A. Теория промышленного штандорта А. Вебера

Основной труд немецкого экономиста и социолога А. Вебера «О размещении промышленности: чистая территория штандорта» был опубликован в 1909 г. Ученый поставил перед собой дачу создать общую «чистую» теорию размещения производства на основе рассмотрения изолированного предприятия. Он сделал существенный шаг вперед по сравнению с Й. Тюненом и В. Лаунхардтом, введя в теоретический анализ новые факторы размещения производства в дополнение к транспортным издержкам и ставя более общую оптимизационную задачу: минимизацию общих издержек производства, а не только транспортных.

А. Вебер создал подробную классификациюфакторов размещения по их влиянию, степени общности и проявлениям. Фактором размещения он называет экономическую выгоду, «которая выявляется для хозяйственной деятельности в зависимости от места, где осуществляется эта деятельность. Эта выгода заключается в сокращении издержек по производству и сбыту определенного промышленного продукта и означает, следовательно, возможность изготовлять данный продукт в одном каком-либо месте меньшими издержками, чем в другом месте». В результате отсеивания элементов производственных издержек, не зависящих от местоположения, А. Вебер оставляет три фактора: издержки на сырые материалы, издержки на рабочую силу и транспортные издержки. Однако первый из них — разницув ценах на используемые материалы — можно, как считает Вебер, выразить в различиях транспортных издержек, исключив из самостоятельного анализа. Все остальные условия, включающие размещение предприятия, он рассматривает как некоторую «объединенную агломерационную силу», или третий штандортный фактор. Таким образом, в конечном счете анализируются три фактора: транспорт, рабочая сила и агломерация.

Дальнейший анализ ведется последовательно по трем факторам. Соответственно выделяются и три основные ориентации в размещении: транспортная, рабочая и агломерационная.

Транспортная ориентация. Согласно Веберу, величина транспортных издержек зависит от веса перевозимых грузов и расстояния перевозки. Под влиянием транспортных издержек промышленное предприятие будет притягиваться к тому пункту, в котором с учетом местоположения потребительского центра и источников сырьятранспортные издержки минимальны. Этот пункт есть транспортный штандорт (транспортный пункт). Для его нахождения используется весовой (локационный) треугольник В. Лаунхардта. При этом важную роль играют два показателя: материальный индекс и штандортный вес.

Например, для производства 100 т продукта требуется 300 т одного материала и 200 т другого. Тогда материальный индексбудет равен (300 + 200) : 100 = 5. Штандортный вес составит 300 + 200 + 100 = 600 (т), или 6 в пересчете на 1т готового продукта, т.е. штандортный вес равен материальному индексу плюс еди­ница. Существуют производства, у которых материальный индекс меньше единицы. Исходя из соотношения указанных показателей легко установить, что производства с высоким материальным индексом тяготеют к пунктам производства сырьяматериалов, а производства с небольшим индексом ― к центру потребления.

36Теория центральных мест В. Кристаллера и А. Леша.

Термины, понятия и предположения теории В.Кристаллера достаточно просты. Центральное место — синоним поселения любого размера, чаще всего города различной людности, который служит центром всему населению данного района, обеспечивая его центральными товарами, например автомобилями, и центральными услугами, например медицинским обслуживанием. Центральные места неодинаковы по своему значению: центры более высокого ранга обладают более широким набором товаров и услуг; центры более низкого ранга имеют меньший набор товаров и услуг, к тому же обеспечиваемых частично за счет центрального места более высокого ранга. Территории, обслуживаемые центральными местами, называются дополняющими районами. Те из них, которые принадлежат центрам более высокого ранга, занимают большую территорию и включают в себя меньшие по площади дополняющие районы центров более низкого ранга.

Для расчета показателя центральности в конкретных условиях Германии 20-х гг. Кристаллер отобрал один, но репрезентативный показатель, отражающий широту спектра услуг, оказываемых данным городом как центральным местом в изучаемой системе расселения. Этим показателем стало число междугородних телефонных разговоров; центральность города равнялась общему числу зарегистрированных в нем телефонов минус людность города, умноженная на среднее число телефонов, приходящееся на одного жителя в дополняющем районе. По существу этот показатель определяет разность между ожидаемым уровнем услуг, который необходим городу, чтобы обслужить своих собственных жителей, и уровнем, реально существующим в этом городе. Показатель центральности позволил Кристаллеру выделить уровни иерархии в реальной системе расселения Южной Германии.

Приняв геометрическую окружность, центр которой совпадает с данным центральным местом, как оптимальную форму для дополняющего района, Кристаллер показал, что группа центральных мест одного ранга будет иметь систему дополняющих районов, образующих правильную решетку. Однако в процессе формирования этих решеток круговые формы дополняющих районов оставят при сплошном заполнении территории «пустые» участки, либо зоны перекрытия двух соседних дополняющих районов. Поэтому оптимизация геометрических свойств решеток приведет к замене круговых форм шестиугольниками — гексагональными структурами.

Возникновение подобных правильных структур обусловлено пятью основными предположениями теории центральных мест:

1) формирование структур идет на плоской неограниченной поверхности с изотропными свойствами и равномерным распределением покупательной способностью населения;

2) покупка центральных товаров должна осуществляться в ближайшем центральном месте данного ранга;

3) дополняющие районы занимают полностью рассматриваемую территорию, где формируется система центральных мест;

4) поездки за товарами и услугами должны быть сведены к минимуму;

5) ни одно из центральных мест не должно получать избыточную прибыль.

Второе допущение исключает конкуренцию между центральными местами одного ранга и круговую форму дополняющих районов, поскольку зоны перекрытия нужно будет как-то делить между двумя местами. Менее плотной укладке этих районов препятствует допущение третье. Поэтому гексагональная структура строго соответствует принятым предположениям и может гарантировать, что потребители товаров и услуг могут ограничиться в своих поездках ближайшими центральными местами.

Система допущений позволяет рассматривать несколько вариантов размещения центрального места в иерархии расселения при смене размера дополняющего района и числа обслуживаемых населенных пунктов

А.Лёш исходил из того, что есть чисто экономические причины дифференциации человеческой деятельности на поверхности Земли, даже если абстрагироваться от географических и исторических различий от места к месту. Этих основных причин три: транспортные издержки, экономия от масштаба и потребности сельского хозяйства в пространстве. При действии «экономии масштаба» и отсутствии транспортных издержек все производство концентрировалось бы в одном или немногих местах на заводах оптимальных размеров, размещенных случайным образом. При наличии транспортных издержек и отсутствии экономии масштаба производство могло бы вестись в малых размерах в любом месте. При действии обоих факторов несельскохозяйственные виды деятельности — промышленность и сфера услуг — будут размещаться в местах, между которыми произойдет определенное разделение рынков сбыта, что приведет к пространственной дифференциации территории. Для формализации отношений между факторами введены новые понятия — ценовые воронки и конусы спроса. A. Теория промышленного штандорта А. Вебера - student2.ru

Ценовые воронки и конусы спроса:

1 — кривая спроса; 2 — конус спроса; 3 — ценовая воронка

В целом теория А.Лёша сопоставима с такими фундаментальными подходами в экономическом анализе, как максимизация, чистая конкуренция, экономическое равновесие. Можно указать и на менее очевидные концептуальные аналоги. Так, падающая кривая спроса (рис. 14), использованная для построения системы сбытовых зон и ценовой воронки, — аналог несовершенной конкуренции. Локализация производства соотносится с дифференциацией продуктов. Пространство играет ту же роль для анализа сельского хозяйства, что и время в теории движения капитала. Подобно тому, как в рамках балансовых систем определяются не абсолютные, а относительные цены равновесия, так и в системе Лёша фокусные центральные места — метрополии — сами по себе могут вырасти в любом месте. Все это ставит теорию центральных мест в особое положение и в географии, и в экономике.

37Отраслевая структура экономики РФ (отраслевой подход).

Экономика Российской Федерации представляет собой сложный хозяйственный механизм, сформировавшийся на базе социально-экономическогоразвития, межрайонного территориального разделения труда и интеграционных процессов.
Интегральным показателем оценки экономического развития государства является показатель валового внутреннего продукта (ВВП), характеризующий уровень развития экономики, особенности ее структуры, эффективность функционирования отдельных отраслей, степень участия страны в мировых интеграционных процессах.

Отраслевая структура- это совокупность отраслей народнохозяйственного комплекса, характеризующихся определенными пропорциями и взаимосвязями. В отраслевом плане структура единого народнохозяйственного комплекса представлена двумя сферами: материального производства (или производственной сферой) и нематериального производства (непроизводственной сферой).
Для современной структуры народного хозяйства России характерной чертой является наличие не только отраслевых, но и межотраслевыхкомплексов. Все в большей степени идет процесс укрепления производственных связей, интеграции разных ступеней производства. Межотраслевыепроизводства (комплексы) возникают и развиваются как внутри отдельно взятой отрасли народного хозяйства, так и между отраслями, имеющими тесные технологические связи. Сложились такие межотраслевые комплексы, как топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, строительный, агропромышленный, транспортный.

В системе отраслевых и межотраслевых комплексов России в последнее время активизировался процесс укрепления производственных связей, интеграции разных ступеней производства. В системе народного хозяйства Российской Федерации сложились и функционируют как межотраслевые комплексы: топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, строительный, агропромышленный, транспортный и другие, так и территориальные в границах экономических районов и входящих в их состав республик, краев, областей.

38Тенденции изменений и проблемы отраслевой структуры промышленности России (1970–2010 гг.).Россия является страной с развитой промышленностью. На ее долю приходится 3/5 суммарного валового общественного продукта, более 2/5 национального дохода, около 1/2 производственных основных фондов и вместе со строительством примерно 2/5 занятого в общественном производстве населения. Промышленность в первую очередь определяет производственный и научно-технический потенциал, степень и эффективность использования природных, материальных и трудовых ресурсов. Она служит основой формирования территориально-производственных комплексов.

В составе промышленности интенсивность развития отдельных отраслей различна, что объясняется особенностями их формирования в прошлом, необходимостью соблюдения тех или иных межотраслевых пропорций, требованиями научно-технического прогресса и другими причинами. При этом обращает на себя внимание стабильность следующих тенденций: приоритетный рост отраслей, обеспечивающих научно-технический прогресс; значительное расширение производства предметов потребления во всех отраслях промышленности.

Преобразования, осуществляемые в ходе экономической реформы, уже привели к тому, что на структурные сдвиги в экономике все большее влияние оказывают рыночные механизмы. Они в основном и будут определять перспективы развития отдельных отраслей.

Достаточно очевидными являются и необходимые изменения в направлениях и пропорциях развития промышленного производства: усиление его интенсификации, повышение технического уровня и конкурентоспособности, рационализация структуры производства, более пристальное внимание к проблемам ресурсосбережения, охраны окружающей среды.

Доля добывающих отраслей в общем объеме промышленной продукции имеет тенденцию к росту, что противоречит общемировой тенденции последних лет, состоящей в опережающем росте обрабатывающей промышленности. Более того, развитие отраслей добывающей промышленности во многом ориентируется на спрос, формирующийся на внешнем рынке, вне пределов национальной экономики. Россия все сильнее втягивается в международное разделение труда в качестве поставщика топливно-сырьевых ресурсов и потребителя готовых промышленных изделий

Произошли структурные изменения в самой обрабатывающей промышленности. Например, доля материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий в общем объеме продукции обрабатывающей промышленности увеличилась. В 1991 г. она составляла 40%, а в 1995 г. – 43,4%. Некоторое увеличение наблюдалось в производстве товаров народного потребления и продовольственных товаров: в 1991 г. они составляли 6,6 и 12,2%, а в 1995 г. – 8,4 и 14,6% соответственно.

Существенное сокращение произошло в производстве машин и оборудования, их доля в общем объеме продукции обрабатывающей промышленности снизилась с 25,6% в 1991 г. до 17,7% в 1995 г.

С учетом потребностей структурной перестройки экономики, наметившихся негативных тенденций развития промышленного производства Правительством РФ была разработана концепция промышленной политики государства до 2010 г.

Намечаемые структурные сдвиги в промышленности не означают возврата к структуре 1990 г. Они предполагают снижение доли добывающих отраслей (с 16% в 1995 г. до 10% в 2010 г.) и повышение доли перерабатывающих отраслей (с 84% в 1995 г. до 90% в 2010 г.). В течение ближайших 2–3 лет приоритетными отраслями будут: нефтедобывающая, газовая, нефтеперерабатывающая промышленность, деревообработка, добыча и переработка алмазов, машиностроительные производства.

В цементной промышленности совершенствование структуры будет осуществляться в основном за счет увеличения выпуска цемента, получаемого энергосберегающим «сухим» способом, и организации производства многокомпонентных цементов, обеспечивающих получение прочных и долговечных бетонных и железобетонных изделий,

В химической промышленности перспективными направлениями, вытекающими из ожидаемой структуры спроса, являются расширение ассортимента и увеличение выпуска прогрессивных видов синтетических волокон и нитей; наращивание производства пользующихся устойчивым спросом шин для малотоннажных автомобилей и организация выпуска крупногабаритных и сверх крупногабаритных шин. Выживаемость фармацевтической промышленности связана с выпуском не уступающих по качеству зарубежным аналогам лекарственных средств.

В целлюлозно-бумажной промышленности реализация намеченных мер создаст условия для повышения эффективности использования древесного сырья, качества и конкурентоспособности лесобумажной продукции и наращивания на этой основе экспортного потенциала лесного комплекса.

В машиностроении и металлообработке целесообразно, в частности, наращивать выпуск оборудования для интенсификации добычи нефти и газа, увеличения глубины переработки нефти, повышения уровня механизации и степени безопасности работ в угольных шахтах и разрезах.

В легкой промышленности возможно расширение ассортимента продукции и увеличение предложения широко размерных хлопчатобумажных тканей, новых видов костюмных, одеяльных и мебельных тканей, детских швейных и трикотажных изделий, обуви с верхом из натуральной кожи. Совершенствование инфраструктуры рынка товаров будет идти путем осуществления мер по ускорению товаропродвижения через развитие межрегиональных и региональных оптовых рынков, мелкооптовых баз, выставочных комплексов, проведения ярмарок.

Наши рекомендации