Регулирование импорта в Россию.
В постсоветской России с 1 июля 1992 года применялся Временный импортный таможенный тариф, а с 1993 года – постоянно действующий.
В мае 1993 года были утвержден новый тариф. В нем используются адвалорные, специфические и комбинированные ставки пошлины. Тариф имеет трехколоночную структуру.
Подавляющее большинство ставок колеблется в диапазоне 5-40% . Постепенно осуществляется поэтапное снижение уровня ставок ( до средней ставки 15% в начальном периоде XXI века)
В соответствии с законом “О таможенном тарифе” возможно применение антидемпинговых, компенсационных, специальных ( защитных, антидискримниационных), сезонных пошлин.
Ставки таможенного тарифа дифференцированы, в зависимости от того, к какой группе стран принадлежит страна происхождения товара. К товарам развивающихся стран применяются уменьшенные ставки пошлин, при импорте товаров из наименее развитых стран пошлины, как правило, вовсе не взимаются.
Порядок определения страны происхождения товаров устанавливается Федералньой таможенной службой ( Министерство экономического развития и торговли ) . Предоставление сертификата о происхождении товара обязательно в случаях :
Если товар происходит из страны, которой предоставлены преференции по ОСП
Если испорт квотируется или регулируется другими нетарифными мерами
Если это предусмотрено в международном договоре или законодательством РФ
В 1996 года в России была – впервые в новейшей истории – введена на импорт – импорт текстильных изделий из ЕС. В последующем вводилось квотирование импорта спирта, сахара и др.
Применяется при регулировании импорта и другой инструмент – лицензирование. Например, в соответствии с Постановление Правительства РФ 1992 года № 854 осуществляется лицензирование импорта специфических товаров : химических средств защиты растений, промышленных отходов и т.п.
Понятие экономического района и районирования.
Экономический район — это территориально внутренне связанные части единого народного хозяйства страны, взаимосвязанные друг с другом их различной специализацией, постоянным обменом производимых товаров и другими экономическими отношениями.
Основные сведения
Экономический район не является конституциально закрепленным территориальным образованием. Нет и органов управления экономическими районами. Тем не менее по районам группируется большой массив статистической информации, ведётся экономическая, социальная, политическая, демографическая диагностика их развития. Развитие идей экономического районирования связано с советской районной школой экономической географии.
Экономическое районирование – это создание теоретико-методологического подспорья для территориальной организации народного хозяйства и обоснования рационального размещения производства в регионах, усовершенствование его специализаций и восхождение социально-экономического развития теории и страны в целом.
Критерии формирования
При формировании экономических районов страны, как правило, учитываются следующие критерии:
§ 1) географическое расположение района;
§ 2) наличие природных ресурсов;
§ 3) состояние развития транспорта;
§ 4) наличие трудовых резервов;
§ 5) состояние инфраструктуры;
§ 6) определение специализации;
§ 7) определение основных отраслей развития районов.
Экономическое районирование — разделение территории страны на экономические районы — служит важным инструментом регулирования территориального развития, используемым в региональном планировании и управлении, в частности, при разработке статистических отчетов и социально-экономических прогнозов, в финансово-бюджетных расчетах, а также при обосновании административно-территориального устройства и т. д.
В зависимости от целей экономического районирования, решаемых им задач различают две его разновидности — районирование интегральное (общехозяйственное) и отраслевое (промышленное, сельскохозяйственное и т. д.). Интегральное экономическое районирование — выделение общеэкономических районов разного уровня (верхнего, среднего, низового), а также экономических зон.