Организация функционирования системы взаиморасчетов по пластиковым картам
В развитую платежную систему на основе пластиковых карт входят:
• банки-эмитенты карт;
• банки-эквайеры;
• сервисные учреждения (магазины и т.д.);
• расчетные банки;
• процессинговые центры.
Схема платежной системы с использованием пластиковых карт приведена на рис. 18.
Если сервисная точка и клиент имеют счет в одном банке, то функционирование платежной системы будет выполняться по схеме, приведенной на рис. 19. В этом случае банк может обходиться без услуг других компаний.
По приведенным на рис. 18 и рис. 19 схемам движутся в различных направлениях денежные средства и документы. Так, магазин, отпуская товар клиенту, получает от него взамен слип на соответствующую сумму. Банк магазина (эквайер) возмещает последнему стоимость проданных товаров строго в соответствии с предъявленным слипом. Переводя данные слипа (операции) в электронную форму, эквайер создает из них файл, который отправляет в процессинговый центр и получает через расчетный банк возмещение на соответствующую сумму. Документ на этом этапе – электронный файл, созданный в установленном формате и соответствующим образом зашифрованный.
Рис. 18. Схема платежной системы с использованием
пластиковых карт
Рис. 19. Схема функционирования платежной системы с банком-эмитентом, выполняющим эквайеринг
В процессинговом центре обрабатываются все принятые файлы, сортируются операции, представленные к оплате в систему за этот день и формируются файлы (электронные журналы трансакций) для банков-эмитентов. Эти файлы являются документами, на основании которых процессинговый центр получает от банка-эмитента средства, соответствующие сумме всех операций, проведенных держателями карт данного банка. Банк-эмитент на основании электронных журналов проводит дебитование карточных счетов клиентов.
Впоследствии для каждого клиента формируется выписка по его счету (стейтмент), включающая все операции, прошедшие за определенный период (как правило, за 1 месяц). Для держателей кредитных карт стейтмент – документ, на основании которого клиент должен оплатить свой долг банку на заранее оговоренных условиях. В случае с дебетовыми картами стейтмент лишь информирует клиента о движении средств на его счету.
При большом объеме операций в платежной системе создают несколько процессинговых центров, чтобы разгрузить центральную процессинговую компанию от лишних информационных потоков, а расчетный банк – от лишних движений средств.
Банк, одновременно работающий по выпуску карт и обслуживанию коммерческой сети, также заинтересован в такой «автономизации», поскольку ему не приходится выплачивать комиссию за обслуживание процессинговому центру. Однако, чтобы получить такое преимущество, банку необходимо создать свой процессинговый центр. В такой платежной системе банк, имеющий свой процессинговый центр, становится банком 1-го уровня. Это означает, что он может обрабатывать операции и служить расчетным центром для других банков, работающих в данной платежной системе.
Для держателя пластиковой карты самое главное – это условия, на которых обслуживается его карточный счет, т.е. принятая в банке платежная (расчетная) схема, в которую входят:
• условия начисления процентов по остатку на карт-счете и взимания процентов за кредитование;
• условия взимания комиссий за трансакцию;
• комиссия за выдачу наличных с карт-счета;
• условия предоставления скидок и банковских премий.
Поэтому для банка грамотное построение платежной схемы – важный фактор эффективности карточной программы.
Существует достаточно большое число схем начисления и взимания процентов, начиная с «биржевой» (остаток на рублевом счету ежедневно корректируют по курсу доллара) и заканчивая «кредитно-сберегательной» (начисляются проценты по вкладу и снимаются проценты по кредиту).
В платежной системе пластиковых карт не только начисляются проценты и переводятся средства клиента, но и взимаются комиссии за трансакции. Банк-эквайер, обслуживающий держателя карточки, фактически его кредитует (в международных системах эту операцию называют кассовым авансом). Поэтому банк клиента при возмещении суммы кассового аванса выплачивает также и комиссию за кредитование, которое было произведено при обслуживании его клиента. Ее цель – компенсировать банку-эквайеру отвлечение финансовых ресурсов на период между списанием суммы в пользу магазина и поступлением средств с карт–счета держателя карты. При этом взимание комиссии при получении наличных денег отличается от взимания комиссии при оплате покупок в магазинах на величину комиссии за выдачу наличных с карт-счета.
Схема движения информационных и финансовых потоков в платежной системе при выдаче наличных денег приведена на рис. 20.
Рис. 20. Схема движения информационных и финансовых потоков в платежной системе при выдаче наличных денег
Схема движения информационных и денежных потоков в платежной системе при покупке товара с помощью карты приведена на рис. 21.
Рис. 21. Схема движения информационных и денежных потоков в платежной системе при покупке товара с помощью карты
Скидки при осуществлении платежей по пластиковым картам могут существенно повысить привлекательность данного платежного инструмента. Скидка может быть предоставлена непосредственно при совершении платежа благодаря специальной программе POS-терминала либо выплачена клиенту в виде банковской премии по настройкам учетно-карточной банковской системы.
Банковская премия за покупку является таким видом скидки, при котором часть денежных средств возвращается клиенту уже после совершения покупки и выполнения платежа. Величина премии клиенту рассчитывается исходя из суммы, потраченной клиентом в определенном магазине на покупку и процентной схемы, используемой для расчета.
По сравнению с банковской премией скидка, действующая непосредственно при осуществлении платежа, более привлекательна для владельцев карт.
При предоставлении скидки с карты клиента списывается меньшая сумма, чем это обозначено на ценнике. Существуют три варианта предоставления скидки в магазине:
• Снижение цены на продаваемый товар происходит за счет торгового предприятия. В этом случае магазин сам устанавливает процент скидки. Учет скидок в магазине будет происходить по кассовому отчету, где указывается итоговая сумма оплаченных товаров без скидки и итоговая сумма скидки. На разницу будет уменьшена фактическая торговая наценка и соответственно полученная прибыль от реализации товаров.
• Магазин предоставляет скидку владельцам пластиковых карт за счет их эмитента. Компенсация банком предоставляемой скидки может быть произведена полностью или частично, что определяется заключенным между банком и магазином договором. При этом данные расходы относятся банком на себестоимость оказываемых им услуг.
• Скидка компенсируется третьей организацией, заинтересованной в предоставлении данной услуги предприятием торговли или сферы услуг. Это может быть администрация города, участвующая в реализации социальных программ по повышению уровня жизни определенных категорий граждан – пенсионеров, инвалидов и т.д., а также промышленные предприятия, идущие на предоставление скидок за свой счет для работников, получающих заработную плату по картам.