Типы и элементы стратегического развития предприятия

2 основных подхода к пониманию сути стратегии:

1) Концепция централизованного планирования.

Стратегия – план достижения конкретной долгосрочной цели, а разработка стратегии заключается в выборе цели и составлении долгосрочного плана.Заключается в разработке системы целей, которые должны быть достигнуты в определенный период времени. После этого составляется план мероприятий по достижению этих целей. Основывается на том, что все изменения во внутренней и внешней среде предприятия является управляемыми (регулируемыми руководством предприятия).

2) Концепция свободного развития предприятия.

Исключается возможность влияния на изменения во внешней и внутренней среде. Предусматривается свобода выбора участников хозяйственной деятельности с учетом изменяющейся ситуации.

Стратегия – это траектория движения предприятия в перспективном периоде, определяющая направление развития, сферы деятельности, систему взаимоотношений предприятия с другими субъектами и приводящая предприятие к достижению его целей.

Стратегии можно разделить

1) Деловая (корпоративная) стратегия предприятия

Относится к развитию предприятия в целом, представляет собой его развитие как системы

2) Функциональная стратегия предприятия. Для обозначения конкретной функции предпр в рамках корпорат страт-и. Функц стратегии отражают также степень проникновения идей стратегического

планирования с высшего уровня управления на низший.

Виды стратегических альтернатив

- Стратегия концентрированного (ограниченного роста). Сюда относятся стратегии, которые связаны с изменением продукта или рынка. Например, стратегия развития продукта, стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка (как товарного, так и регионального).

- Стратегия интегрированного роста. Они реализуются путем ежегодного значительного роста объемов продаж. Пример: стратегия обратной вертикальной интеграции: рост предприятия достигается за счет установления контроля над поставщиками; стратегия предшествующей вертикальной интеграции: приобретение, создание или установление контроля над хозяйствующими субъектами, находящимися между предприятием и конечными потребителями продукции.

- Стратегия диверсифицированного роста. Эти стратегии реализуются тогда, когда предприятие не может развиваться на данном рынке с выпускаемым продуктом в данной стране. Предприятие проводит диверсификацию.

1. Стратегия концентрической диверсификации – производство новых товаров на базе существующего бизнеса.

2. Стратегия горизонтальной диверсификации предполагает рост предприятия на существующем рынке за счет освоения новой продукции, требующей технологии, отличной от используемой.

3. Стратегия конгломератной диверсификации – предприятие расширяется за счет выпуска продукции, технологически не связанной с традиционно выпускаемыми на этом предприятии продуктами. Эти продукты выпускаются на новые рынки.

- Стратегия сокращения – используется при необходимости реструктуризации предприятия или в целях повышения эффективности деятельности в периоды спада.

1. Стратегия ликвидации – ликвидация убыточных подразделений предприятия.

2. Стратегия сокращения расходов: прежде всего, сокращение постоянных затрат, но может быть и упрощение выпускаемой продукции.

3. Стратегия сокращения численности персонала – заключается в оптимизации штата.

4. Стратегия быстрого успеха – основана на ценовой конкуренции и заключается в снижении цены на продукцию для выигрыша в ценовой конкуренции.

Технология планирования стратегий

Этапы стратегического планирования

1) Оценка текущей стратегии2) Анализ портфеля продукции3) Выбор стратегии

4) Оценка выбранной стратегии5) Разработка стратегического плана 6) Разработка системы бизнес планов

(1) Оценка текущей стратегии Определяются виды реализуемых стратегий, в каком состоянии предприятие, насколько эффективны стратегии:

Вопросы:- какова структура потребностей, порождающих спрос в данной отрасли- какие характеристики продукта могут привести к завоеванию рынка- какие входные и выходные барьеры существуют в отрасли

- какие ключевые факторы успеха существуют в данной отрасли

На основе ответов на вопросы проводятся анализ рынков и отраслей, в которых работает предприятие (определяется прибыльность деятельности, риск, насколько корпоративная стратегия предприятия соответствует возможности работать на этих рынках, в этих отраслях).

(2) Анализ портфеля продукции. Подэтапы:

1. Выбор уровней анализа (группы продукции, виды прод, модификация прод)2. Выделение объектов анализа3. Определение показателей, применяемых при анализе портфеля продукции4. Сбор, систематизация и анализ данных5. Комплексная оценка существующего портфеля продукции предприятия

(3) Выбор стратегии:Осуществляется на основе:

- Ключевые факторы успеха, характеризующие стратегию, например: преимущества фирмы и отрасли, интересы собственника и руководства предприятия, доступ к источникам финансирования и финансовые ресурсы; степень зависимости предприятия от внешней среды; квалификация менеджеров предприятия

- Результаты анализа портфеля продукции

- Альтернативные варианты стратегии

(4) Оценка выбранной стратегии:Эта оценка позволяет определить, приведет ли выбранная стратегия к достижению поставленных целей. Если да, то проводится дополнительный анализ, чтобы установить:

- во-первых, соответствие стратегии состоянию внутренней и внешней среды предприятия (динамика рынка, жизненный цикл продукции, конкурентные преимущества и недостатки)

- во-вторых, соответствие стратегии потенциалу фирмы

- в-третьих, приемлемость риска, заложенного в стратегию.

Если нет, то необходимо снова вернуться ко второму этапу.

(5) Разработка стратегического плана:Стратегический план может иметь разный характер:

- Наступательный (активное быстрое развитие предприятия, освоение новой продукции, выход на новые рынки, расширение хозяйственной деятельности)

- Направленный на удержание достигнутых на рынке позиций (мероприятия, направленные на предупреждение негативных влияний внешней среды)

Основные разделы стратегического плана:

- миссия фирмы- продукция- конкуренты- территориальные рынки- ресурсы (по видам)- инвестиции

- инновации

(6) Разработка системы бизнес-планов:

Бизнес план представляет собой часть стратегического плана. Содержит лишь некоторые цели развития фирмы и примерный объем инвестиций для достижения цели. Бизнес-план имеет четко очерченные временные границы.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОДАЖ

Цели и задачи планирования продаж

Основная цель планирования продаж – своевременно предложить покупателю такую номенклатуру товаров и услуг, кот. 1) наиболее полно удовлетворяла их потребности и,2) в целом соответствовала профилю производственной деятельности предприятия.

Задачи планирования продаж:

1. Определение существующих и перспективных потребностей покупателей; исследование закономерностей поведения покупателей на рынке и анализ способов использования товаров.

2. Критическая оценка продукции предприятия со стороны покупателя (опросы, анкетирование).

3. Оценка продукции конкурентов (на основе этого – решение о том, какие продукты производить, а какие исключить из производственной программы).4. Изучение новых и модернизации существующих товаров.

5. Прогнозирование возможных объемов продаж, цен, с/с, рентабельности.6. Разработка рекомендаций производственным подразделениям относительно потребительских свойств продукции, дизайна, упаковки, перепродажного и послепродажного обслуживания клиентов.

Наши рекомендации