Предмет и задачи психологии профессиональной деятельности
Предмет и задачи психологии профессиональной деятельности
Задания:
1. Составить графическую схему связи психологии профессиональной деятельности с другими отраслями психологии.
2. Охарактеризовать задачи курса психологии профессиональной деятельности.
3. Подготовить обзор темы «Современные исследования психологических проблем профессиональной деятельности человека»
4. Заполнить терминологический словарь.
Методы изучения психологии трудовой деятельности.
Задания:
1.Ответить на вопросы:
- Определите понятия надежности, валидности и трудоемкости методов исследования в психологии.
- Какие методы относятся к упорядочению полученной в ходе исследования информации?
- Назвать классификацию методов исследования в психологии трудовой деятельности.
2. Выполнить практическую работу:
Провести определение профессиональных склонностей с помощью диагностической методики«Коммуникативных и организаторскихсклонностей» (КОС-2)
3.Проанализировать резуьтаты диагностики и написать заключение по профессиональным склонностям испытуемого.
4.Заполнить терминологический словарь.
3. Психологическая структура профессиональной деятельности
Задания:
1. Ответить на вопросы:
- Охарактеризуйте признаки труда (по Е. Климову).
- Назовите область применения и особенности методики системного анализа профессиональной деятельности, предложенную В.Д. Шадриковым.
- Назовите основные функции компонентов структуры деятельности.
2. Выполнить практическую работу:
Провести определение профессиональных интересов с помощью диагностической методики«Определение профессиональных интересов» Л.А. Йовайши.
3.Проанализировать резуьтаты диагностики и написать заключение по профессиональным интересам испытуемого
4. Заполнить терминологический словарь.
Эргатическая система и ее функции.
Задания:
1. Подготовить ответы на следующие вопросы:
- Включены ли вы в какую-либо эргатическую систему?
- Как распределены функции в той системе, к которой вы относитесь?
2. Составить схемы для последовательности необходимых эргатических функций для производства такого продукта, как курсовая работа (проект, сочинение) студента;
3. Описать особенности в организации производства плановости и самотеки труда.
4.Заполнить терминологический словарь.
Субъект труда и его развитие.
Задания:
1.Ответить на вопросы:
- Охарактеризуйте компоненты структуры человека как субъекта труда
- В чем отличия психологических признаков труда от других видов деятельности?
- Перечислите периоды развития человека как субъекта труда в онтогенезе.
- Назовите стадии цикла профессионализации (по Е.А.Климову).
- Дайте характеристики источникам профессионального развития личности
2. Выполнить практическую работу:
Провести определение личностных качеств испытуемого с помощью диагностической методики«Многоуровневый личностный опросник» А.Г.Маклаков и С.В.Чермянин.
3. Проанализировать резуьтаты диагностики и написать заключение по профессиональныму предназначению испытуемого.
4.Заполнить терминологический словарь.
Профессиографирование. Профессия и трудовой пост.
Задания:
1.Ответить на вопросы:
- Назовите наиболее известные классификации профессий и их основания.
- Опишите основания и саму классификацию профессий Е.А.Климова.
- Дайте понятие проссиографированию, профессиограмме и психограммы.
2. Выполните упражнение:
Составьте психограмму своей профессии.
3. Выполнить практическую работу:
Провести определение психологической структуры производственной команды с помощью методики «Диагностика функционально-ролевых позиций в управленческой команде»
3.Проанализировать резуьтаты диагностики и написать заключение по ролевой структуре испытуемых.
4. Заполнить терминологический словарь.
Профессиональные конфликты.
Задания:
1. Ответить на вопросы:
- Охарактеризовать основания классификации конфликтов на производстве.
- Перечислить функции конфликтов.
- Оценить известные вам способы разрешения конфликтов.
2. Выполнить практическую работу:
Провести определение стратегий поведения в конфликте испытуемого с помощью диагностической методики«Социально-психологическая диагностика конфликта» К. Томаса
3. Проанализировать резуьтаты диагностики и написать заключение по стратегии поведения испытуемого в конфликте.
4.Заполнить терминологический словарь.
Методика Л.А. Йовайши
Цель работы: изучение методов определения и анализа профессиональных интересов; формированиеумений и навыковопределения склонностей и интересов к различным сферам профессиональной деятельности личности.
Основные понятия.
Для эффективной профориентационной работы часто необходимо выявить внутренние психологические тенденции, которые лежат в основе профессионального выбора личности. Наиболее распространенной научной точкой зрения является рассмотрения интереса как эмоционально окрашенного стремления личности к определенному виду деятельности. Интерес порождает склонность, которая является реализацией интереса к конкретной деятельности. Интерес связанс направленностью на познание каких-либо явлений, а склонность – с деятельностью.
Интерес – этим термином обозначают чаще такие понятия как внимание, любопытство, сосредоточение, озабоченность, целенаправленность, осведомленность, желание.
Склонность – этим термином обозначают любую сильную, постоянную тенденцию к действию. Чаще склонность является врожденным качеством.
Инструкция: Вам предлагаются вопросы, основанные на выборе ваших предпочтений. Не задумываясь долго над ними, поставьте на листе ответов рядом с буквами «а» и «б» цифру, которая соответствует вашему выбору:
0 – полностью отвергается;
1 – скорее отвергается, чем принимается;
2 – скорее принимается, чем отвергается;
3 – полностью принимается.
Лист ответов:
№ вопроса | А | Б | В | Г | Д | Е |
а | б | |||||
а | б | |||||
б | а | |||||
б | а | |||||
б | а | |||||
а | б | |||||
б | а | |||||
б | а | |||||
б | а | |||||
б | а | |||||
а | б | |||||
б | а | |||||
а | ||||||
б | а | |||||
б | а | |||||
а | б | |||||
а | б | |||||
а | б | |||||
а | б | |||||
б | а | |||||
б | а | |||||
б | а | |||||
а | б | |||||
а | б | |||||
а | б | |||||
б | а | |||||
а | б | |||||
а | б | |||||
б | а | |||||
б | а | |||||
Сумма |
Опрсник;
1.Вы считаете, что важнее:
а – много знать или
б – создавать материальные блага?
2. Что вас больше всего привлекает при чтении книг:
а – прекрасный литературный стиль или
б – яркое изображение смелости и храбрости героя?
3. Какая награда вас больше бы обрадовала:
а – за научное изобретение или
б – за общественную деятельность?
4. Если бы вам представилась возможность занять определенный пост, какой бы вы выбрали:
а- директора магазина или
б – главного инженера завода?
5. Что, на ваш взгляд, следует больше ценить у участников художественной самодеятельности:
а – то, что они несут людям искусство и красоту или
б – то, что они выполняют общественно – полезную работу?
6. Какая, на ваш взгляд деятельность человека будет иметь доминирующее значение в будущем:
а – физика или
б - физическая культура?
7. Если бы вам предоставили пост директора школы, на что бы вы обратили большее внимание:
а – на создание необходимых удобств (образцовая столовая, комната отдыха) или
б – на создание сплоченного коллектива?
8. Вы на выставке. Что больше всего вас привлекает в экспонате:
а – цвет, совершенство форм или
б – их внутреннее устройство, из чего они сделаны?
9. Какие черты характера вам больше всего нравятся в человеке:
а – мужество, смелость, выносливость или
б – дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти?
10. Представьте, что вы профессор университета. Какому предмету вы отдали бы предпочтение в свободное от работы время:
а – занятия литературой или
б - опытам по физике, химии?
11. Вам предоставляется возможность совершить путешествие в разные страны. В качестве кого вы бы охотнее поехали:
а – как известный спортсмен на международные соревнования или
б – как известный специалист внешней торговли с целью покупки товаров для нашей страны?
12. В газете две статьи разного содержания. Какая из них вызвала бы у вас больший интерес:
а – статья о машине нового типа или
б – статья о новой научной теории?
13. Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает ваше внимание:
а – слаженность ходьбы, бодрость, грациозность участников парада или
б – внешнее оформление колон (знамена, одежда)
14. Представьте, что у вас много свободного времени. Чем бы вы охотнее занялись:
а – практическим трудом, что-нибудь смастерить своими руками или
б – общественной работой на добровольных началах?
15. Какую выставку вы с удовольствием бы посмотрели:
а – выставку новых продовольственных товаров или
б – выставку новинок научной аппаратуры из области физики, химии, биологии?
16. Если бы в вашей школе было только 2 кружка, какой бы вы выбрали:
а – технический или
б - музыкальный?
17. Как вам кажется , на что стоит обратить больше внимание:
а – на успеваемость учащихся, т.к. это необходимо для их будущего или
б – на спорт, т.к. это нужно для укрепления их здоровья?
18. Какие журналы вы с большим удовольствием читали бы:
а – научно-популярные или
б – литературно-художественные?
19. Какая работа на свежем воздухе вас больше бы привлекла:
а – работа с машинами или
б – «ходячая» работа (агроном, лесничий, дорожный мастер)?
20. Какая, на ваш взгляд, задача школы важнее всего:
а – подготовить учащихся к практической деятельности, к умению создавать материальные блага или
б – подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они могли помогать другим в этом?
21. Жизнь и деятельность каких выдающихся ученых вам более интересна:
а – Попова и Циолковского или
б – Менделеева, Павлова?
22. Что важнее для человека:
а – создавать себе благополучный быт или
б – жить без некоторых удобств, но иметь возможность пользоваться сокровищницей искусства, создавать произведения искусства?
23. Для благополучного будущего человечества важнее:
а – правосудие или
б – техника?
24. Какую из 2-х книг вы бы прочли с большим удовольствием:
а – книгу о достижениях спортсменов или
б – книгу о развитии промышленности?
25. Что принесет больше пользы обществу:
а – забота о благосостоянии людей или
б – изучение поведения людей?
26. Служба быта оказывает людям разные услуги (шьет одежду, ремонтирует обувь). Считаете ли вы необходимым:
а – и впредь развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людей или
б – лучше создавать такую технику, которой можно было бы самим воспользоваться в быту?
27. Какие лекции вы слушали бы с большим удовольствием:
а – о выдающихся ученых или
б – о выдающихся художниках?
28. Какого характера научную работу вы выбрали бы:
а – работу с книгами в библиотеке или
б – работу на свежем воздухе?
29. Что бы вас больше заинтересовало в печати:
а – сообщение о выигрыше в денежно-вещевой лотереи или
б – сообщение о состоявшейся художественной выставке?
30. Вам предоставлен ограниченный выбор профессии. Какой из них вы бы отдали предпочтение:
а- физической культуре или другой работе, связанной с движением или
б – работе малоподвижной, но по созданию новой техники?
Обработка и интерпретация результатов:
Подсчитайте общее количество баллов в каждой вертикальной колонке и посмотрите, к чему у испытуемого выявилась большая склонность:
А – склонность к работе с людьми;
Б – склонность к умственному труду;
В – склонность к работе на производстве;
Г – склонность к эстетике и искусству;
Д – склонность к подвижным видам деятельности;
Е – склонность к экономической деятельности.
Задание:
* Исследовать профессиональные склонности.
* Проанализировать полученные результаты, и с их помощью составить анализ соответствия профессиональных склонностей выбранной специальности.
* Оформить отчет письменно.
Диагностическая методика к занятию № 5
ТАБЛИЦА ИДЕНТИФИКАЦИИ ТИПОВ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ
Вопросы | Типы трудовой мотивации, идентифицируемые соответствующими вариантами (номерами) ответов | ||||
ИН | ПР | ПА | ХО | ЛЮ | |
10) 2 | |||||
10) 3 | |||||
10) 4 | |||||
10) 5 | |||||
10) 6 | |||||
10) 7 | |||||
10) 8 | |||||
10) 9 | |||||
3; 1 | |||||
4;7 | 1;4;7 | 1;2;4;5 | 1;2;4 | 2;5 | |
18) 1 | 3;7 | ||||
18) 2 | 4;6 | 3;5 | 1;3 | 7;8 |
Обработка данных теста осуществляется с помощью специальной таблицы идентификации типов трудовой мотивации. После обработки анкеты производится расчет индивидуального мотивационного профиля опрашиваемого. Все данные заносятся в таблицу идентификации типов трудовой мотивации. Далее необходимо подсчитать, сколько раз встречается в проставленных кодах определенный тип мотивации.
Задание:
* Исследовать особенности мотивационной направленности испытуемого.
* Проанализировать полученные результаты, на их основании построить предполагаемый прогноз о тех типах мотивационной направленности испытуемого, которые могут проявиться если, ситуация в организации значимо изменится.
* Оформить отчет письменно.
Ключ
Жизнеобеспечение – ответы : 1а,б; 2а, 3а, 4е, 5а, 6з, 8а, 10д, 11а, 12а.
Комфорт – ответы : 1е, 2г, 7вг, 8вз, 9вге, 10г, 11д, 12де.
Общение – ответы : 1в, 2д, 3в, 4бв, 7бз, 8бг, 9дз, 10а, 11г, 12в.
Сумма всех баллов по этим шкалам характеризует общежитейскую направленность личности.
Общая активность (Д) – ответы : 1г,з, 4аг, 5з, 6абг, 7д, 9б, 10в, 12з.
Творческая активность (ДР) – ответы: 1жз, 2еж, 3ж, 4д, 5де, 6е, 7еж, 8дж, 10ж, 11з, 12г.
Социальная полезность (ОД) – ответы : 1д, 2з, 3гд, 4вж, 5гж, 6ж, 8е, 9ж, 10бе, 11еж, 12ж.
Суммы баллов по этим шкалам характеризует «рабочую» направленность личности.
Задание:
* Исследовать особенности мотивационной направленности испытуемого.
* Проанализировать полученные результаты.
* Оформить отчет письменно.
Предмет и задачи психологии профессиональной деятельности
Задания:
1. Составить графическую схему связи психологии профессиональной деятельности с другими отраслями психологии.
2. Охарактеризовать задачи курса психологии профессиональной деятельности.
3. Подготовить обзор темы «Современные исследования психологических проблем профессиональной деятельности человека»
4. Заполнить терминологический словарь.