Направления социально-экономического развития
По основным направлениям социально-экономического развития Мурманской областив прогнозном периоде предполагается реализация комплекса мероприятий в рамках государственных программ Мурманской области[2] (основные параметры государственных программ Мурманской области представлены в паспортах данных программ), сформированных с учетом приоритетных проектов по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации, утвержденных Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
Комплекс данных мероприятий направлен на:
1. Развитие человеческого капитала, в том числе развитие здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, культуры и сохранение культурного наследия региона, развитие регионального рынка труда, социальную поддержку граждан с учетом повышения адресности мер социальной поддержки.
2. Обеспечение комфортной и безопасной среды проживания населения региона, в том числе обеспечение комфортной среды проживания, общественного порядка и безопасности населения региона, охрана окружающей среды и воспроизводство природных ресурсов.
3. Обеспечение устойчивого экономического роста, в том числе развитие рыбного и сельского хозяйства, регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие транспортной системы, экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата региона, в том числе в рамках внедрения стандарта развития конкуренции, применения лучших региональных практик по улучшению инвестиционного климата и других структурных мер, с учетом повышения эффективности мер региональной поддержки реального сектора, малого и среднего предпринимательства, увеличения объемов социальных услуг, оказываемых негосударственным сектором, и др.
4. Повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, в том числе повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение открытости деятельности органов власти, эффективности управления и распоряжения государственным имуществом, развитие институтов гражданского общества и др.
2.2. Институциональные преобразования
С целью стимулирования инвестиционной деятельности в регионе Правительством Мурманской области сформирована и реализуется комплексная система государственной поддержки инвесторов, гарантирующая в том числе и стабильность региональных налоговых условий для инвесторов.
Всего действует 12 соглашений с инвесторами о господдержке при реализации стратегических и приоритетных инвестиционных проектов, которые гарантируют стабильность условий и режима инвестиционной деятельности в регионе[3].
В связи с тем, что решение Правительства России о перераспределении с 2017 года 1 % налога на прибыль организаций в пользу федерального бюджета фактически могло бы аннулировать региональную поддержку инвесторов в Мурманской области, принят региональный закон, предусматривающий снижение с 1 января 2017 года поступающей в региональный бюджет льготной налоговой ставки для инвесторов на 1 процентный пункт - до 12,5 %.
Дополнительные налоговые преференции введены и для бизнеса, реализующего региональные инвестиционные проекты или заключившего специальные инвестиционные контракты с участием Правительства Российской Федерации.
В марте 2017 года приняты два закона Мурманской области[4], которые, дополнительно к действующим мерам поддержки с 1 января текущего года предоставляют право организациям, признанным участниками региональных инвестиционных проектов, на применение пониженной ставки по налогу на прибыль организаций, уплачиваемому в региональный бюджет, в размере 10 % и освобождение от уплаты федеральной части налога на прибыль организаций.
Также с 2016 года в регионе действует упрощенная процедура получения земельного участка под реализацию инвестиционного проекта.
В 2017 году на территории муниципального образования г. Кировск создана территория опережающего социально-экономического развития, предполагающая применение особого правового режима инвестиционной и предпринимательской деятельности, обеспеченного максимально возможным объемом налоговых и неналоговых льгот в рамках федерального и регионального законодательства.
Распространение в прогнозном периоде этого нового механизма государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории других монопрофильных муниципальных образований региона будет зависеть от деловой активности местной власти и бизнес-сообщества.
Кроме того, в прогнозном периоде продолжится совершенствование региональных и муниципальных мер по улучшению инвестиционного климата в регионе и муниципалитетах, в том числе с учетом применения новых форм господдержки инвесторов.
В целях недопущения необоснованной налоговой нагрузки на экономику и обеспечения роста экономического потенциала региона предполагается совершенствование регионального налогового регулирования с учетом изменений налогового законодательства на федеральном уровне, в том числе по специальным инвестиционным контрактам, специальным режимам налогообложения и др.
Также учитывается реализация федеральных мер по стимулированию частной инвестиционной активности, в том числе расширению льготного кредитования малого и среднего бизнеса, обновлению механизма государственно-частного партнёрства за счёт инфраструктурной ипотеки, развития и внедрения цифровых технологий в рамках программы «Цифровая экономика».
Применение новых проектных решений, таких как внедрение целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности по приоритетным направлениям улучшения инвестиционного климата (разрешения на строительство, подключение к электросетям, сетям тепло- и водоснабжения, регистрация прав собственности и кадастровый учет, контрольно-надзорная деятельность, поддержка малого и среднего предпринимательства, инвестиционный стандарт), позволит создать условия для снижения административных барьеров при получении государственных услуг и прохождении предпринимателями разрешительных процедур.
В Мурманской области предоставляется государственная финансовая поддержка организациям рыбохозяйственного и агропромышленного комплексов, через государственный и муниципальный заказ формируется спрос на продукцию, работы и услуги региональных производителей, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, осуществляется содействие продвижению товаров, работ и услуг региональных организаций на экспорт.
В рамках сформированной системы мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства действуют налоговые льготы для начинающих и действующих предпринимателей, предоставляются субсидии на покрытие затрат, связанных с удорожанием товаров, работ, услуг на территории Мурманской области, и другие меры финансовой и нефинансовой поддержки с учетом новых подходов к развитию малого и среднего предпринимательства, направленных на создание, развитие инфраструктуры его поддержки и повышение доступности кредитных ресурсов.
С целью расширения доступа предпринимателей к господдержке, предоставляемой на территории региона, в 2017 году 7 услуг АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» предоставляются во всех многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг Мурманской области.
В прогнозном периоде региональные направления поддержки будут переориентироваться не только в пользу наиболее востребованных видов финансовой поддержки, но и на расширение спектра направлений поддержки на базе созданной инфраструктуры, в первую очередь на базе некоммерческой микрокредитной организации «ФОРМАП» и Центра поддержки предпринимательства Мурманской области.
Так, уже с марта 2017 года НМК «ФОРМАП» введены новые кредитные продукты в размере до 1 млн. рублей для сельскохозяйственных товаропроизводителей и субъектов сельхозкооперации под 5 % годовых сроком на 3 года, а также для расчетов по договорам лизинга и для организаций, занятых в сфере туризма, под 7 % годовых сроком до 2 лет.
На создание комфортных условий для ведения предпринимательской деятельности также направлена реализация «дорожной карты» по содействию развитию конкуренции в Мурманской области со сроком планирования до 2019 года[5], предполагающей мероприятия на социально значимых рынках, а также системные меры по развитию конкуренции при осуществлении процедур государственных и муниципальных закупок, содействию развитию практики применения государственно-частного партнерства, в том числе практики заключения концессионных соглашений.
В социальной сфере в период 2018-2020 годов ориентиром развития будут приоритеты и направления, установленные в отраслевых государственных программах Мурманской области и «дорожных картах», предусматривающих мероприятия по достижению целевых значений показателей, установленных майскими указами Президента Российской Федерации, в сферах образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты населения.
Кроме того, проводимая реформа по обеспечению доступа негосударственных организаций к оказанию услуг в социальной сфере с каждым годом будет масштабироваться, увеличивая число негосударственных поставщиков и объемы оказываемых ими услуг в результате применения конкурентных механизмов финансирования. В регионе реформа реализуется в рамках федеральных и региональных комплексных планов мероприятий, четырех отраслевых проектов, а также мер по содействию развитию конкуренции.
Серьезный импульс для ускорения повышения качества жизни населения и экономического развития Мурманской области, а также достижения целевых показателей социально-экономического развития региона могли бы дать законодательно закрепленные особые подходы к осуществлению государственной политики в отношении Арктической зоны Российской Федерации с учетом особенностей ведения здесь хозяйственной деятельности и реализации национальных интересов России в макрорегионе.
Одним из направлений совершенствования государственного и муниципального управления в Мурманской области в настоящее время является внедрение в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления методов проектного управления, которое позволит повысить эффективность деятельности органов власти и использования ресурсов.
В прогнозном периоде будет осуществляться реализация двух региональных приоритетных проектов: «Создание детского технопарка «Кванториум» и «Мастер-план развития с.п. Териберка Кольского района».
Исходные условия формирования показателей прогноза социально-экономического развития
Варианты исходных условий
Параметры прогноза представляются в двух вариантах: базовом и целевом. При этом также рассчитаны параметры прогноза по консервативному варианту, который в прогнозе не представлен.
Базовый (первый) вариант определен в качестве основного для разработки параметров федерального бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов и предложен для использования в качестве основногодля разработки проекта областного бюджета на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов.
Базовый вариант предусматривает умеренные изменения внешних и внутренних факторов при незначительном ослаблении номинального обменного курса рубля и учитывает реализацию на федеральном и региональном уровне мер по стимулированию инвестиционной активности.
Базовый вариант характеризуется:
- умеренным экономическим ростом на фоне стабильного спроса на основные виды продукции, производимой в регионе, а также на услуги транспортной инфраструктуры;
- сохранением инвестиционной активности коммерческого сектора и инвестиционных возможностей бюджетов на достигнутом уровне;
- восстановительным ростом реальных денежных доходов населения и реальной среднемесячной заработной платы.
Целевой (второй) вариант основывается на достижении целевых показателей социально-экономического развития и решении задач стратегического планирования в рамках политики опережающего развития страны, возможном ускорении принятия мер господдержки хозяйствующих субъектов в рамках стимулирования инвестиционной активности в Арктической зоне Российской Федерации.
Целевой вариант предполагает менее интенсивное ослабление рубля и более благоприятные внешнеэкономические условия, чем в базовом варианте, и характеризуется:
- потенциальным опережением роста ВРП по сравнению с базовым вариантом в пределах 1,2 процентного пункта в год;
- усилением инвестиционной направленности экономического роста и инвестиционной активности, в том числе за счет повышения устойчивости финансового положения организаций, которое может быть выражено в ускорении параметров инвестиций по сравнению с базовым вариантом в пределах 8 процентных пунктов в год;
- опережающим ростом по сравнению с базовым вариантом реальных денежных доходов населения и реальной среднемесячной заработной платы в пределах 0,5 процентного пункта в год.
Внешние условия
Наименование показателя | Единица измерения | Варианты | Отчет 2016 год | Оценка 2017 год | Прогноз | |||
2018 год | 2019 год | 2020 год | ||||||
Мировые цены на нефть и цветные металлы | ||||||||
Нефть Urals | долларов США за барелль | I вариант | 41,7 | 49,9 | 43,8 | 41,6 | 42,4 | |
II вариант | ||||||||
Никель | тыс. долларов за тонну | I вариант | 9,6 | 10,1 | 9,8 | 10,0 | 10,3 | |
II вариант | 9,9 | 10,1 | 10,4 | |||||
Медь | тыс. долларов за тонну | I вариант | 4,9 | 5,9 | 5,8 | 5,9 | 6,1 | |
II вариант | ||||||||
Алюминий | тыс. долларов за тонну | I вариант | 1,6 | 1,92 | 1,86 | 1,89 | 1,96 | |
II вариант | 1,87 | 1,92 | 1,97 |
Внутренние условия
Наименование показателя | Единица измерения | Варианты | Отчет 2016 год | Оценка 2017 год | Прогноз | |||
2018 год | 2019 год | 2020 год | ||||||
Средние цены производителей | ||||||||
Железорудный концентрат | тыс. рублей | I вариант | 2,2 | 2,9 | 3,0 | 3,0 | 3,1 | |
II вариант | 3,1 | 3,2 | ||||||
Апатитовый концентрат (100 % Р2О5) | тыс. рублей за тонну | I вариант | 24,9 | 18,8 | 19,8 | 20,0 | 20,2 | |
II вариант | 19,9 | 20,2 | 20,7 | |||||
Курс доллара (среднегодовой) | рублей за доллар США | I вариант | 66,9 | 59,4 | 64,7 | 66,9 | 68,0 | |
II вариант | 64,2 | 66,0 | 67,4 |
Потребительская инфляция
(декабрь отчетного года к декабрю предыдущего года, в %)
Отчет 2016 год | Оценка 2017 года | Прогноз | |||
2018 год | 2019 год | 2020 год | |||
I, II вар. | I, II вар. | I, II вар. | |||
Сводный индекс потребительских цен на товары и платные услуги, в том числе на: | 105,6 | 103,7 | 104,0 | 104,0 | 104,0 |
товары | 106,6 | 104,0 | 104,2 | 104,2 | 104,2 |
продовольственные | 104,7 | 103,5 | 103,9 | 103,9 | 103,9 |
непродовольственные | 108,3 | 104,5 | 104,5 | 104,5 | 104,5 |
платные услуги населению | 103,5 | 103,0 | 103,5 | 103,5 | 103,5 |
В 2018-2020 годах по базовому и целевому вариантам инфляция будет находиться на уровне 104 %. Кроме инструментов регулятора на спираль инфляции будут влиять рост производства и предложения отечественных потребительских товаров, проведение политики сдержанного роста регулируемых тарифов на коммунальные услуги, а также постепенное восстановление потребительского спроса на фоне поступательного повышения денежных доходов населения.
Оценка потенциальных рисков
К потенциальным рискам, которые могут повлечь недостижение прогнозных значений показателей, можно отнести:
- повышение уровня волатильности внутреннего финансового рынка и сжатие внутреннего кредитования;
- отсрочку реализации инвестиционных проектов на территории региона по развитию транспортной инфраструктуры и сектора строительства транспортных средств и оборудования для нефтегазовой промышленности, в том числе в связи с сохранением ограничений выдачи мощности из Кольской энергосистемы;
- сокращение объемов и/или перенос сроков планового финансирования проектов, реализуемых за счет средств федерального бюджета;
- принятие собственниками предприятий, расположенных в регионе, управленческих решений, которые могут оказать негативное влияние на социально-экономическое положение региона.
2.5. Показатели прогноза социально-экономического развития Мурманской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов
В прогнозе представлено описание основных параметров социально-экономического развития Мурманской области по базовому варианту, использованному в качестве основного для разработки параметров областного бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, с приведением краткого описания параметров развития по целевому варианту.
Значения показателей прогноза социально-экономического развития Мурманской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов по базовому варианту представлены в пункте 2.6, а основные показатели социально-экономического развития муниципальных образований Мурманской области, использованные при формировании регионального прогноза, в пункте 2.7.