувствительности) спроса
Ценовая эластичность спроса определяется как соотношение процентного изменения спроса и процентного изменения цены, вызвавшего изменение спроса:
Показатели:
Эластичность спроса по цене
Эластичность спроса по цене показывает степень количественного изменения спроса при изменении цены на 1%.
Для всех товаров, за исключением товаров Гиффена, коэффициент эластичности спроса по цене — является отрицательным.
Можно выделить три варианта зависимости объема спроса от колебания рыночных цен:
Неэластичный спрос имеет место в том случае, если приобретаемое количество товара увеличивается меньше чем на 1 процент на каждый один процент снижения его цены.
Увеличение приобретаемого товара больше чем на 1% и снижение его цены на 1%. Данный вариант характеризует понятие эластичности спроса.
Приобретаемое количество товара возрастает вдвое вследствии снижения его цены в два раза. Данная характеристика вводит понятие единичной эластичности.
ΔQ — изменение величины спроса;
ΔP — изменение рыночной цены на товар;
2) Эластичность спроса по доходу можно определить по аналогии с ценовой эластичностью спроса как степень количественного изменения дохода на 1%.
В силу того, что рост дохода увеличивает возможности совершения покупок, спрос на большинство товаров с увеличением доходов возрастает, т.е. эластичность спроса по доходу является положительной. Если при этом коэффициент эластичности по абсолютному значению крайне мал (0<Е<1), то речь идет о товарах первой необходимости. Если же — достаточно велик (Е>1), то о предметах роскоши.
Для товаров низкого качества, т.е. "относительно худших", эластичность спроса по доходу будет величиной отрицательной (Е<0).