С позиции процессного подхода
Методические указания к выполнению лабораторной работы
по дисциплине «Теория менеджмента»
Сызрань 2012
УДК 65
Методические указания к выполнению лабораторных работ/М.В. Горшенина, Е.Ю. Фирсова; Самар. гос. техн. ун-т., филиал в г. Сызрани. Сызрань, 2012. 16 с.
Методические указания содержат сведения о содержании лабораторной работы по дисциплине «Теория менеджмента» и даются методические рекомендации по её выполнению.
Данные методические указания адресованы студентам, обучающимся по направлению 080200– менеджмент.
Лабораторная работа №6
Исследование операций с позиции процессного подхода
Цель работы: формирование готовности идентифицировать операционные процессы с помощью методологии IDEF0.
Методы исследования и инструментарий: процессный подход, метод IDEF0,схема «вход-выход».
Понятие операции
Операционный процесс или просто операции - это деятельность по преобразованию ресурсов в товары и услуги.
Операционный процесс включает в себя взаимодействие людей и технологий, взаимозависимость продуктов и операционного процесса.
Операционный процесс может стать источником конкурентных преимуществ, поэтому успех любой организации зависит от того, насколько эффективно менеджеры управляют операциями.
Для определения операции можно рассмотреть простую модель «вход - выход» (рис. 1). Модель оказывается полезной для осмысления того, как ресурсы преобразуются в товары и услуги. Главными составляющими модели преобразования являются ресурсы, процессы, выходы.
Вход | Преобразование | Выход | ||||||||||
Ресурсы | Операции | Товары, услуги |
Р и с. 1. Модель «вход- выход»
Ресурсы можно разделить на два класса.
1. Ресурсы, которые сами подвергаются преобразованиям и входят в выходные продукты:
- материалы (сырье);
- информация.
2. Ресурсы, необходимые для преобразования, но не являющиеся сами частью выходных продуктов:
- основные средства – машины, оборудование, здания, земля;
- расходные материалы – безвозвратно расходуемые ресурсы, требующие затрат средств;
- люди – работники, осуществляющие операцию.
В зависимости от типа основных ресурсов и места выполнения операционные процессы можно разделить на 3 вида:
- завод - преимущественно обработка материалов;
- офис - преимущественно обработка информации;
- магазин - преимущественно обслуживание потребителей.
Полезно также классифицировать операции по типу контактов с потребителем и отличать операции, связанные с непосредственным воздействием на потребителя (магазин), и операции, не предусматривающие непосредственного воздействия (завод, офис).
Выходные продукты процессов преобразования обычно разделяются на товары и услуги. Товары - это материальный результат процесса. Они создаются до того, как их получит потребитель. Их можно складировать, дать качественные характеристики, для их производства требуется большое количество оборудования и сравнительно малые затраты человеческого труда.
Услуги - это нематериальные результаты процесса. Услуги нельзя хранить, они предоставляются потребителям в процессе их производства, и качество услуг оценить очень трудно.