Сектор государственного управления
В среднесрочной перспективе уровень валового располагаемого дохода сектора государственного управления практически не изменится и оценивается в 25,4-25,6% ВВП в 2012-2014 годах. Это будет обусловлено действием следующих разнонаправленных факторов. Во-первых, увеличится относительная величина чистых налогов на производство и импорт, включающая НДС, акцизы, таможенные пошлины, НДПИ и платежи за пользование природными ресурсами. Она возрастет до 20,7% ВВП в 2014 году против 20,5%ВВП в 2011 году. Во-вторых, с 2012 года при сокращении ставки страховых взносов с 34% до 30% вновь восстановится тенденция нарастания отрицательного баланса между отчислением на социальное страхование и выплатам по социальным пособиям, который увеличится с 4% ВВП в 2011 году до 4,1% ВВП в 2014 году. Поскольку этот баланс формирует основной объем чистых текущих трансфертов, то их относительный размер сократится. К 2014 году величина чистых текущих трансфертов, полученных сектором государственного управления, сократится до 3,8% ВВП против 4,6% ВВП в 2011 году.
Ресурсы и их использование по сектору государственное управление (S.13)
(в % к произведенному ВВП)
Коды | |||||
I Ресурсы | |||||
Валовой располагаемый доход | B.6 | 26,3 | 25,4 | 25,3 | 25,6 |
Чистые налоги на производство и импорт | D.2+D.3 | 20,5 | 20,5 | 20,5 | 20,7 |
Валовая прибыль экономики | B.2g | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Чистые доходы от собственности | D.4 | 0,6 | 0,6 | 0,5 | 0,6 |
Чистые текущие трансферты | 4,6 | 3,8 | 3,7 | 3,8 | |
II Использование | |||||
Расходы на конечное потребление | P.3 | 18,7 | 19,2 | 20,1 | 20,5 |
III Изменение в обязательствах и чистой стоимости капитала | |||||
Валовое сбережение | B.8 | 7,6 | 6,2 | 5,2 | 5,1 |
Чистые капитальные трансферты | D.9 | -2,9 | -2,7 | -2,6 | -2,3 |
IV Изменение в активах | |||||
Валовое накопление | P.5 | 4,2 | 3,8 | 3,7 | 3,4 |
Приобретение за вычетом выбытия непроизведенных нефинансовых активов | K.2 | -0,1 | -0,1 | -0,1 | -0,1 |
Чистое кредитование (+), чистое заимствование (-) | B.9 | 0,6 | -0,3 | -1,0 | -0,6 |
V Изменения в обязательствах и финансовых активах | |||||
Нефинансовые корпорации | S.11 | 0,1 | 0,4 | 0,3 | 0,4 |
Финансовые корпорации | S.12 | 0,7 | -0,4 | -1,0 | -0,7 |
Остальной мир | S.2 | -0,2 | -0,3 | -0,3 | -0,3 |
Исходя из проекта основных направлений бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов, относительная величина расходов федерального бюджета будет сокращаться. В 2011 году они оцениваются в 20,7% ВВП, а к 2014 году снизятся до 19,5% ВВП. Несмотря на снижение бюджетных назначений, расходы сектора государственного управления на конечное потребление увеличатся до 20,5% ВВП в 2014 году против ожидаемых 18,7% ВВП в 2011 году. Это будет вызвано изменением структуры расходов и их наращиванием в пользу национальной обороны и национальной безопасности и правоохранительной деятельности.
При принятом сценарии увеличения расходов на конечное потребление по сравнению с относительно устойчивой величиной располагаемого дохода уровень сбережениягосударства сократится с 7,6% ВВП в 2011 году до 5,1% ВВП в 2014 году (в предкризисном 2008 году – 13,2% ВВП). При этом сектор государственного управления, при планируемом увеличении объемов инвестиционных расходов, в среднесрочной перспективе станет вновь чистым заемщиком, а величина чистого заимствования составит 0,6% ВВП к 2014 году против чистого кредитования 0,6% ВВП в 2011 году.
Кредиторами сектора в прогнозном периоде будут финансовые корпорации (размер кредитования увеличится с 0,4% ВВП в 2012 году до 0,7 % ВВП в 2014 году) и остальной мир (величина кредитования будет стабильной в размере 0,3% ВВП). При этом заемщиками останутся нефинансовые корпорации, однако величина заимствования будет незначительной (0,3-0,4% ВВП).
Сектор домашних хозяйств
Оплата труда наемных работников – основной источник доходов домашних хозяйств – в структуре формирования ВВП по доходам к 2014 году в относительном выражении незначительно снизится – до 49,2% ВВП против 49,4% ВВП в 2011 году. Ускоренный рост заработной платы, характерный для предкризисных лет (в 2002-2008 гг. средний темп ее роста составил 27,6%) сменится замедлением среднегодовой динамики до 10-11% в год. Кроме того, скажется и снижение максимального тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34% до 30%, взимаемых с выплат в пользу физических лиц в размере до установленной предельной величины в 512 тыс. рублей в 2012 году и до 567 тыс. рублей в 2013 году (несмотря на установление тарифа страховых взносов для сумм, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов в размере 10 процентов).
Относительная величина чистых доходов от собственности, полученных домашними хозяйствами, снизится, составив 3,8% ВВП в 2014 году (против 4,2% ВВП в 2011 году). Это станет следствием прироста объемов заимствований населением на фоне замедления темпов прироста их финансовых активов в прогнозном периоде.
В результате относительная величина валового располагаемого дохода домашних хозяйств снизится с 60,4% ВВП в 2011 г. до 59,4% ВВП в 2014 году. Относительно низкие темпы роста доходов и стремление повысить уровень потребления приведут к снижению нормы сбережения домашних хозяйств с 17,8% от объема их валового располагаемого дохода в 2011 году до 13,6% к 2014 году. Соответственно, увеличится доля располагаемого дохода, направляемого на потребление, с 82,2% в 2011 году до 86,4% в 2014 году, что приведет к повышению расходов на конечное потребление домашних хозяйств в общих ресурсах экономики с 49,6% ВВП в 2011 году до 51,3% ВВП в 2014 году.
В период кризиса уровень сбережений домашних хозяйств резко увеличился, достигнув, по предварительной оценке, в 2011 году 10,9% ВВП. Значительный объем накопленных свободных ресурсов будет способствовать наращиванию населением расходов инвестиционного характера. Ожидается, что относительная величина валового накопления домашних хозяйств увеличится до 5,8% ВВП к 2014 году (против 5,1% ВВП в 2011 году).