Основы маркетинговой политики предприятия

Постановка задачи.

Это очень важный этап, поскольку от него будет зависеть выполнение всех остальных этапов разработки бизнес-плана и соответственно конечный результат, т.е. бизнес-план.

В рамках данного этапа нужно прежде всего определить цель разработки бизнес-плана.

Затем обсудить основные источники данных, которые будут использоваться для разработки бизнес-плана.

После этого нужно согласовать концепцию финансово-экономической модели. То есть основные идеи по планированию всех ключевых показателей бизнес-плана. Сама модель будет разрабатываться позже, но ее основы нужно заложить на этом этапе.

И наконец, нужно утвердить формат бизнес-плана.

13.Система плановых показателей

Разработка бизнес-плана осуществляется на основе системы технико-экономических показателей

Показатель– это качественно определенная переменная величина, которой может соответствовать множество количественных значений. Он состоит из одного или нескольких признаков, отражающих сущность (качественную сторону) явлений или процессов, и всегда из одного основания– количественной их характеристики: размера, относительной или абсолютной величины. Основания применяют для расчета необходимых величин, а признаки – для поиска нужных единиц, их выборки, членения и т. п. Используемые в планировании показатели должны обладать:

• достоверностью – точно соответствовать объективному состоянию отражаемого явления;

• свойствами меры – быть измеряемыми и вполне определенными;

• достаточностью – полно характеризовать существенные стороны производства или сбыта продукции;

• однозначностью – не допускать различных толкований, не быть двусмысленными;

• способностью агрегироваться, разукрупняться и быть сопоставимыми;

• гибкостью, адаптивностью и способностью отражать все изменения условий функционирования объекта планирования;

• оперативностью – своевременно поступать к разработчику плана;

• лаконичностью – высокой информационной насыщенностью;

• экономичностью – минимум затрат на сбор и обработку.

Плановые показатели в зависимости от их содержания подразделяются на следующие основные группы: количественные и качественные, натуральные и стоимостные.

Количественные показателиотражают объемы производства валовой, товарной продукции, прибыли, численность работающих и т. д. в абсолютных величинах (рублях, тоннах, метрах, человеко-часах и др.).

Качественные показатели– это относительные величины, например повышение производительности труда, прирост эффективности, снижение затрат и др., выражающие соотношение между количественными показателями.

Следует иметь в виду, что качественные показатели имеют количественную определенность, а количественные – качественную характеристику.

Натуральные показатели характеризуют материально-вещественное содержание плана предприятия и измеряются в специфических единицах, соответствующих особенностям каждого вида товара – в литрах, килограммах, метрах и т. д. Для сопоставления объемов однородных товаров различного качества в планах применяют условно-натуральные показатели,в которых за условную единицу принимают один сорт (вид) данного товара, а все остальные приравнивают к нему с помощью переводных коэффициентов. Например, все марки тракторов измеряются в 15-сильном исчислении, все виды мыла – в 40 %-ной жирности, а топливо – 7000 ккал (1 т угля = 1) и т. д.

Стоимостные показателипозволяют соизмерять в денежном выражении любые виды товаров, услуг или работ.Система плановых показателей состоит из объема производства и объема реализации. Т.е. данная система основана на перечне услуг, которые должны быть указаны для данного предприятия. Сюда может входить как расходы на производство продукции, расходы по з/пл: сдельная и повременная; накладны расходы - транспорт, связь, энергия, т.е. показатели устанавливаются исходя из задач, которые стоят перед производством

14.Последовательность формирования информационной базы и порядок ее обработки с помощью программы ProjectExpert 6

Основой построения бизнес-плана в системе ProjectExpert является полная финансовая модель компании.

Информация о проекте - название, авторы, длительность и дата начала проекта, другая общая информация об особенностях проекта и его реализации.

Информация о компании - баланс компании на момент начала проекта, детальное описание ее активов, обязательств, запасов.

Информация о финансовом окружении - описание налогов, инфляции, курсов валют и другие характеристики того окружения, в котором реализуется проект. За счет гибкой структуры представления информации этот модуль позволяет описать практически любые особенности законодательства и условий России, Украины и большинства других стран мира. Это позволяет легко использовать программу для анализа международных проектов (что подтверждается продажами программы не только в России, но и на Украине, в Польше, Венгрии, Чехии, США, Бразилии и других странах).

Инвестиционный план - описание инициативные инвестиции и подготовительные работы, связанные с реализацией проекта. Здесь можно указать отдельные этапы работ, ресурсы, необходимые, для выполнения этих этапов, установить взаимосвязи между этапами, сформировать активы предприятия, описать способы и сроки амортизации активов. Тесная связь между календарным планом работ и правилами их представления в бухгалтерской документации позволяет сэкономить значительное время, затрачиваемое на определение будущих амортизационных отчислений, затрат на обслуживание оборудования и других вопросов, связанных с инвестиционным этапом проекта.

Операционный план - описание плана продаж, производства, затрат на персонал и других операционных издержек компании. Стратегия продаж компании, реализующей проект, производственные схемы, политика закупок и формирования запасов должны быть детально проработаны на уже стадии планирования проекта. В условиях достаточно высокой инфляции факторы времени, определяющие стратегию сбыта, оказывают существенное влияние на финансовый результат проекта. Описание операционного плана включает модули:

· План сбыта

· План производства

· Материалы и комплектующие (описание схемы закупок и формирования запасов)

· План персонала

· Общие издержки

Описание источников финансирования - акционеры компании, кредиты, приобретение оборудования в лизинг, управление свободными средствами и дивидендная политика.

Потребность в капитале определяется на основании данных, отображаемых в Отчете о движении денежных средств (Cash-Flow). Значения сальдо счета предприятия представлены в последней строке таблицы Cash-Flow и демонстрируют прогнозируемое состояние расчетного счета предприятия, реализующего проект в различные периоды времени. Отрицательное значение сальдо расчетного счета означает, что предприятие не располагает необходимой суммой капитала.

Общий список разделов, относящихся к финансовому плану выглядит следующим образом:

· Акционерный капитал

· Кредиты

· Лизинг

· Инвестиции

· Другие поступления

· Другие выплаты

· Распределение прибыли

· Льготы по налогу на прибыль

· и описывают все аспекты финансовой политики компании.

Средства анализа проекта и формирования отчетов

Финансовые отчеты демонстрируют результаты деятельности компании. Обычно потенциальным инвесторам или банкирам предоставляются отчеты за несколько последних лет, а также прогнозы будущих финансовых результатов. К числу наиважнейших финансовых отчетов относятся:

· Отчет о прибылях и убытках

· Бухгалтерский баланс

· Отчет о движении денежных средств (CashFlow)

· Отчет об использовании прибыли.

При оценке эффективности инвестиций наиболее важным является прогноз денежных потоков предприятия. Проектировки денежного потока покажут способность предприятия генерировать достаточное количество денежных средств для покрытия долговых обязательств, выплат процентов по кредитам и дивидендов акционерам. Прогнозный отчет о движении денежных средств позволит определить потребность в финансовых ресурсах в различные периоды времени, разработать наиболее рациональную стратегию формирования капитала предприятия и рассчитать дисконтированные показатели эффективности инвестиций (CashFlowDiscountedCriteria).

Закладка "Результаты"

Таблицы с закладки "Результаты" заполняются после расчета проекта холдинга. Перед расчетом во всех финансируемых проектах устанавливаются следующие опции:

· Поступления в виде займов

· Выплаты на погашение займов

· Затраты на обслуживание займов

· Поступления от реализации акций

· Выплаты дивидендов

Включение этих опций приводит к отображению одноименных финансовых потоков в "Таблице детализации". Названия этих потоков даны относительно финансируемого проекта, относительно проекта холдинга эти же потоки будут иметь следующие названия:

· Кредиты и займы выданные

· Кредиты и займы возвращенные

· Проценты полученные

· Вклады в уставной капитал

· Дивиденды полученные

Все эти потоки отражены в таблице "Кэш-фло холдинга" ( закладка "Результаты", кнопка "Кэш-фло" ).

Аналогично "Кредиты и займы возвращенные" и "Поступления от продажи акций" по проектам показаны в таблице "Изъятые средства", а "Проценты полученные" и "Дивиденды полученные" по проектам показаны в таблице "Доходы". Потоки по проектам из таблицы "Доходы" добавляются также во внутренний проект холдинга. После расчета холдинга их можно увидеть также в диалоге "Другие поступления" внутреннего проекта:


15. Принципы построения системы показателей.

первая группа - наиболее обобщенные и важные показатели оценки прибыльности - рентабельности хозяйственной деятельности предприятия. В общем случае показатели рентабельности предприятия представляют собой отношение прибыли к тем или иным активам предприятия, участвующим в получении прибыли. В предложенных рекомендациях предполагается, что наиболее важными для сравнительной оценки являются показатели рентабельности, исчисленные по отношению чистой прибыли ко всему имуществу или к величине собственных средств предприятия;

вторая группа - показатели оценки эффективности управления предприятием. Поскольку эффективность определяется отношением прибыли ко всему обороту (реализации продукции, работ, услуг), используются четыре наиболее общих показателя: чистая прибыль, прибыль от реализации продукции, прибыль от финансово-хозяйственной деятельности, балансовая прибыль; третья группа - показатели оценки деловой активности предприятия: отдача всех активов (всего капитала предприятия) определяется отношением выручки от реализации продукции к среднему за период итогу баланса; отдача основных фондов - отношением выручки от реализации продукции к средней за период стоимости основных средств и нематериальных активов; оборачиваемость оборотных фондов (количество оборотов) - отношением выручки от реализации продукции к средней за период стоимости оборотных средств; оборачиваемость запасов - отношением выручки от реализации продукции к средней за период стоимости запасов; оборачиваемость дебиторской задолженности - отношением выручки от реализации продукции к средней за период сумме дебиторской задолженности: оборачиваемость наиболее ликвидных активов -- отношением выручки от реализации продукции к средней за период сумме наиболее ликвидных активов - денежных средств и краткосрочных финансовых вложений; отдача собственного капитала - отношением выручки от реализации продукции к средней за период величине источников собственных средств;четвертая группа - показатели оценки ликвидности и рыночной устойчивости предприятия. Коэффициент покрытия определяется отношением суммы оборотных средств к сумме срочных обязательств; коэффициент критической ликвидности - отношением суммы денежных средств, краткосрочных вложений и дебиторской задолженности к сумме срочных обязательств; индекс постоянного актива - отношением стоимости основных средств и прочих внеоборотных активов к сумме собственных средств; коэффициент автономии предприятия - отношением суммы собственных средств к итогу баланса;

Временные сооружения.

Временные сооружения, требуемые для строительства:

- помещение для инженера участка: офис и т. д.;

- временные средства энергоснабжения, водоснабжения и т. д;

- временные сооружения для подъезда, хранения, обеспечения безопасности участка,

- строительные мастерские;

- строительный мастерские;

- строительный лагерь, столовая.

Планирование затрат на персонал.

В условиях рыночной экономики стратегия управления предприятиями сильно зависит от политических и экономических условий в стране. Наметившаяся стабилизация ситуации позволила наиболее успешно работающим предприятиям сделать больший акцент на вопросах стратегического планирования и управления.

В трудоемких отраслях, в области высоких технологий, сфере услуг в коммерческих организациях, оказывающих консалтинговые, посреднические и другие услуги реальные расходы на содержание персонала могут превышать 40% от общих расходов. В этих случаях совершенно необходимо, чтобы затраты на содержание персонала окупались за счет эффективного управления коллективом, включающего планирование, организацию, оценку эффективности, систему оплаты труда и материального поощрения.

При планировании расходов на персонал следует иметь в виду в первую очередь следующие статьи затрат: основная и дополнительная заработная плата; отчисления на социальное страхование; расходы на командировки и служебные разъезды; расходы на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров; расходы, связанные с доплатами за общественное питание, с жилищно-бытовым и культурным обслуживанием, физическим воспитанием, здравоохранением и отдыхом, обеспечением детскими учреждениями, приобретением спецодежды. Следует также планировать расходы на охрану труда и окружающей среды, на создание более благоприятных условий труда (соблюдение требований психофизиологии и эргономики труда, технической эстетики), здорового психологического климата в организации, создание рабочих мест.

Если в организации большая текучесть кадров, появляются дополнительные расходы, связанные с поиском новой рабочей силы, ее инструктажем и освоением работ. При высокой текучести кадров растут размер оплаты сверхурочных работ, уровень брака и количество простоев, повышается уровень заболеваемости, производственного травматизма, наступает ранняя инвалидность. Все это ведет к увеличению расходов на персонал, к росту себестоимости продукции и снижению ее конкурентоспособности.

По мере развития рыночных отношений появляется необходимость учитывать новые виды затрат, связанные с участием работников в прибылях и капитале организации.

Структура управления.

Совокупность звеньев управления, находящихся во взаимосвязи и соподчиненности и обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.

Различается в зависимости от вида объекта управления, целей, размеров и его внешней среды.

Элементами структуры управления выступают звенья управления и связи между ними. Звено управления создается для выполнения определенной функции управления (или ее части, или нескольких функций управления). Звенья в структуре управления могут быть функциональными, линейными и целевыми. В качестве звеньев управления могут выступать отдельные должностные лица и подразделенияаппарата управления.

Связи в структуре управления могут быть горизонтальными (они носят характер согласования) и вертикальными (т.е. связи подчинения), линейными и функциональными.

Поскольку структура управления создается, чтобы осуществить процесс управления, между участниками которого распределены цели, задачи и функции управления, а также права, обязанности и ответственность за их выполнение, то структуру управления можно рассматривать также как форму разделения и кооперации труда в процессе управления.

Структуру управления можно рассматривать и как форму закрепления прав, обязанностей и ответственности в системе управления по осуществлению процесса управления.


Система стимулирования.

Требования к системе стимулирования

Методика проектирования Положения о стимулировании персонала.

- мотивация – это внутреннее свойство человека, составная часть его характера, связанное с его интересами и определяющее его поведение в организации,

- стимул – это некоторое воздействие на человека, целью которого является направить его деятельность, скорректировать поведение в организации.

Можно выделить два типа стимулов:

1. Негативный. Взыскание – воздействие по отношению к работнику, влекущее для него определенные неблагоприятные последствия. При этом воздействие может быть выражено в различных формах: депремировании, выговоре, смещении на более низкую должность, увольнении и т.д.

2. Позитивный. Поощрение – воздействие по отношению к работнику, влекущее для него благоприятные последствия. Как и в предыдущем случае, поощрение не ограничивается денежной формой – в него входят грамоты, повышение в должности, изменение условий труда и т.д.

Стимулирование – применение стимула при возникновении ситуации, требующей корректировки поведения персонала. Такую ситуацию далее будем называть основанием стимулирования. Таким образом, стимулирование – это процесс, включающий следующие этапы.

Система стимулирования устанавливает соответствие оснований и форм стимулирования и организационные процедуры, в соответствии с которыми происходит процесс стимулирования. Она представлена в форме локальных нормативных актов – Положения о стимулировании персонала и Положения об оплате труда.

Положение о стимулировании персонала охватывает все формы стимулирования, в том числе определяет принципы оплаты труда. Вопросы оплаты труда, как наиболее значимые во всей системе стимулирования, детально регламентируются специальным документом – Положением об оплате труда.

Подготовка производства.

Подготовка Производства - процесс подготовки технической, конструкторской и технологической документации, сетевых графиков, обучение персонала, подготовка оборудования, материалов, складов, транспортных средств, необходимых для начала производства.

Подготовка производства на серийном заводе-изготовителе является заключительной частью инновационного процесса, особенно если вывод товара на рынок подготовлен пробным маркетингом. В подготовке производства участвуют практически все службы завода. Входной информацией для такой подготовки является наличие полного комплекта конструкторской документации и маркетинговая оценка производственной программы по новому изделию. Далее подготовка производства проходит по следующим стадиям:

- окончание конструкторской подготовки производства;

- технологическая подготовка производства;

- организационная подготовка производства.

Эти стадии во многом выполняются параллельно по следующим основным направлениям (до начала изготовления опытной партии на действующем предприятии):

- обеспечение конструкторской документацией;

- разработка производственной программы;

- разработка технологической документации;

- оснащение цехов спецоснасткой и оборудованием;

- расчет цен и заключение договоров;

- обеспечение материалами и покупными изделиями;

- метрологическое обеспечение производства;

- оперативно-производственное планирование;

- обеспечение рабочими кадрами.

Подготовка основного производства.

За рубежом организация основного производства осуществляется та же в основном по поточному методу. В настоящее время находит распространение, древовидная схема производства (особенно в автомобильной промышленности Японии, Швеции).

Непоточные (партионные и единичные) методы организации
производства применяются в пищевой промышленности лишь в сочетании с поточными и охватывают либо начальные, либо конечные операции.

Факторами, влияющими на организацию основного производства, являются технологические, организационно-технические и экономические особенности отдельных отраслей, которые определяют тип производства и специфические методы организации основного производства на основе комбинирования, обеспечивая наиболее рациональные формы организации основного производства.

Успешность решения задач организации основного производства и их методы в значительной мере зависят от уровня специализации, кооперирования и комбинирования.

Весь состав работ по организации основного производства можно
разделить на три большие составные части:

1) техническая подготовка производства;

2) организация производственного потока;

3) организация контроля и регулирования процессов основного производства.

Техническая подготовка основного производства включает выполнение следующих работ:

1) проектирование новых и совершенствование ранее освоенных конструкций машин с обеспечением их производства чертежами и технической документацией;

2) проектирование новых и совершенствование действующих, технологических процессов, инструмента, разработка технических норм на выполнение разработанных процессов;

3) внедрение новой техники и процессов в производство.

Техническая подготовка - это непрерывный процесс, связанный с общим развитием науки и техники, с творческими возможностями коллектива и задачами развития производства.

Организация производственного потока сводится, к следующим этапам:

1. Расчленение процесса производства продукции на составные части, выделение стадий, частичных процессов, операций.

2. Группировка по принципу технологического подобия отдельных
видов продукции и их составных частей (видов исходного сырья,
полуфабрикатов, ингредиентов).

3. Расчет производственных заданий и ритмов: поточных линий и
операций потока.

4. Расчет количества машин и рабочих мест по операциям потока.

5. Расчет производственных заданий и ритмов работы машины (рабочих мест).

6. Расчет загрузки ведущих машин потока.

7. Синхронизация потока.

8. Определение, числа одноименных поточных линий.

9. Планировка поточных линий и расчет численности рабочих.

10.Организация труда на рабочих местах потока.

Организация контроля и регулирования процессов основного производства заключается в составлении графиков движения процесса, доведении их до исполнителей, контроле и регулировании процесса на основе графика. Методы расчета графиков зависят от технологических и организационных особенностей.

Оборудование.

На стадии проработки инвестиционного плана:

-Как правило, при организации новых производств или при техническом перевооружении старых, производственные предприятия не обращаются к услугам проектировщиков. Здесь есть объективные причины. Во-первых, это стоит немалых денег. Во-вторых, сроки проектных работ (включая все необходимые согласования) могут непозволительно затянуться по времени. Более того, даже если предприятие и обращается в проектные организации, то в инвестиционном плане на всё про всё отводится не более 30-40 дней. Но, как показывает опыт сторонних организаций, проектные работы с согласованиями, могут затянуться до 90 дней. Из чего, можно предположить, что ввод в эксплуатацию производственных мощностей "по жизни" не будет соответствовать "инвестиционному плану" предоставленному кредитной организации.

-Как правило, при составлении сметы на приобретение того или иного технологического оборудования, трудно учесть все необходимые затраты. Это может сделать только высококлассный специалист. Если приобретается какая-либо производственная линия то, как правило, запрашиваемая сумма инвестиций ей и ограничивается. Но в поставляемую технологическую линию, не входит масса вспомогательного оборудования, которое тоже стоит денег и немалых. Как показывает практика, стоимость вспомогательного оборудования к технологическим линиям может колебаться от 20 до 80 %, от стоимости самой линии.

-Как правило, при разработке инвестиционного проекта не учитываются такие затраты как на перемещение оборудования (стоимость транспортировки), таможенные пошлины, погрузочно-разгрузочные работы, монтаж, пуско-наладочные работы, а также проведение дополнительных коммуникаций и получение "разрешений" на это самое "проведение". Сроки получения самого "разрешения", порою занимают несколько месяцев и стоят денег, которые опять таки редко учитываются в инвестиционных затратах.

-Как правило, очень слаба юридическая проработка инвестиционных проектов. Особенно, это касается тех проектов, где фигурируют два или более предприятий. Сразу возникает масса вопросов, связанных с их "взаимоотношениями" как на экономическом и организационном, так и на снабженческо-сбытовом поприще.

План производства.

В этом разделе бизнес-плана приводятся общие сведения о предприятии, расчет производственных издержек на планируемый объем сбыта, прямые (переменные) и общие (постоянные) затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета текущих затрат на производство.
Если план составляется для предоставления потенциальным инвесторам, то информация данного раздела призвана убедить инвестора в реальности изготовления продукции (предоставления услуги) в соответствии с заданными характеристиками и объемами.

Производственный план содержит следующие разделы:

- исходные данные для планирования;

- портфель заказов;

- план производства и реализации продукции;

- материально-техническое обеспечение;

- план по труду и заработной плате;

- организационно-технические мероприятия;

- финансовый (бюджетный);

- охрана окружающей среды;

- внешнеэкономические связи.

Планирование объемов производств и производственных затрат.

Планируемый объем производства представляет собой величину, равную планируемому физическому объему продаж, увеличенному на объем запаса продукции и потерь.

Vit=Ni,t + Zi,t –Zi,(t-1) + Ri

где Vit — объем производства /-го продукта (услуги) в период t, Zi,t - объем запаса i-го продукта в период t, Zi,(t-1) - объем запаса i-го продукта в предыдущий период; Ni,t - планируемый объем продаж i-го продукта в период t, Ri - планируемый объем потерь.

Планирование производства продукции, работ и услуг должно удовлетворять на всех действующих предприятиях конкретные потребности покупателей, заказчиков или потребителей и быть тесно связанным с разрабатываемой общей стратегией развития предприятия, проведением маркетинговых исследований, проектированием конкурентоспособной продукции, организацией ее производства и реализации, а также с выполнением других функций и видов внутрихозяйственной деятельности.

В годовых планах производства и реализации продукции решают следующие основные задачи:

- определение основных плановых заданий каждому подразделению предприятия;

- выявление и устранение возникающих нестыковок в межцеховых планах;

- взаимодействие основных показателей долгосрочных и текущих планов производства;

- распределение производства ресурсов между подразделениями предприятия.

Под планированием затрат на производство продукции понимается расчет величины затрат, необходимых для производства определенного объема продукции, при оптимально возможных на предприятии организационных, технологических, экономических и экологических условиях..."

Главная задача планирования затрат – обеспечение наиболее эффективного использования ресурсов, а также достижение финансового результата.

Продукция считается готовой, если она прошла все стадии производства и имеет соответствующую отметку (ОТК) или сертификат. Продукция может и не покидать пределов цеха, но имея соответствующий знак качества, считаться готовой.

При расчете нормы запаса необходимо учитывать следующие периоды времени:

продукция должна быть подготовлена к реализации; для этого необходимы:

а) время на упаковку;

б) маркировка;

в) продукция должна быть подготовлена по направлениям отгрузки (маршрутизация).

упрощенный способ нормирования – для исчисления сроков можно использовать договора на отгрузку, можно подсчитать суммарное число отгрузок и, таким образом, найти интервал, с которым будут отгружаться изделия (норма в днях).

Расчет нормы ведется в разрезе установленного ассортимента. Для расчета норматива суммируются все нормы, исчисленные по отдельным видам выпускаемой продукции.

При организации бухгалтерского учета, производственных затрат предприятия используют положение о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ или услуг), утвержденное Правительством РФ. В себестоимость продукции включаются затраты, связанные с использованием в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и прочих затрат на ее производство и реализацию.

В себестоимость продукции не включаются затраты и потери, относимые на счет «Прибыли и убытки»: затраты по аннулированным заказам, на содержание законсервированных производственных мощностей, судебные издержки, штрафы и убытки от списания безнадежных долгов.

Себестоимость продукции.

Себестоимость продукции является важным планово-экономическим показателем предприятия, обобщающим его издержки производства и реализации продукции, выполнение работ или услуг. С/с представляет собой суммарную стоимостную оценку используемых в процессе изготовления и сбыте товаров природных, производственных, трудовых, финансовых и других ресурсов. В общем виде плановую себестоимость продукции можно выразить в следующем виде: Сп=Мз+Зо+Ос+Ао+Пр,

где Сп – себестоимость продукции, руб.; Мз – материальные затраты; Зо – затраты на оплату труда; Ос – отчисление на социальные нужды; Ао – амортизация основных фондов; Пр – прочие затраты.В современном производстве плановая калькуляция себестоимости единицы продукции содержит следующие типовые статьи затрат: сырье и материалы, возвратные отходы (вычитаются), покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий, топливо и энергия на технологические цели , итого материальных затрат, основная заработная плата производственных рабочих, дополнительная заработная плата производственных рабочих, отчисления на социальные нужды, расходы на подготовку и освоение производства новых изделий, изготовление инструмента и приспособлений целевого назначения, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые расходы, потери от брака, прочие производственные расходы, цеховая себестоимость, общехозяйственные расходы, производственная себестоимость, внепроизводственные расходы, коммерческая себестоимость.


Объемы производства.

ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА - результат деят-тип/п по пр-ву какой-либо продукции и представленных производственных услуг.

При оценке используются как натуральные, так и стоимостные показатели. Первые из них характеризуют продукцию по ее номенклатуре, ассортименту, качеству. Стоимостные показатели применяются при оценке валовой, товарной и реализованной продукции. Главная из них - реализованная продукция. В ее объем включается стоимость лишь той части изготовленной продукции, которая была продана и оплачена покупателем. В практике этот показатель называют проданным валом. Товарная продукция включает в себя фактически реализованную продукцию и стоимость продукции, находящейся на складе предприятия или отправленной потребителю, но не оплаченной им. Валовая продукция характеризует общий объем продукции, произведенной за определенный период времени. Включает в себя товарную продукцию, стоимость прироста или убытка остатков полуфабрикатов собственного изготовления. При определении объема производства используются трудовые показатели (фонд оплаты труда, премирования работников), показатель чистойпродукции, представляющий собой разность между валовой продукцией и материальными затратами (стоимостью потребленных в процессе производства сырья, материалов, топлива, энергии, амортизации основных производственных фондов). Эти показатели очищены от искажающего влияния различного уровня материалоемкости производства в разных отраслях. Использование системы показателей при определении объема производства повышает подлинность и реалистичность его исчисления.

Планируемый объем производства представляет собой величину, равную планируемому физическому объему продаж, увеличенному на объем запаса продукции и потерь.

Vit=Ni,t + Zi,t –Zi,(t-1) + Ri

где Vit — объем производства /-го продукта (услуги) в период t, Zi,t - объем запаса i-го продукта в период t, Zi,(t-1) - объем запаса i-го продукта в предыдущий период; Ni,t - планируемый объем продаж i-го продукта в период t, Ri - планируемый объем потерь.

Планирование объемов производства осуществляется по периодам времени. При этом, масштаб расчетных периодов должен соответствовать масштабу плана продаж.

Деятельность хозяйствующих субъектов должна быть направлена на то, чтобы произвести и продать максимальное количество продукции высокого качества при минимальных затратах. По этому анализ объема производства и реализации продукции имеет важное значение.

Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции на предприятиях являются:

– оценка динамики по основным показателям объема структуры и качества продукции;

– проверка сбалансированности и оптимальности бизнес планов, плановых показателей, их напряженности и реальности;

– выявление степени количественного влияния факторов на изменение величины объема производства и реализации продукции;

– выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

– разработка мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для повышения темпов роста продукции, улучшения ассортимента и качества.

Запасы.

Для обеспечения стабильной работы производственных подразделений предусматриваются запасы сырья и комплектующих изделий. Величина запасов и условия их формирования определяются в зависимости от надежности поставок, условий оплаты и тенденций изменения цен. Можно выделить два основных типа запасов.

1. Страховой запас, который формируется регулярно в определенном объеме и в процессе принимается, что страховой запас остается постоянным в последующие расчетные периоды, при этом стоимость запаса должна подвергаться переоценке в соответствии с изменением цен с периодичностью не реже одного месяца. Страховой запас является негативным фактором с точки зрения финансовой эффективности, так как сокращает объем свободных оборотных средств, однако необходимо учитывать, что в реальной производствен

Наши рекомендации