Регулирование импорта и экспорта товаров в ЕС

Принципы общей торговой политики ЕС в отношении импорта товаров сформулированы в четырех основных регламентах и целом ряде других, более специфичных, нормативно-правовых актов. Применение этих нормативных актов зависит от нескольких факторов:

а) происхождение товара – является ли страна происхождения товара страной с рыночной либо нерыночной экономикой;

б) категория импортируемых товаров – законодательство ЕС применяет различные правовые режимы для текстильных и нетекстильных товаров;

в) при регламентации импорта текстильных товаров имеет значение, существуют ли специальные двусторонние соглашения между страной происхождения товара и ЕС.

Цель дифференцированного подхода к правовому регулированию импорта – создание эффективной системы управления внешней торговлей, контроля над структурой и объемом импорта и в конечном итоге защита экономических интересов ЕС, интересов его внутренних товаропроизводителей.

Импорт нетекстильных товаров из стран с рыночной экономикой – основной принцип заключается в том, что эти товары импортируются в ЕС свободно, без какихлибо количественных ограничений, но без ущерба правилам применения защитных торговых мер. Деятельность Сообщества по контролю над импортом не должна препятствовать государствамчленам применять односторонние защитные меры и противоречить общей сельскохозяйственной политике ЕС.

Для регулирования объема импорта товаров в ЕС регламентом устанавливаются три процедуры:

а) информационноконсультационная – предусматривает обязанность государств-членов информировать Комиссию в случаях, когда тенденции импорта товаров вызывают необходимость применения надзорных или защитных мер;

б) процедура расследования – обязательна в случае, если рассматривается вопрос о применении защитных торговых мер. Целью расследования является ответ на вопрос, вызывает ли импорт товара существенный ущерб или угрозу существенного ущерба товаропроизводителям ЕС;

в) процедура надзора – непосредственный контроль над объемом импорта товаров.

Импорт текстильных товаров. Регламент № 3030/93 применяется тогда, когда импорт текстильных товаров из третьих стран – членов ВТО в ЕС не подпадает под условия ГАТТ 1994 г. и Соглашения ВТО по текстилю и одежде. Регламент содержит условия действительности ранее заключенных международных соглашений по текстильным товарам. В нем содержатся нормы, регулирующие количественные ограничения, льготы для товаров народных промыслов, особенности таможенных процедур временного ввоза, внешней переработки, защитные торговые меры, порядок проведения консультаций.

Цель общей торговой политики ЕС – контроль над объемом импорта и максимизация объема экспорта. Относительно тарифного регулирования экспорта товаров ЕС последовательно проводит политику отказа от экспортных пошлин, что полностью соответствует целям и принципам ГАТТ. Экспортные пошлины применяются только в исключительных случаях для предотвращения оттока жизненно важных продуктов из ЕС.

Базовый принцип регулирования экс порта – принцип свободы экспорта и отказа от количественных ограничений, за исключением тех ограничений, которые прямо предусмотрены учредительными договорами. Регламент подтверждает компетенцию государствчленов вводить ограничения на экспорт по соображениям общественной морали, публичной политики, общественной безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны животных и растений, охраны национальных культурных, исторических и археологических ценностей, защиты промышленной и коммерческой собственности. Ряд чувствительных товаров изымается из общей экспортной политики ЕС (сельскохозяйственные продукты, сырье металлов и лом, топливо, уголь и др.). В сферу действия Регламента были включены и некоторые экспортные ограничения , существующие в связи с общей внешней политикой и политикой безопасности ЕС.

Регламент допускает возможность контроля над экспортом отдельных товаров посредством надзорных или защитных мер. Однако эти меры не применяются тогда, когда торговые соглашения ЕС со странамиимпортерами предусматривают другие экспортные ограничения (квоты, экспортные лицензии, экспортные разрешения и др.).

В целях предотвращения критической ситуации, связанной с нехваткой того или иного жизненно важного товара на рынке ЕС, Комиссия, действуя по своей инициативе или по запросу государств-членов, может ввести разрешительную систему экспорта таких товаров. Отрицательное решение Комиссии по запросу государства-члена должно быть передано на рассмотрение Совета, который может принять противоположное решение квалифицированным большинством.

Если этого требуют интересы ЕС, Совет может принять решение о введении количественных ограничений на экспорт товаров. Количественные ограничения могут быть введены только в отношении экспорта в отдельные третьи страны либо в отношении экспорта из отдельных регионов ЕС. Для определения количественных пределов экспорта принимаются во внимание обычные объемы экспорта товара, существовавшие до возникновения критической ситуации. При этом установленные количественные пределы не должны быть более высокими, чем это необходимо для реализации целей количественных ограничений.

Наши рекомендации