Экономические риски и неопределенность; краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе; метод сравнительной статики

Метод сравнительной статики имеет широкое применение, прежде всего при анализе рынка, анализе спроса, предложения, анализе точек равновесия.

Когда мы рассматриваем ситуацию с мгновенным, краткосрочным и долгосрочным периодом это и есть применение метода сравнительной статистики.

Метод сравнительной статики позволяет анализировать сдвиги спроса, предложения и точке равновесия под воздействием неценовых факторов спроса и предложения, а во-вторых прогнозировать и оценивать развитие того или иного рынка.

К этому же методу относятся подходы ex ante и ex post, разработанные шведским экономистом Мюрдалем в начале 30-х годов ХХ века.

Ex ante – ожидания, планы, намерения эконом агентов на стадии принятия решений, прогнозное моделирование экономических явлений и процессов на основе теоретической концепции.

Ex post – бухгалтерский метод отражает фактические результаты которые уже достигнуты.

В микроэкономике используются формально-логическиеметоды, общие для всех наук, в их числе метод абстракции, сочетание анализа и синтеза, индукции и дедукции, метод сравнения и аналогии и т. д. Так, путём абстрагирования выводятся экономические категории- научные понятия, характеризующие важнейшие стороны экономических явлений (цена, конкуренция, спрос, монополия и др.)

Помимо формально-логических методов, экономисты, как и представители других общественных наук, широко используют диалектический подход. Если формальная логика имеет дело с изолированными, "равнодушными" друг к другу частями целого (принцип "или-или"), то диалектика предполагает изучение взаимосвязи отдельных частей, "снятие" их противоположности (принцип "и-и").

Важнейшими диалектическими приёмами являются:

1) восхождение от абстрактного к конкретному (раскрытие системы экономических отношений от простейших, сущностных элементов до реальной хозяйственной практики в ее многообразии);

2) единство исторического и логического (исследование закономерностей развития экономических отношений через конкретные исторические события, которые очищаются от случайного, второстепенного).

Наконец, экономисты используют также такие методы, как экономико-математическое моделирование и экономическое экспериментирование.

Экономической моделью называют формализованное(представленное обычно в виде системы уравнений, графика или схемы) описание экономического процесса или явления, отражающее главные его характеристики.

Экономическое экспериментирование - это искусственное воспроизведение или изменение экономического явления с целью достижения ожидаемых (предсказанных) результатов.

Экономические эксперименты на микроуровне (как правило, на уровне отдельной фирмы, организации) помогают отработать и проверить эффективность отдельных экономических мероприятий ("банки справедливого обмена" П. Ж. Прудона, поиск новых систем организации труда Ф.Тейлором и Э.Мейо в США, попытки внедрения хозрасчета в СССР, "кружки качества" в Японии и т.д.). Если эксперимент оказывается удачным, то он быстро превращается в обыденную хозяйственную практику.

Экономическое экспериментирование на уровне отдельной или нескольких национальных экономик практически сливается с экономической политикой государства, которая заключается в том, чтобы сознательно воздействовать на хозяйство, стимулируя полезные для общества изменения.

В микроэкономике широко применяются три метода анализа:

- Предельный – исследование экономических величин в их динамике. Термин предельный здесь следует понимать как дополнительный (например, предельный продукт, предельный доход, предельные издержки).

- Функциональный – установление и исследование зависимостей одних экономических величин от других. Функциональная зависимость задается математически.

- Графический – моделирование экономических состояний и действий при помощи графиков функций, схем и других форм графического представления.

ТЕМА 3. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

3.1. Спрос на товары и услуги и кривая спроса. Закон спроса.

3.2. Предложение товаров и услуг, кривая предложения. Закон предложения

3.3. Рыночное равновесие, рынок, равновесная цена. Модель Вальраса и модель Маршала. Излишки потребителя и излишки производителя.

3.4. Различные положения кривых спроса и предложения

Наши рекомендации