Р и с. 2. Модель представления процессов с помощью методологии IDEF0
На рис. 3 представлена IDEF0- диаграмма процесса закупок.
Р и с. 3. IDEF0-диаграмма процесса закупок:
ЖЦП - жизненный цикл продукции; СМ - сырьё и
материалы для производства партии продукции
Количество уровней детализации процесса определяется целями моделирования и спецификой операционного процесса.
Документирование процессов осуществляется с помощью карт процессов. Это способствует достижению их соответствия установленным требованиям, обеспечению воспроизводимости и прослеживаемости, оцениванию их результативности и эффективности, а также достижению уровня необходимой подготовки персонала.
Карта процесса – нормативный документ, определяющий цель процесса и содержащий общие требования к последовательности действий в процессе, входы в процесс, выходы из процесса, определяющий требуемые ресурсы для функционирования процесса, критерии подлежащие измерению, методы и средства передачи информации о процессе.
В приложении Б представлена карта процесса «Управление персоналом» в вузе.
Порядок выполнения работы
1. Определите процесс для проведения анализа (выбор процесса делается студентом самостоятельно или по указанию преподавателя).
2. Изучите входы, выходы этого процесса, необходимые ресурсы и требования.
3. Разработайте алгоритм проектирования процесса.
4. Разработайте карту процесса
Требования к отчету
Отчет оформляется на листах формата А-4, размеры полей (не менее): левое – 25 мм, правое – 15 мм, верхнее – 15 мм, нижнее – 20 мм. Текст следует размещать на одной стороне листа бумаги. Образец титульного листа представлен в приложении В.
Отчет включает в себя алгоритм проектирования процесса, карту процесса и ответы на вопросы теста.
Защита лабораторной работы проводится в устной форме.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение операционного процесса. Приведите примеры операционных систем.
2. В чем заключается сущность процессного подхода?
3. По каким признакам может проводиться классификация процессов? Приведите примеры различных типов процессов
В чем заключается иерархический подход к рассмотрению основных процессов?
4. Каковы правила построения алгоритма проектирования процесса?
5. В чем заключается сущность методологии IDEF0 идентификации процессов?
6. Что представляет собой карта процесса?
Литература
1. Сухинин, В.П. Стратегический менеджмент [Текст] / В.П. Сухинин, М.В. Горшенина.- Сызрань: Сф СамГТУ, 2010.
2. Горшенина, М.В. Управление изменением [Текст] / М.В. Горшенина, В.П. Сухинин.- Самара: Изд-во СамГТУ, 2007.
3. Горшенина, М.В. Основы проектирования образовательных систем с позиций качества [Текст]/ М.В. Горшенина, Ю.Н. Кривушкин, В.П. Сухинин. – М.: Открытый мир, 2007. 224 с.
ТЕСТ
К какому типу операционного процесса можно отнести производство мебели по индивидуальному заказу?
а) проект б) непрерывное производство в) мелкосерийное производство
г) крупносерийное производство д) индивидуальное производство
К какому типу операционного процесса можно отнести производство электроэнергии?
а) проект б) непрерывное производство в) мелкосерийное производство
г) крупносерийное производство д) индивидуальное производство