Монополистическая конкуренция: определение цены и объема производства.

Монополистическая конкуренция - тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка.

Определение цены и объема производства монополистического конкурента. Эффективность и прибыльность

Фирма данного типа имеет отрицательный наклон кривой спроса. При монополистической конкуренции объем выпуска устанавливается на уровне максимизации прибыли (предельная выручка равна предельным издержкам:MR=MC ). Однако, при принятии решения об установлении цены на продукцию или услугу, монополистический конкурент поступает подобно монополисту: цена за товар выставляется на максимально возможном уровне, то есть на уровне кривой спроса на продукцию.

Абстрактная модель монополистической конкуренции в долгосрочном периоде

Так же, как и на рынке совершенной конкуренции, фирма монополистической конкуренции опирается на величину средних общих издержек (ATC), решая, оставаться ли ей в отрасли или уйти с рынка. Таким образом, если фирма постоянно терпит убытки, это означает, что средние общие затраты на производство превышают установленную цену за единицу товара, то она покинет рынок в долгосрочном периоде. Следует отметить, что поскольку монополистический конкурент динамичен в принятии решений, он не способен эффективно распределить ресурсы, что ведет к неэффективности такой фирмы в долгосрочном периоде; на рынке монополистической конкуренции практически невозможно иметь положительную прибыль в долгосрочной перспективе.

Определять оптимальный объем производства для отдельной фирмы (величину предложения отдельной фирмы) можно, ис­пользуя известные подходы — сравнивая валовой доход и валовые издержки и уравнивая предельные показатели дохода и издержек.

Билет №41.

Неценовая конкуренция

Неценовая конкуренция — метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства.

К неценовым относятся следующие группы методов конкурентных действий.

Первая группа – методы обеспечения конкурентных преимуществ организации за счет изменения в лучшую сторону различных потребительских характеристик товаров и услуг, с целью повышения потребительской ценности:

— внедрение новых товаров (дифференциация товаров);

— внедрение товаров, обладающих новыми потребительскими свойствами, улучшенным качеством, более совершенным дизайном, более красивой упаковкой (дифференциация потребительских свойств товара).

Второй вид дифференциации применится когда:

— организация стремиться расширить перечень потребительских свойств товаров;

— организация старается расширить перечень рыночных сегментов производимых товаров;

— организация намерена добиться признания на относительно небольшом секторе рынка за счет разнообразия предлагаемых товаров;

— внедрение новых форм продажного и послепродажного сервиса, чтобы привлечь новые категории потребителей, побудить к более частому использованию товаров и разовой покупке большего количества товаров.

Вторая группа – методы стимулирования сбыта. Это кратковременные меры денежного или материального характера, поощряющие покупку товара.

Стимулирование сбыта имеет многоцелевую направленность. Выбор цели зависит от объекта предстоящего воздействия – потребителя или торгового посредника.

Цели стимулирования сводятся к увеличению числа покупателей или увеличению количества товара, купленного одним и тем же покупателем. К средствам стимулирования продаж для покупателей относятся: образцы на пробу, премии, лотереи, скидки с цены, торговая скидка, купоны, распродажи, игры и конкурсы, клубы потребителей, «этикеточные мероприятия». Торговый посредник, являясь естественным звеном между производителем и потребителем, представляет собой специфический объект стимулирования, выполняющий в данном случае регулирующие функции. При этом цели стимулирования могут быть направлены на то, чтобы:
— придать товару определенный имидж, чтобы сделать его легко узнаваемым;
— увеличить количество товара, поступающего в торговую сеть;

— повысить заинтересованность посредника в активном сбыте той или иной марки и т. д.

Средствами стимулирования сбыта для торговых посредников являются: премии и подарки, торговые премии, компенсации затрат на рекламу, призы, выставки продажи, сувениры, торговые брошюры.

Организации следует постоянно сопоставлять и анализировать альтернативные варианты продажи своего товара, пересматривать цены и скидки в зависимости от происходящих на рынке изменений.

Третья группа– методы рекламы и связей с общественностью.

Реклама – это распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о физических или юридических лицах, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для определенного круга лиц и предназначена формировать или поддерживать интерес к этим физическим или юридическим лицам, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Телевизионная реклама самая массовая и самая дорогая форма рекламы. В настоящее время в России и одна рекламная кампания не будет считаться завершенной без рекламы на телевидении.

Радиореклама является незаменимой частью нашей повседневной жизни. Однако ее основная трудность состоит в том, что довольно трудно выделить из этой аудитории потенциальных покупателей и заставить их слушать именно ту программу, в рамках которой идет реклама. Воздействовать на чувства можно с помощью соответствующих мелодий, шумов и голосов, рисующих захватывающие мысленные образы.

Успех рекламы в газетах и журналах определяется правильным выбором издания, хорошим текстом, броским оформлением текста, хорошим размещением текста на полосе издания, правильным выбором времени публикации и повторяемостью. Для того, чтобы выбрать наиболее подходящее издание необходимо составить перечень всех газет и прочих периодических изданий, способных достигать желаемой группы потенциальных покупателей.

Основной функцией наружной рекламы является подкрепление и дополнение рекламы, размещенной в других средствах массовой информации.

В наружной рекламе главную роль играет фактор повторяемости, поэтому бюджет должен быть составлен из расчета необходимости закупки специально отобранных мест, которые регулярно попадают в поле зрения большого количества людей.

Билет №42.

Модель олигополистического ценообразования: ломаная кривая спроса.

«Ломаная» (или «изгибающаяся») кривая спроса — теория олигополии, характеризующая поведение фирм на рынке в том случае, если они не заключают соглашений при установлении цен. В основе модели лежит предположение о возможной реакции фирм на изменение цен конкурентами. Олигопо-лист будет иметь «ломаную» кривую спроса, если его конкуренты станут поддерживать любое проводимое им понижение цены, но не поддерживать ее повышение.

Равновесие «ломаной» кривой спроса весьма стабильно. Небольшие или средние колебания в издержках не повлекут соответствующего изменения цены или объема выпускаемой продукции. Оптимальным является стабильный уровень в том случае, если он обеспечивает для нескольких фирм удовлетворительные итоговые прибыли.

Недостаток анализируемой модели олигополии состоит прежде всего в том, что «ломаная» кривая спроса объясняет негибкость цены, но не ее первоначальный уровень. Следует также учитывать, что негибкость цен при олигополии, особенно в сторону повышения, опровергается отдельными эмпирическими исследованиями.

Модель ломаной кривой спроса предполагает управле­ние ценообразованием в условиях олигополии, когда при установлении цены олигополистом, не участвующим в тай­ном сговоре, конкуренты игнорируют увеличение цен, но негласно следуют снижению цен. Результатом такого ры­ночного взаимодействия является то, что кривая спроса олигополиста — инициатора изменения цен является сту­пенчатой или ломаной. Кривая предельного дохода в по­добном случае имеет вертикальный разрыв.

Билет №43.

Модель олигополистического ценообразования: лидерство в ценах.

Еще моделью координации ценового поведения олигополистов является ценовое лидерство, при котором один из производителей-продавцов получает признанный другими статус ценового лидера. Он регулирует цену продукции, все другие фирмы следуют за ним. Ценовой лидер принимает на себя риск первым начать приспособление цены к изменяющимся условиям рынка, при этом придерживается следующей тактики:

· устанавливает цену с учетом правила максимизации прибыли MR=МС, чтобы помешать вступлению в отрасль других фирм и сохранить ее олигополистическую структуру;

· цену корректирует не часто (лишь при условии значительного изменения спроса или издержек);

· о надвигающемся пересмотре цен сообщает в отраслевых печатных изданиях.

Обычно различают два основных типа ценового лидерства – лидерство фирмы с существенно более низкими затратами, чем у конкурентов и лидерство фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, но не существенно отличающейся от последователей по уровню затрат.

Билет №44.

Наши рекомендации