Сектор государственного управления

В среднесрочной перспективе уровень валового располагаемого дохода сектора государственного управления практически не изменится и оценивается в 25,4-25,6% ВВП в 2012-2014 годах. Это будет обусловлено действием следующих разнонаправленных факторов. Во-первых, увеличится относительная величина чистых налогов на производство и импорт, включающая НДС, акцизы, таможенные пошлины, НДПИ и платежи за пользование природными ресурсами. Она возрастет до 20,7% ВВП в 2014 году против 20,5%ВВП в 2011 году. Во-вторых, с 2012 года при сокращении ставки страховых взносов с 34% до 30% вновь восстановится тенденция нарастания отрицательного баланса между отчислением на социальное страхование и выплатам по социальным пособиям, который увеличится с 4% ВВП в 2011 году до 4,1% ВВП в 2014 году. Поскольку этот баланс формирует основной объем чистых текущих трансфертов, то их относительный размер сократится. К 2014 году величина чистых текущих трансфертов, полученных сектором государственного управления, сократится до 3,8% ВВП против 4,6% ВВП в 2011 году.

Ресурсы и их использование по сектору государственное управление (S.13)

(в % к произведенному ВВП)

  Коды
I Ресурсы          
Валовой располагаемый доход B.6 26,3 25,4 25,3 25,6
Чистые налоги на производство и импорт D.2+D.3 20,5 20,5 20,5 20,7
Валовая прибыль экономики B.2g 0,5 0,5 0,5 0,5
Чистые доходы от собственности D.4 0,6 0,6 0,5 0,6
Чистые текущие трансферты   4,6 3,8 3,7 3,8
II Использование          
Расходы на конечное потребление P.3 18,7 19,2 20,1 20,5
III Изменение в обязательствах и чистой стоимости капитала          
Валовое сбережение B.8 7,6 6,2 5,2 5,1
Чистые капитальные трансферты D.9 -2,9 -2,7 -2,6 -2,3
IV Изменение в активах          
Валовое накопление P.5 4,2 3,8 3,7 3,4
Приобретение за вычетом выбытия непроизведенных нефинансовых активов K.2 -0,1 -0,1 -0,1 -0,1
Чистое кредитование (+), чистое заимствование (-) B.9 0,6 -0,3 -1,0 -0,6
V Изменения в обязательствах и финансовых активах          
Нефинансовые корпорации S.11 0,1 0,4 0,3 0,4
Финансовые корпорации S.12 0,7 -0,4 -1,0 -0,7
Остальной мир S.2 -0,2 -0,3 -0,3 -0,3

Исходя из проекта основных направлений бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов, относительная величина расходов федерального бюджета будет сокращаться. В 2011 году они оцениваются в 20,7% ВВП, а к 2014 году снизятся до 19,5% ВВП. Несмотря на снижение бюджетных назначений, расходы сектора государственного управления на конечное потребление увеличатся до 20,5% ВВП в 2014 году против ожидаемых 18,7% ВВП в 2011 году. Это будет вызвано изменением структуры расходов и их наращиванием в пользу национальной обороны и национальной безопасности и правоохранительной деятельности.

При принятом сценарии увеличения расходов на конечное потребление по сравнению с относительно устойчивой величиной располагаемого дохода уровень сбережениягосударства сократится с 7,6% ВВП в 2011 году до 5,1% ВВП в 2014 году (в предкризисном 2008 году – 13,2% ВВП). При этом сектор государственного управления, при планируемом увеличении объемов инвестиционных расходов, в среднесрочной перспективе станет вновь чистым заемщиком, а величина чистого заимствования составит 0,6% ВВП к 2014 году против чистого кредитования 0,6% ВВП в 2011 году.

Кредиторами сектора в прогнозном периоде будут финансовые корпорации (размер кредитования увеличится с 0,4% ВВП в 2012 году до 0,7 % ВВП в 2014 году) и остальной мир (величина кредитования будет стабильной в размере 0,3% ВВП). При этом заемщиками останутся нефинансовые корпорации, однако величина заимствования будет незначительной (0,3-0,4% ВВП).

Сектор домашних хозяйств

Оплата труда наемных работников – основной источник доходов домашних хозяйств – в структуре формирования ВВП по доходам к 2014 году в относительном выражении незначительно снизится – до 49,2% ВВП против 49,4% ВВП в 2011 году. Ускоренный рост заработной платы, характерный для предкризисных лет (в 2002-2008 гг. средний темп ее роста составил 27,6%) сменится замедлением среднегодовой динамики до 10-11% в год. Кроме того, скажется и снижение максимального тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34% до 30%, взимаемых с выплат в пользу физических лиц в размере до установленной предельной величины в 512 тыс. рублей в 2012 году и до 567 тыс. рублей в 2013 году (несмотря на установление тарифа страховых взносов для сумм, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов в размере 10 процентов).

Относительная величина чистых доходов от собственности, полученных домашними хозяйствами, снизится, составив 3,8% ВВП в 2014 году (против 4,2% ВВП в 2011 году). Это станет следствием прироста объемов заимствований населением на фоне замедления темпов прироста их финансовых активов в прогнозном периоде.

В результате относительная величина валового располагаемого дохода домашних хозяйств снизится с 60,4% ВВП в 2011 г. до 59,4% ВВП в 2014 году. Относительно низкие темпы роста доходов и стремление повысить уровень потребления приведут к снижению нормы сбережения домашних хозяйств с 17,8% от объема их валового располагаемого дохода в 2011 году до 13,6% к 2014 году. Соответственно, увеличится доля располагаемого дохода, направляемого на потребление, с 82,2% в 2011 году до 86,4% в 2014 году, что приведет к повышению расходов на конечное потребление домашних хозяйств в общих ресурсах экономики с 49,6% ВВП в 2011 году до 51,3% ВВП в 2014 году.

В период кризиса уровень сбережений домашних хозяйств резко увеличился, достигнув, по предварительной оценке, в 2011 году 10,9% ВВП. Значительный объем накопленных свободных ресурсов будет способствовать наращиванию населением расходов инвестиционного характера. Ожидается, что относительная величина валового накопления домашних хозяйств увеличится до 5,8% ВВП к 2014 году (против 5,1% ВВП в 2011 году).

Наши рекомендации