Экономические блага и их классификации.
Вся проблема экономической теории включает два фундаментальных факта - материальные потребности общества (безграничные и неудовлетворимые) и экономические ресурсы (ограниченные и редкие). Для любого этапа развития экономики объективными условиями выступают ресурсы и потребности общества. Естественной целью функционирования экономики является удовлетворение экономических потребностей человека, т.е. его потребностей в товарах и услугах. Под потребностью понимается нужда в чём-либо, требующая удовлетворения. Разнообразные потребности человека изменяются в зависимости от времени и обстоятельств. По степени их удовлетворения они различаются так: Жизненно необходимые потребности, удовлетворение которых нужно для сохранения жизни человека (питание, одежда и жилье, воздух, вода и здоровая окружающая среда и т.п.) Духовные потребности, определяющие культурный уровень человека и создающие комфортные условия жизни (картины, книги, предметы роскоши, изысканная одежда). Поведение потребителя мотивируется, с одной стороны, материальными потребностями, а с другой стороны - духовными. То, что для одного человека не представляет ценности, для другого человека - огромнейшая ценность. Например, если для зрячего человека очки вещь абсолютно бесполезная, а для человека с ослабленным зрением - вещь очень нужная
Благо - это средство удовлетворения потребностей человека. Благо неэкономическое имеется в неограниченном количестве. Экономическое благо является редким благом.
Товары, по мнению К. Менгера, это «экономическиеблага, … предназначенные для обмена».Важнейшими характеристиками товара являются потребительная ценность (стоимость) и меновая ценность (стоимость).Эти категории введены в научный оборот много столетий назад. Аристотель, А. Смит, Д. Рикардо, Т. Мальтус, К. Маркс, Дж.С. Милль и многие другие экономисты подчеркивали различие между потребительной и меновой ценностью.
Полезность блага, его свойства, благодаря которым оно может удовлетворять ту или иную потребность людей, делают благо потребительной ценностью.Потребительная ценность может непосредственно удовлетворять личную потребность человека или служить средством производства материальных благ. Например, хлеб, масло, картофель и т.д. удовлетворяют потребность в пище, ткань - потребность в одежде и т.д.
Потребительную ценность имеют и многие блага, не созданные человеческим трудом, например, вода в источнике, плоды дикорастущих деревьев. Но не всякое благо, имеющее потребительную ценность, является товаром.
Чтобы благо могло стать товаром, оно производится не для собственного потребления, а для обмена. Необходимо отметить, что потребительная ценность блага должна удовлетворять потребности не того, кто его произвел, а поступать для потребления другим людям, через обмен и удовлетворять потребности других членов общества.
Ресурсы - это факторы, используемые для производства экономических благ. Производство - это деятельность человека, посредством которой он удовлетворяет свои потребности. Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. Ведь природа не предоставляет человеку необходимые ему блага. Их надо производить. Вот почему производство есть объективная необходимость.
В экономической теории ресурсы принято делить на четыре группы:
1. Природные - потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества, среди которых различают "неисчерпаемые" и "исчерпаемые" (или "возобновляемые" и "невозобновляемые")
2. Материальные - все созданные человеком средства производства, (которые, следовательно, сами являются результатом производства).
3. Трудовые - население в трудоспособном возрасте, которое в "ресурсном" аспекте обычно оценивают по трем параметрам: социально-демографическому, профессионально-квалифицированному и культурно-образовательному.
Финансовые - денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства.