Прогноз развития ОЭЗ на территории Российской Федерации до 2014 года
оценка | Прогноз | |||
Количество особых экономических зон на территории Российской Федерации, шт. | ||||
Количество резидентов ОЭЗ всех типов, шт. | ||||
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ, млрд. рублей | 38,86 | 41,71 | 57,77 | 69,93 |
Объем товаров/услуг, произведенных/оказанных резидентами ОЭЗ, млрд. руб. | 44,4 | 96,7 | 132,8 | |
Количество рабочих мест, созданных резидентами ОЭЗ, ед. | ||||
Объем налоговых отчислений резидентов ОЭЗ всех типов, млрд. руб. | 3,6 | 5,6 | 8,4 | |
Количество разработанных нормативных правовых актов об ОЭЗ, ед. | ||||
Количество международных конгрессно-выставочных мероприятий, на которых были представлены ОЭЗ, ед. | ||||
Динамика потока первичных обращений инвесторов, ед. |
Управление государственным имуществом и приватизация.Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены основные принципы перехода к инновационному социально ориентированному развитию экономики, включая:
формирование условий для массового создания новых частных компаний во всех отраслях экономики, совместная с бизнесом работа по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства и собственности;
поэтапное сокращение участия государства в управлении собственностью в конкурентных отраслях экономики путем применения прозрачных и эффективных приватизационных процедур, основанных на принципах рыночной оценки, равного доступа к имуществу и открытости деятельности органов государственной власти;
развитие государственно-частного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры;
активная поддержка российских компаний на внешних рынках, в том числе прямых иностранных инвестиций российских компаний, при соблюдении норм международного права и обязательств Российской Федерации в данной области, защита интересов российского бизнеса в случае нарушения его прав в иностранных государствах.
Достижение указанных целей невозможно без обеспечения эффективного управления федеральным имуществом, включая повышение конкурентоспособности организаций с государственным участием, привлечения инвестиций, улучшения финансово-экономических показателей их деятельности, а также сокращения состава государственного имущества с учетом задач обеспечения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Несмотря на то, что данные задачи были поставлены в Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. № 1024, в настоящее время они не решены в полном объеме.
В этой связи требуется формирование и обеспечение реализации комплекса взаимосвязанных мероприятий. В качестве ключевых направлений работы целесообразно выделить следующее:
Повышение эффективности корпоративного управления. В последние годы в качестве приоритетного направления проводится работа по повышению эффективности управления государственным имуществом, включая повышение эффективности корпоративного управления в компаниях с государственным участием и федеральными государственными унитарными предприятиями.
В первую очередь предприняты меры по повышению эффективности деятельности органов управления, в том числе путем расширения практики избрания профессиональных директоров в советы директоров (наблюдательные советы) обществ, а также формирования специализированных комитетов при советах директоров.
В целях повышения прозрачности механизмов взаимодействия внутри холдинговых структур в соответствии с принятыми решениями Правительства Российской Федерации запущена работа по обеспечению принятия программ отчуждения непрофильных активов, в том числе находящихся в их собственности долей в уставных (складочных капиталах) иных организаций и их дочерних и зависимых обществах. В соответствии с уточненной процедурой принятия решений о приобретении новых активов компаниями с государственным участием такие решения отнесены к компетенции советов директоров, что отражено в уставах 35 из 59 акционерных обществ специального перечня, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации № 91-р.
В отношении компаний с государственным участием последовательно формируется дивидендная политика, позволяющая при гарантированном дивидендном минимуме оставлять в распоряжении акционерных обществ средства, необходимые для реализации индивидуальных программ развития компаний.
Вместе с тем к настоящему времени сохраняется ряд вопросов, требующих комплексного решения, а также усиления контроля и координации за подготовкой и выполнением соответствующих мероприятий, включая реализацию программ по отчуждению непрофильных активов, обеспечение реализации закупочной деятельности в соответствии с внутренними документами компаний, повышение информационной прозрачности, открытости подготовки и принятия решений, а также расширение практики привлечения профессиональных директоров в органы управления и оптимизации внутрихолдинговых структур.
Необходимые правовые основания для проведения данной работы сформированы. В соответствии с принятыми постановлениями Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 978 «О внесении изменений в Положение об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»)», от 31 декабря 2009 г. № 1188 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации», от 31 декабря 2010 г. № 1214 «О совершенствовании порядка управления открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности, и федеральными государственными унитарными предприятиями» созданы условия для использования современных информационных технологий в процессе подготовки и принятия решений по управлению компаниями с государственным участием, что позволит иметь актуальную информацию о текущем состоянии акционерных обществ и принимаемых решениях, а также откроет доступ к отчетности о достигнутых результатах посредством Межведомственного портала по управлению государственной собственностью в сети Интернет, функционирование которого обеспечивает Росимущество. Кроме того, данными решениями предусмотрены меры по совершенствованию корпоративных процедур, включая установление критериев избрания в советы директоров госкомпаний независимых директоров, а также усилению ответственности руководителей организаций.
Особое внимание уделяется выполнению решений, принятых Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 2 апреля 2011 г. и направленных на устранение избыточного влияния компаний с государственным участием на инвестиционный климат в России и совершенствование порядка управления ими.
В 2012-2014 гг. будет продолжена работа по повышению эффективности корпоративного управления в обществах с государственным участием через представителей интересов Российской Федерации в указанных обществах, определение позиции акционера в лице Российской Федерации, совершенствование нормативного регулирования, а также путем реализации поручений Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение прозрачности, повышение инвестиционной привлекательности и модернизации российской экономики, включая:
- повышение качества управления в холдинговых структурах, в том числе путем оптимизации их структуры, отчуждения непрофильных активов;
- реализацию мероприятий по внедрению в акционерных обществах внутренней системы ключевых показателей эффективности деятельности, принятие средне- и долгосрочных программ развития, программ инновационного развития с использованием современных технологий, составление консолидированной отчетности в соответствии с международными стандартами;
- реализацию экономически обоснованной дивидендной политики в целях максимизации доходов федерального бюджета;
- реализацию отдельных проектов по управлению компаниями с государственным участием, в том числе направленных на исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации об обеспечении информационной открытости закупок товаров, работ, услуг госкорпорациями, организациями с государственным участием, об увеличении расходов на НИОКР, передаче полномочий советам директоров (наблюдательным советам) акционерных обществ по принятию решений об участии и прекращении участия общества в дочерних и зависимых обществах, а также иных организациях и другие;
- совершенствование института профессиональных директоров.
Повышение эффективности управления федеральными государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями. В соответствии с принятыми Правительством Российской Федерации решениями и в целях увеличения доходов федерального бюджета проведена работа по максимизации части прибыли предприятий, подлежащей перечислению в федеральный бюджет. Однако, несмотря на положительные тенденции, анализ текущей ситуации показывает недостаточную эффективность существующей системы управления федеральными государственными унитарными предприятиями, в том числе в части контроля и координации осуществления финансово-хозяйственной деятельности, включая ее надлежащее планирование, что в целом подтверждает необходимость постепенного отказа от института права хозяйственного ведения. Так, несмотря на принятые решения по усилению роли отраслевых федеральных органов исполнительной власти, а также повышению ответственности руководителей предприятий, до настоящего времени не разрешена ситуация со своевременным оформлением прав на объекты недвижимости и земельные участки, что в ряде случаев препятствует проведению структурных изменений, в том числе акционированию предприятий, формированию вертикально-интегрированных структур.
Будет продолжена работа по совершенствованию порядка учета особо ценного движимого имущества автономных и бюджетных учреждений.
В 2012-2014 гг. в рамках проведения работы по оптимизации структуры федеральной собственности, будет усилен контроль за управлением предприятиями, а также за повышением открытости и прозрачности их деятельности.
Будет продолжена работа по:
- утверждению стратегий развития предприятий;
- реализации мероприятий по раскрытию информации о деятельности предприятия, включая положения о закупках, а также отчетов о достижении установленных показателей деятельности;
- оптимизации состава предприятий в первую очередь путем акционирования, а также с учетом принятия Федерального закона от 11 июля 2011 г. № 201-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», преобразования в ООО, а также проведения ликвидационных процедур в отношении предприятий, не ведущих финансово-хозяйственной деятельности либо проведение приватизационных мероприятий в отношении которых экономически нецелесообразно;
- совершенствованию системы экономического мониторинга и контроля за деятельностью предприятий, формированию эффективной системы оценки показателей деятельности ФГУП, включая эффективность использования федерального имущества;
- повышению статуса программ деятельности предприятий с отражением в них совершения сделок, направленных на выполнение мероприятий по развитию предприятий, а также расширению требований к прозрачности и открытости деятельности предприятий;
- анализу и экспертизе проектов решений по преобразованию ФГУП в открытые акционерные общества в рамках формирования интегрированных структур.
Совершенствование системы управления объектами недвижимого имущества, в том числе объектами казны Российской Федерации и земельными участками. Нормативное правовое регулирование управления объектами недвижимости предусматривает обязательность рыночной оценки и проведения торгов для вовлечения объектов в хозяйственный оборот, за исключением прямо предусмотренных случаев. В 2010 году начата работа по переводу информационного обеспечения заключения договоров аренды в отношении государственного имущества на единый портал – www.torgi.gov.ru. Также установлены правила отчуждения имущества из государственной собственности и передачи имущества во временное владение и пользование, что позволит обеспечить использование объектов федеральной собственности по назначению и оптимизировать его состав.
Однако текущая система управления объектами недвижимости показывает необходимость усиления мер регулирования деятельности правообладателей по обеспечению соблюдения требований законодательства, а также по завершению мероприятий по оформлению в установленном порядке прав на объекты, включая внесение сведений в реестр федерального имущества.
Актуальной задачей является также оптимизация состава имущества казны Российской Федерации, которое должно использоваться исключительно для обеспечения государственных функций. Вместе с тем сложившаяся ситуация показывает недостаточность объектов для размещения органов государственной власти, некоммерческих организаций, а в ряде случаев – неудовлетворительное состояние зданий и сооружений, находящихся в федеральной собственности.
В целях совершенствования управления объектами недвижимости в период 2012-2014 гг. планируется:
- завершить работу по разграничению прав собственности на объекты культурного наследия, являвшиеся памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения по состоянию на 27 декабря 1991 г.;
- завершить работу по формированию и представлению в Правительство Российской Федерации проектов распоряжений о дополнении реестров федерального имущества, передаваемого Российской академии медицинской наук, Российской академии наук, Российской академии художеств, Российской академии сельскохозяйственных наук;
- обеспечить реализацию норм Федерального закона от 30 ноября 2010 г. № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»;
- продолжить работу по унификации требований к заключению договоров аренды, предусматривающих обязанность арендатора по страхованию риска гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда третьим лицам, на весь срок действия договора, а также риска утраты (гибели), недостачи или повреждения недвижимого имущества в пользу арендодателя.
Обеспечение проведения структурных изменений в экономике, включая оптимизацию состава госсектора. На протяжении ряда лет правительством проводится последовательная политика по сокращению государственного имущественного сектора. Только за последние 5 лет было приватизировано свыше 2500 пакетов акций акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности.
В настоящее время существуют отрасли российской экономики, в которых предприятия с государственным участием отсутствуют или их количество незначительно (металлургия, легкая и пищевая промышленность, торговля и др.).
В то же время, доля государства в экономике, в том числе включая косвенное влияние компаний с государственным участием, остается еще достаточно большой.
С учетом новаций, внесенных в законодательство о приватизации, распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № 2102-р утверждены прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы. Программа предусматривает не только продажу пакетов акций более 1300 акционерных обществ, а также планы Российской Федерации по отчуждению из федеральной собственности акций (части акций) крупнейших акционерных обществ, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях экономики (ОАО «Совкомфлот», ОАО «Сбербанк России», ОАО «Русгидро», ОАО «Роснефть» и др.), что соответствует основным задачам, определенным Правительством Российской Федерации, в том числе по созданию условий для привлечения внебюджетных инвестиций в развитие акционерных обществ на основе новых технологий, и по стимулированию развития фондового рынка. По отдельным крупнейшим компаниям горизонт планирования определен до 2015 года (ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Русгидро» и др.).
Также будет продолжена приватизация федеральных государственных унитарных предприятий. До 2013 года планируется преобразовать в открытые акционерные общества свыше 250 ФГУП. Небольшие предприятия, в большей степени соответствующие критериям малого и среднего бизнеса, планируется преобразовывать в общества с ограниченной ответственностью.
Основными задачами в 2012-2014 гг. будут:
- повышение эффективности и прозрачности приватизационных процедур;
- совершенствование методического регулирования применения способов продажи федерального имущества, в том числе с использованием системы электронных торгов;
- подготовка проектов по продаже акций крупнейших российских акционерных обществ с учетом задач по привлечению внебюджетных инвестиций в развитие акционерных обществ на основе новых технологий, стимулирования развития фондового рынка, улучшения качества корпоративного управления;
- координация работы по выполнению Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в части приватизации государственного и муниципального имущества, не являющегося необходимым для осуществления полномочий, определенных законодательством Российской Федерации;
- повышение эффективности продаж федерального имущества путем расширения практики привлечения к организации продаж юридических лиц, имеющих необходимый опыт и деловую репутацию;
- совершенствование системы контроля за организацией и результатами продаж федерального имущества.
Оптимизация состава объектов недвижимого имущества, включая земельные участки. Основными задачами в 2012-2014 гг. для целей обеспечения эффективного управления и сохранности федерального имущества в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации будут:
- контроль и координация деятельности Фонда РЖС;
- проработка предложений о внесении изменений в Федеральный закон № 161-ФЗ, направленных на совершенствование аукционных процедур по реализации земельных участков для жилищного строительства, сокращению периода осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных Российской Федерацией полномочий по распоряжению федеральными земельными участками;
- проведение анализа правоприменительной практики по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков» и при необходимости подготовка изменений названного постановления.
Обеспечение контроля за эффективным управлением федеральным имуществом, его сохранностью, в том числе с использование современных информационно-технологических ресурсов. Формирование общедоступного информационного ресурса, объединяющего реестр федерального имущества, реестр показателей экономической эффективности деятельности компаний с государственным участием.
Необходимым условием эффективного управления федеральным имуществом является четкое понимание состава федерального имущества. Вместе с тем только в 2010 году завершена работа по переходу к современным способам учета федерального имущества – ведению реестра федерального имущества как федеральной информационной системы с представлением сведений в сети Интернет.
По состоянию на 1 августа 2011 г. в Автоматизированную систему учета федерального имущества внесены сведения о более чем 1,3 млн. объектах федерального имущества.
В 2010 г. создан и запущен в опытную эксплуатацию Межведомственный портал по управлению государственной собственностью, являющийся частью официального сайта Росимущества, содержащий сведения из реестра федерального имущества, сведения о приватизируемом имуществе и организациях с государственным участием.
В настоящее время в рамках реализации Плана перехода Федерального агентства по управлению государственным имуществом к оказанию государственных услуг и исполнению государственных функцийв электронном виде на Справочно-информационном портале gosuslugi.ru на сайте Росимущества размещено 13 государственных услуг. Полностью завершены мероприятия по оказанию в электронном виде государственной услуги по выдаче выписок из реестра федерального имущества. В настоящее время в связи со вступлением в действие Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» необходимо обеспечить оптимизацию перечня предоставляемых государственных услуг в электронном виде и приведение порядка их предоставления в соответствии с нормами действующего законодательства.
В рамках осуществления контроля за использованием федерального имущества усилено взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти в отношении выявляемых нарушений, в первую очередь в области передачи имущества в аренду.
Кроме того, в целях реализации Концепции создания и развития интегрированной системы управления общественными финансами, развития единой интегрированной информационной системы управления общественными финансами (электронный бюджет), одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 1275-р, в целях организации эффективного информационного межведомственного взаимодействия Росимуществу поручено представить в Минэкономразвития России предложения по совершенствованию порядка ведения реестра федерального имущества.
Основные задачами по данному направлению в 2012 -2014 гг. будут:
- обеспечение межведомственного электронного взаимодействия и отчетности в сфере управления федеральным имуществом, в том числе реализация 2-й очереди создания Межведомственного портала по управлению государственной собственностью, где будут реализованы личные кабинеты дочернего (зависимого) общества, государственной корпорации, Минэкономразвития России, Правительства Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации;
- переход на предоставление услуг в сфере управления федеральным имуществом в электронном виде;
- развитие практики использования электронных торгов при управлении федеральным имуществом;
- ведение реестра федерального имущества с использованием современных технологий;
- мониторинг эффективности и результативности использования федерального имущества;
- усиление контроля за эффективным управлением федеральным имуществом, а также его сохранностью;
- повышение эффективности системы проведения проверок эффективности использования федерального имущества.
Кроме того, реализация всех вышеуказанных мероприятий предусмотрена в рамкахреализацииподпрограммы «Повышение эффективности управления федеральным имуществом и приватизации»государственной программы «Управление федеральным имуществом», подготовленной в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период с 2013 по 2018 год, федеральными законами, решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Подпрограмма определяет основные цели и задачи в сфере управления федеральным имуществом и приватизации, систему мероприятий по их достижению с указанием сроков реализации, ресурсному обеспечению, планируемых показателей и ожидаемых результатов реализации государственной программы.
Основными целями подпрограммы являются:
- повышение эффективности и прозрачности управления федеральным имуществом, включая повышение качества корпоративного управления в компаниях с государственным участием, обеспечение открытости и прозрачности управления федеральными государственными унитарными предприятиями, а также последовательное сокращение использования института хозяйственного ведения;
- повышение эффективности управления объектами федерального недвижимого имущества, включая земельные участки, а также имущество казны Российской Федерации;
- повышение эффективности проведения приватизации государственного имущества с учетом приоритетов, установленных Правительством Российской Федерации в рамках перехода к инновационному социально-ориентированному развитию экономики;
- повышение качества учета федерального имущества и действенности контроля за эффективным управлением федеральным имуществом, его сохранностью, в том числе с использованием современных информационных систем управления федеральным имуществом.
Достижение указанных целей планируется обеспечить в рамках основных направлений реализации подпрограммы.