Производство промышленной продукции
Производство промышленной продукции в прогнозный период по-прежнему будет сконцентрировано в 14 экономически развитых субъектах Российской Федерации – в республиках Татарстан и Башкортостан, Красноярском и Пермском краях, Кемеровской, Московской, Нижегородской, Самарской, Свердловской и Челябинской областях, г. Москве и г. Санкт-Петербурге, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. На их долю в 2012-2014 гг. будет приходиться более 50% общего объема отгруженной продукции, выполненных работ и услуг собственными силами на территории Российской Федерации.
Промышленная политика большинства регионов будет направлена на модернизацию промышленного комплекса за счет развития технологического потенциала, техническое перевооружение, внедрение современного оборудования, формирование инновационных и конкурентоспособных производств, ввод в эксплуатацию новых мощностей, освоение новых видов продукции и рынков сбыта, улучшение ассортимента и качества выпускаемой продукции, а также применение энерго- и ресурсосберегающих технологий.
Наметившаяся в 2010 году тенденция к восстановлению докризисных объемов реализации произведенной продукции в промышленном комплексе, как наиболее пострадавшем от последствий кризисных явлений, в прогнозный период будет сохранена.
Так, в 2012-2014 гг. во всех федеральных округах Российской Федерации и во всех субъектах Российской Федерации прогнозируется превышение объемов отгрузки промышленной продукции, выполненных работ и услуг собственными силами уровня 2010 года[5], за исключением Ненецкого автономного округа (96,4% в 2012 году и 90,8% в 2014 году к уровню 2010 года), которому не удастся в прогнозный период достичь уровня базового года, преимущественно за счет снижения объемов добычи нефти в регионе.
Наиболее высокий прирост совокупного объема отгрузки промышленной продукции, выполненных работ и услуг собственными силами в 2012 и 2014 году к уровню 2010 года прогнозируется в Центральном федеральном округе – на 17,2% и на 34,7% соответственно. Наименьший прирост отгрузки ожидается в Северо-Кавказском федеральном округе (на 7,9% и на 23,7% соответственно).
Прирост отгрузки промышленной продукции будет обеспечен по всем видам экономической деятельности, при этом максимальные темпы роста отгрузки промышленной продукции, выполненных работ и услуг прогнозируются по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства».
На фоне восстановленной в большинстве регионов России в 2010 году положительной динамики отгрузки продукции промышленного производства в прогнозный период будет наблюдаться усиление межрегиональной дифференциации по темпам ее роста, что особенно проявится к 2014 году.
Среди регионов наибольшие темпы роста отгрузки продукции промышленного производства в среднесрочной перспективе по отношению к уровню 2010 года ожидаются в Чувашской (131,3% в 2012 году и 164% в 2014 году) и Чеченской республиках (127% и 203%), Республике Ингушетия (128,4% и 176,5%), Калужской (155,9% и 195,9%), Калининградской (135,5% и 158,2%), Московской (127,8% и 160,8%) и Тверской (127,1% и 158,5%) областях. В 2014 году группу регионов с максимальными темпами роста дополнят также Республика Тыва и Тюменская область (290,7% и 172,7% соответственно к уровню 2010 года).
Увеличение загрузки мощностей и наращивание объемов производства на имеющихся производствах (производство транспортных средств и телевизионной аппаратуры в Калужской области, производство транспортных средств и электронного оборудования в Калининградской области), а также ввод в действие новых предприятий обрабатывающего комплекса в связи с предполагаемым ростом спроса внутреннего рынка на продукцию промышленных предприятий (ввод в эксплуатацию производства полипропилена и расширения мощностей по переработке углеводородного сырья в г. Тобольске и запуск электрометаллургического завода в г. Тюмени в Тюменской области; ввод в действие четвертого энергоблока Калининской АЭС в Тверской области; ввод в строй предприятий по производству прочих неметаллических минеральных продуктов, строительных материалов, транспортных средств и оборудования, электронного и оптического оборудования, изделий из дерева и обработке древесины в Чеченской Республике; ввод новых мощностей на предприятиях нефтегазового комплекса Республики Ингушетия, ввод производства металлургического комплекса в Калужской области) позволят данным регионам создать благоприятные условия для дальнейшего наращивания промышленного потенциала.
В отдельных регионах наибольший прирост в отгрузке промышленной продукции ожидается также и за счет увеличения объемов добычи полезных ископаемых. Так, в Республике Ингушетия ожидается увеличение объемов добычи нефти, нерудных строительных материалов, в Республике Тыва – каменного угля, золота, асбеста и полиметаллических руд.
Отдельно выделяется группа регионов, характеризующихся ежегодным наращиванием в прогнозный период темпов роста отгрузки промышленной продукции, выполненных работ и услуг собственными силами: республики Коми, Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Татарстан, Карачаево-Черкесская Республика, Смоленская, Тамбовская, Новгородская, Волгоградская, Оренбургская, Свердловская, Омская, Томская области и Еврейская автономная область. Проводимые в данных регионах мероприятия по диверсификации и модернизации производства, развитию инновационной деятельности предприятий, созданию конкурентоспособных производств, внедрению энерго- и ресурсосберегающих технологий, преимущественно в обрабатывающем секторе промышленности, обеспечат динамичное развитие промышленного комплекса в целом.
Инвестиции
Одним из источников устойчивого экономического роста субъектов Российской Федерации в прогнозный период будет стабилизация притока инвестиций.
Полностью преодолеть существенный инвестиционный спад 2009 года большинство регионов к началу прогнозного периода не смогут, но с учетом инвестиционных планов субъектов экономической деятельности при поддержке со стороны органов государственной власти, среднесрочный прогнозный период станет для превалирующего большинства субъектов Российской Федерации периодом активного восстановления инвестиционной привлекательности и наращивания объема инвестиций в основной капитал.
Для большинства регионов, и прежде всего промышленно развитых регионов Приволжского и Центрального федерального округа, положительное влияние окажут государственная поддержка и стимулирование инвестиционной деятельности.
В прогнозный период в регионах продолжится проведение мероприятий по содействию инвесторам в завершении начатых инвестиционных проектов, прежде всего, имеющих инновационную составляющую, по привлечению новых инвесторов в целях концентрации инвестиционных ресурсов на наиболее перспективных направлениях, создающих базу для дальнейшего развития экономики регионов.
Важным фактором поддержки деятельности инвесторов в субъектах Российской Федерации в прогнозный период должен стать созданный в 2011 году в соответствии с решением Президента Российской Федерации Д.А. Медведева институт инвестиционных уполномоченных в федеральных округах. Указанный институт закрепляет за соответствующими заместителями полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах регламент оперативного рассмотрения вопросов, возникающих у инвесторов, и направлен на решение актуальных проблем в инвестиционной сфере регионов.
Сохранят в 2011-2014 гг. свою инвестиционную привлекательность для крупных частных инвесторов регионы сырьевой специализации Урала, Сибири и ряд регионов Северо-Запада.
Для регионов Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов существенную роль при формировании совокупных инвестиций в прогнозный период будут играть привлеченные средства, в том числе за счет федерального бюджета.
Капитальные вложения, предусматриваемые в федеральном бюджете, будут направлены в основном на строительство объектов транспортного комплекса, объектов социального назначения, коммунального и жилищного строительства.
Десятку лидеров, формирующих более 40% общероссийского объема инвестиций, на начало прогнозного периода составляют Республика Татарстан, Краснодарский край, Московская, Свердловская, Ленинградская области, гг. Москва и Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.
Начиная с 2012 года, Красноярский край покинет первую десятку регионов с наибольшим объемом привлеченных инвестиций, уступая в 2012 году место Республике Коми, а в 2014 году – Республике Саха (Якутия).
Среди федеральных округов Российской Федерации наибольший объем инвестиций в прогнозный период будет неизменно формировать Центральный федеральный округ – 21,2-21,5% от совокупного объема инвестиций по стране.
Наименьшую долю общероссийского объема инвестиций в основной капитал и на начало, и на конец прогнозного периода будет формировать Северо-Кавказский федеральный округ (менее 4% от общероссийского объема), а среди субъектов Российской Федерации – республики Северная Осетия-Алания, Тыва, Адыгея, Ингушетия, Калмыкия, Алтай, Карачаево-Черкесская Республика, Чукотский автономный округ (в совокупности менее 1% от общероссийского объема инвестиций).
Ежегодный спад инвестиций в течение 2012-2014 гг. прогнозируется в Южном федеральном округе за счет снижения притока инвестиций на территорию Краснодарского края. Сокращение инвестиционной деятельности будет связано с запланированным поэтапным завершением подготовки и проведению ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских игр в 2014 году.
Отрицательная динамика проявится также в Северо-Западном федеральном округе в 2013 году (94,5% к 2012 году), что будет обусловлено плановым сокращением инвестиционных вложений в Республике Коми.
Ежегодное наращивание темпов роста инвестиций прогнозируют 20 регионов и два федеральных округа – Дальневосточный (с 108,4% в 2011 году до 121,7% в 2014 году к предыдущему году) и Центральный (с 103,6% до 107,7 процентов).
Достичь величины ежегодного прироста инвестиций в основной капитал в 10% и более в течение всего периода 2011-2014 гг. смогут Республика Дагестан, Алтайский, Ставропольский края, Новосибирская область, увеличивая к 2012 году совокупный объем инвестиций на своей территории более чем в 1,2 раза по сравнению с уровнем 2010 года, а к 2014 году – в 1,5 раза и более.
К концу прогнозного периода наибольшего превышения уровня 2010 года достигнут Дальневосточный и Северо-Кавказский федеральные округа, которые к 2012 году превысят уровень 2010 года на 18,5% и 29,7% соответственно, а к 2014 году – более чем в 1,5 раза.
Среди субъектов Российской Федерации наибольшую интенсивность привлечения инвестиций будут демонстрировать Республика Саха (Якутия) и Тамбовская область, в которых объем финансовых вложений в основной капитал будет ежегодно увеличиваться более чем на 20%, а к 2014 году превысит уровень 2010 года в 3 раза и 2,2 раза соответственно.
Осуществление в прогнозный период проекта по поиску и разведке месторождений нефти на Примагаданском шельфе Охотского моря, на реализацию которого необходимы инвестиции в объеме 107,1 млрд. рублей, сможет обеспечить увеличение совокупного объема инвестиций на территорию Магаданской области в 7 раз по сравнению с 2010 годом. Однако начало реализации указанного проекта может быть отсрочено и выйти за пределы прогнозного периода. В этом случае положительная динамика инвестиционной деятельности в области сохранится, однако многократного увеличения ее объемов не произойдет.
Превысить физический объем инвестиций 2010 года более чем в 2 раза к концу прогнозного периода удастся также республикам Тыва, Коми, Костромской и Калининградской областям, Еврейской автономной области. Среди проектов, определяющих в перечисленных регионах увеличение инвестиционного притока, выделяются строительство магистрального газопровода Бованенково – Ухта в Республике Коми, а также проекты по активному освоению минерально-сырьевой базы Республики Тыва (месторождений полиметаллических руд, рудного золота, меди, молибдена).
К 2012 году прирост инвестиций относительно уровня 2010 года будет отмечен в 80 субъектах Российской Федерации, в том числе в 26 из них прирост составит более 25 процентов. По итогам 2012 года лидировать по интенсивности притока инвестиций будут Республика Коми (объем инвестиций увеличится в 2012 году в 2,7 раза к 2010 году), Чеченская Республика (в 1,8 раза), Вологодская область (в 1,9 раза), Еврейская автономная область (в 1,8 раза).
В 2014 году количество регионов, нарастивших физический объем инвестиций по сравнению с 2010 годом, снизится до 78. Из регионов, сохранивших положительную динамику, прироста на 25% и более относительно базового года достигнут 54 субъекта Российской Федерации, 25 из них увеличат объем инвестиций в основной капитал более чем в 1,5 раза.
Не удастся добиться прироста инвестиций в основной капитал по сравнению с 2010 годом ни в 2012 году, ни в 2014 году только трем регионам – Республике Алтай, Хабаровскому краю и Тверской области. Причем в последнем регионе объем инвестиций сократится к 2012 году на 15%, а к 2014 году – на 24,2% в связи с завершением строительства четвертого энергоблока Калининской АЭС.
В 2014 году к числу указанных регионов присоединятся еще два субъекта Российской Федерации. Отрицательная ежегодная динамика в течение 2012-2014 гг. приведет Краснодарский край и Чукотский автономный округ к концу прогнозного периода к существенному сокращению инвестиций – более чем на 20% по сравнению с 2010 годом. Вместе с тем указанное сокращение связано не с низкой инвестиционной активностью в данных регионах, а с плановыми объемами финансирования крупных проектов, существенная часть которых была освоена до начала прогнозного периода. В Чукотском автономном округе такими проектами являются разработка месторождения «Майское» и строительство транспортной инфраструктуры в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы. В Краснодарском крае структура финансовых вложений тесно связана с объемом инвестиций, предусмотренных на строительство олимпийских объектов и развитие города Сочи как горноклиматического курорта.
Уровень жизни населения
Несмотря на наличие положительных тенденций на рынке труда, ситуация по численности занятыхв экономикерегионовпрогнозируется неоднозначная.
Немногочисленную группу регионов, где положительная динамика с 2010 года сохранится до конца прогнозного периода, составят Хабаровский край, Калининградская и Сахалинская области, г. Москва, Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, и, условно, Оренбургская область, где в 2014 году численность занятых в экономике останется на уровне 2013 года.
Для ряда регионов будет характерно восстановление положительной динамики темпов роста занятых в экономике с 2011 года после спада 2010 года. К ним относятся республики Саха (Якутия), Тыва, Забайкальский, Камчатский и Приморский края, Амурская и Нижегородская области, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа Еврейская автономная область.
Дальневосточным регионам в условиях складывающихся положительных тенденций и благодаря ежегодному приросту в 2012 и 2014 году удастся превысить уровень 2010 года, за исключением Магаданской области, где прирост численности занятых в экономике с 2011 года сменится спадом, который продлится до 2014 года. В целом Дальневосточный федеральный округ также будет характеризоваться ростом численности занятых в экономике на протяжении всего прогнозного периода, начиная с 2011 года.
Численность занятых в экономике в 42 субъектах Российской Федерации после незначительного спада в 2011 году в 2012-2014 гг. восстановит положительную динамику или стабилизируется.
Эта тенденция будет характерна для всех регионов Северо-Кавказского округа, тем не менее в 2012-2014 гг. превысить уровень 2010 года удастся лишь Чеченской Республике (на 8,1% в 2012 году и на 30,3% в 2014 году).
Наиболее высокими темпами в 2012 и 2014 году по отношению к 2010 году будет расти численность занятых в экономике Ненецкого автономного округа (127,6% и 143% соответственно), а также Чукотского (124,3% и 124,8%) и Ямало-Ненецкого (123,2% и 128,1%) автономных округов. Данная динамика обусловлена прогнозируемым увеличением спроса на рынке труда в указанных регионах, связанным в том числе с запланированным на прогнозный период освоением крупных месторождений полезных ископаемых.
Для шести регионов уменьшение численности занятых в экономике, наблюдаемое в 2010 году, сохранится и в среднесрочной перспективе. Это – республики Мордовия, Хакасия, Архангельская, Мурманская, Тверская, Ульяновская области. Указанная неблагоприятная тенденция отражает общее сокращение численности населения в указанных регионах, в том числе экономически активного, а также влияние наличествующих диспропорций между предложением рабочей силы и спросом на нее.
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в прогнозный период будет последовательно снижаться во всех федеральных округах и практически во всех субъектах Российской Федерации.
Единственным регионом, где доля бедного населения будет расти, станет Республика Северная Осетия-Алания – с 8,7% в 2010 году до 12,7% в 2014 году.
Ежегодное снижение доли бедного населения в течение 2011-2014 гг. проявится во всех федеральных округах и в 54 субъектах Российской Федерации. Указанная благоприятная тенденция наиболее интенсивно проявится в Дальневосточном федеральном округе, где доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума снизится с 17,5% от общей численности населения в 2010 году до 14,5% в 2014 году. Среди субъектов Российской Федерации доля бедного населения сократится за указанный период на 4 п.п. и более в Республике Мордовия, Алтайском и Приморском краях, Ростовской, Ярославской, Ульяновской областях.
Среди федеральных округов, несмотря на наблюдаемое снижение, наибольшая доля бедного населения будет концентрироваться на территории Сибирского федерального округа (17,6% от общей численности населения округа в 2010 году, 16,6% в 2012 году, 15,9% в 2014 году).
Среди регионов Центральной России уровень бедности населения, превышающий 15%, сохранится в Воронежской, Ивановской, Владимирской и Костромской областях
Наиболее благоприятная ситуация среди субъектов Российской Федерации Центрального федерального округа будет характерна для Белгородской области, которая является единственным регионом, в котором доля бедного населения не достигнет 10% в течение всего прогнозного периода и составит 8,4% в 2012 году и 8,1% в 2014 году. При этом в среднем по округу доля населения с доходами, не достигающими прожиточного минимума, будет составлять 11,7% от общей численности населения округа в 2012 году, а в 2014 году – 11,1 процента.
Наиболее низкий уровень бедности, как в 2010 году, так и в прогнозный период, будет характерен для регионов Уральского федерального округа (10,3% в 2012 году и 10,1% в 2014 году). В Ханты-Мансийском автономном округе уровень бедности является минимальным среди всех субъектов Российской Федерации – 7,2% в 2012 году и 6,8% в 2014 году), несмотря на относительно высокий уровень прожиточного минимума в регионе.
В 2011-2014 гг. доля бедного населения будет ниже 10% от общей численности населения в восьми субъектах Российской Федерации, в число которых помимо Ханты-Мансийского автономного округа будут входить республики Дагестан и Татарстан, Липецкая и Белгородская области, г. Санкт-Петербург, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа.
Доля бедного населения не сократится ниже 20% в республиках Марий Эл, Ингушетия и Калмыкия, в Амурской области. Причем, в Республике Калмыкия уровень бедности будет стабильно превышать 30% общей численности населения, являясь самым высоким среди всех субъектов Российской Федерации (35,3% в 2012 году и 34,4% в 2014 году).
Оборот розничной торговли
Оборот розничной торговли в прогнозный период возрастет практически во всех субъектах Российской Федерации, свидетельствуя об увеличении платежеспособного потребительского спроса в регионах.
В превалирующем большинстве субъектов Российской Федерации, а также во всех федеральных округах прогнозируется положительная динамика темпов роста оборота розничной торговли к предыдущему году на протяжении всего прогнозного периода, начиная с 2011 года. Указанная благоприятная тенденция формирует условия для существенного роста в регионах среднедушевого розничного товарооборота.
В течение 2012-2014 гг. отрицательные ежегодные темпы роста оборота розничной торговли не прогнозируется ни в одном из субъектов Российской Федерации.
Двум субъектам Российской Федерации по объемам оборота розничной торговли к 2014 году не удастся превысить уровень 2010 года, несмотря на наличие положительных темпов роста в прогнозный период. К ним относятся Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа.
За счет снижения уровня реальных денежных доходов населения в условиях высокой продовольственной инфляции оборот розничной торговли на душу населения сократится в в Курганской области – с 91,5 тыс. рублей до 83,6 тыс. рублей в 2012 году и 90,1 тыс. рублей в 2014 году, в Ханты-Мансийском автономном округе – с 161 тыс. рублей в 2010 году до 158,1 тыс. рублей в 2012 году и 157,5 тыс. рублей в 2014 году.
В Ямало-Ненецком автономном округе размер среднедушевого розничного товарооборота составит 147,2 тыс. рублей в 2012 году и 147,7 тыс. рублей в 2014 году против 157,5 тыс. рублей в 2010 году, что будет обусловлено формированием отложенного потребительского спроса и вывоза ощутимого объема денежной массы за пределы региона работающими вахтовым методом.
Вместе с тем, в целом по Уральскому федеральному округу сокращения среднедушевого оборота розничной торговли за прогнозный период не произойдет, напротив, он возрастет к 2014 году на 20,9% по сравнению с 2010 годом за счет существенного увеличения розничного товарооборота в Свердловской и Челябинской областях.
Увеличение среднедушевого оборота розничной торговли в прогнозный период будет характерно для всех федеральных округов, и наиболее высокие темпы роста проявятся в Северо-Кавказском (114% в 2012 году к 2010 году и 134,2% в 2014 году) и Южном (113,9% и 131,9%) федеральных округах.
Важным фактором увеличения объемов розничной торговли в южных и северокавказских регионах в прогнозный период будет являться развитие крупных и средних розничных торговых организаций в рамках международных, федеральных и региональных торговых сетей. Формированию сетевой торговли в сельской местности южных регионов будет способствовать, в том числе, активное распространение краснодарской сети «Магнит».
Кроме того, для регионов Северо-Кавказского федерального округа повышение общего объема розничного товарооборота станет следствием повышения заработной платы и социальных выплат населению, и в прогнозный период с учетом улучшения качества жизни населения ожидается увеличение потребительского спроса на предметы длительного пользования.
По показателю оборота розничной торговли на душу населения наибольшее значение в прогнозный период будет демонстрировать Центральный федеральный округ (163,6 тыс. рублей в 2012 году и 185,1 тыс. рублей в 2014 году).
Среди субъектов Российской Федерации наибольшего объема среднедушевого розничного товарооборота к концу прогнозного периода достигнут: республики Башкортостан (158,8 тыс. рублей) и Коми (158,1 тыс. рублей), Краснодарский край (163,5 тыс. рублей), Сахалинская (207,8 тыс. рублей), Свердловская (206,2 тыс. рублей), Московская (198,5 тыс. рублей) и Тюменская (159,6 тыс. рублей) области, г. Москва (296,5 тыс. рублей) и г. Санкт-Петербург (173,8 тыс. рублей).
Жилье
Снижение экономической активности в строительной отрасли в 2009-2010 гг. сформировало к началу прогнозного периода для большинства регионов сокращение как площади введенного в эксплуатацию жилья, так и объема незавершенного строительства.
Ощутимый урон жилому фонду в ряде субъектов Российской Федерации был нанесен пожарами, вызванными аномальными погодными условиями истекшего 2010 года. В сложившихся условиях возникла острая необходимость в возведении новых жилых домов за счет средств федерального и региональных бюджетов на пострадавших от природных катаклизмов территориях, и, прежде всего, в регионах Приволжского и Центрального федеральных округов. В этой связи наличие положительных темпов роста ввода жилья к началу прогнозного периода в ряде регионов является не следствием улучшения состояния в строительной отрасли, а результатом вынужденной ликвидации разрушительных последствий природных аномалий.
Ввод в действие жилых домов в субъектах Российской Федерации в 2011-2014 гг. прогнозируется в условиях недостаточности инвестиционного и потребительского спроса на рынке жилья.
Кроме того, общей тенденцией для большинства регионов в прогнозный период будет являться отсутствие свободных и доступных земельных участков, оборудованных инженерной инфраструктурой, а также наличие административных барьеров при реализации проектов жилищного строительства.
С учетом ожидаемого сохранения в 2012-2014 гг. ряда ограничений развития отрасли жилищного строительства, прогнозируемая положительная динамика отрасли будет формироваться при активном участии со стороны органов государственной власти, а улучшение состояния жилого фонда и повышение уровня обеспеченности населения жильем останется одним из приоритетов социальной политики субъектов Российской Федерации в среднесрочный период.
Ключевыми целевыми ориентирами развития жилищной отрасли в регионах на прогнозный период являются контрольные показатели по вводу жилья по субъектам Российской Федерации на период 2011-2015 гг., нацеленные на решение поставленной Правительством Российской Федерации задачи по достижению к 2020 году в целом по Российской Федерации уровня ввода 1 кв. м жилья на 1 человека в год.
Основной объем жилищного строительства на 2011 год приходился на следующие десять субъектов Российской Федерации: республики Башкортостан и Татарстан, Краснодарский край, Московскую, Ростовскую, Свердловскую Новосибирскую и Нижегородскую области, г. Москву и г. Санкт-Петербург. Начиная с 2012 года, в число регионов с самым большим уровнем ввода жилья вместо Новосибирской области будет входить Челябинская область. К концу прогнозного периода произойдет еще одно изменение в указанном перечне регионов – Самарская область сменит в составе первой десятки Нижегородскую область.
Среди федеральных округов абсолютным лидером по объему жилищного строительства останется Центральный федеральный округ, чья доля в общероссийском объеме вводимого жилья будет планомерно сокращаться с 29,9% в 2010 году до 28,2% в 2014 году. Указанная тенденция будет определяться снижением площади жилья, вводимого в эксплуатацию на территории Московской области.
Являясь субъектом Российской Федерации с самым масштабным жилищным строительством, Московская область в прогнозный период не превысит уровень ввода жилья, зафиксированный в 2010 году.
Ввиду наличия ограничений коммунальной и инженерной инфраструктуры, объемы вводимого в эксплуатацию жилья в Московской области снизятся по отношению к уровню 2010 года на 5,5% к 2012 году и на 1,8% в 2014 году. При этом значительная часть инвестиций в жилищное строительство и инженерную инфраструктуру, освоенных на территории Московской области, будет относиться к средствам организаций и бюджета города Москвы. Перемещение значительных объемов жилищного строительства организаций г. Москвы в Московскую область будет связано с ограниченным числом свободных земельных участков на территории города.
Помимо Московской области, Республика Адыгея не сможет превзойти уровень 2010 года по вводу жилья за прогнозный период в результате низких ежегодных темпов роста жилищного строительства. Несмотря на наличие значительного объема незавершенного строительства, накопленного к началу прогнозного периода, в 2012 году ввод в действие жилья в регионе составит 94,8% к 2010 году, а в 2014 году – 96,3 процента.
Всего в 2012 году не смогут выйти на уровень ввода жилья 2010 года шесть регионов, в число которых кроме Московской области и Республики Адыгея за счет значительного снижения объемов завершенного жилищного строительства в 2011 году войдут Краснодарский, Пермский края, Новосибирская и Воронежская области.
В 2014 году ввод жилья будет ниже уровня 2010 года только в трех субъектах Российской Федерации – Республике Адыгея, Московской области и Чукотском автономном округе.
Специфика наличествующего жилого фонда и возможностей жилищного строительства в Чукотском автономном округе определяет особенности динамики ввода жилья для указанного региона. Автономный округ является субъектом Российской Федерации с одним из наименьших объемом жилого фонда и минимальными объемами жилищного строительства. В прогнозный период после завершения в 2012 году строительства 3 тыс.кв.м общей площади жилья дальнейшего ввода в действие жилых домов в регионе не ожидается.
Вместе с тем превалирующему большинству субъектов Российской Федерации в прогнозный период с учетом низкой базы отчетного года и ожидаемого государственного стимулирования активности строительных организаций удастся достичь значительного увеличения ввода в действие жилых домов.
Положительная ежегодная динамика объема завершенного жилищного строительства в течение 2011-2014 гг. ожидается в 67 регионах, а также практически во всех федеральных округах. Исключение среди федеральных округов составит Южный федеральный округ, в котором в 2011 году ввод в действие жилых домов снизится на 2,5% к предыдущему году с учетом сокращения интенсивности жилищного строительства в Краснодарском крае (на 10,8% к 2010 году).
Ежегодное наращивание темпов роста ввода в действие жилых домов в течение 2011-2014 гг. проявится в 13 регионах. При этом прирост объемов введенного жилья на 5% и более ежегодно в течение прогнозного периода смогут продемонстрировать Республика Бурятия, Алтайский край, Вологодская и Владимирская области.
Наиболее высокие темпы роста ввода жилья в прогнозный период будут характерны для регионов Урала и Северного Кавказа.
Активизация жилищного строительства позволит в целом по Северо-Кавказскому федеральному округу достичь к 2012 году превышения уровня 2010 года на 23,5%, к 2014 году – на 53,8 процента. На улучшении показателей жилищного фонда регионов Северного Кавказа положительное влияние окажет государственное стимулирование активности индивидуальных застройщиков, в том числе поддержка строительства жилья на селе.
В Уральском федеральном округе объем завершенного жилищного строительства возрастет к 2012 год на 37,1% по сравнению с уровнем 2010 года и на 68,3% к 2014 году, что будет являться наибольшим приростом среди всех федеральных округов. Высокие темпы роста обеспечат к 2014 году значительное увеличение вклада Уральского федерального округа в общий объем вводимого жилья в Российской Федерации – на 1,8 п.п. по сравнению с уровнем 2010 года – до 10,1 процента. При этом доля Ханты-Мансийского автономного округа и Челябинской области в общероссийском объеме вводимого жилья также существенно возрастет – на 0,7 п. пункта.
Среди всех субъектов Российской Федерации уровень ввода в действие жилья 2010 года к 2012 году будет превышен в 77 субъектах, в том числе более чем на 25% – в 27 из них. Самый большой рост прогнозируется в регионах с низким объемом наличествующего жилищного фонда: Чеченской Республике, Курганской области, Чукотском и Ханты-Мансийском автономных округах, в которых темп роста ввода жилья в 2012 году превысит уровень 2010 года более чем в 2 раза.
К концу прогнозного периода число регионов, превысивших уровень 2010 года, увеличится до 80-ти, при этом в 69 из них указанное превышение составит более 25 процентов.
Более чем в два раза относительно уровня 2010 года увеличится к 2014 году объем завешенного жилищного строительства в Карачаево-Черкесской (в 2,6 раза) и Чеченской (в 3,4 раза) республиках, Республике Ингушетия (в 2,2 раза), Ивановской (в 2,3 раза), Мурманской (в 2,4 раза), Амурской (2,7 раза), Курганской (в 2,7 раза) областях, г. Москве (2,2 раза), Ханты-Мансийском автономном округе (в 2,4 раза).