Жизненный цикл новой продукции

Время, в течение которого знания превращаются в продукт, т.е. разработка новой продукции, ее освоение и изготовление на предприятии вплоть до снятия с производства, принято называть ее жизненным циклом (рис. 19.1).

B жизненном цикле новой продукции можно выделить два характерных периода: первый — это время, в течение которого осуществляется разработка новой продукции, и второй — время, в течение которого новая продукция осваивается, производится и реализуется до полного прекращения выпуска и потребляется обществом.

Жизненный цикл новой продукции - student2.ru

В первый период жизненного цикла изделия включается пол­ный комплекс работ по созданию новой техники, состоящий из нескольких стадий, этапов и отдельных работ, выполняемых для обеспечения ее существования. Этот период начинается со ста­дии научно-исследовательской работы (НИР). На этой стадии возникают и проходят всестороннюю проверку новые идеи, реа­лизуемые иногда в виде открытий и изобретений.

Вторая стадия — опытно-конструкторские работы (ОКР) - переходная от научных исследований к производству, когда идеи, возникшие на стадии НИР, практически претворяются в техни­ческую документацию и опытные образцы.

На третьей стадии, конструкторской подготовки производ­ства (КПП), осуществляется проектирование новой техники: разработка чертежей и технической документации.

Четвертая стадия — технологическая подготовка производ­ства (ТПП). Здесь разрабатывают и проверяют новые технологи­ческие процессы, проектируют и изготавливают технологичес­кую оснастку для производства новой техники.

Пятая стадия — организационная подготовка производства (ОПП). На этой стадии выбирают методы и моделирующие про­цессы перехода на выпуск новой продукции, рассчитывают пот­ребность в материалах и комплектующих изделиях, определяют календарно-плановые нормативы (продолжительность произво­дственного цикла изготовления нового изделия, размеры партий, период чередования партий изделий и др.). На шестой стадии, отработки в опытном производстве (ООП) новой конструкции изделия, осваивают выпуск изделия опытно­го образца, проводят отладку новых технологических процессов, проверку и оценку «жизнеспособности» новой продукции.

Во второй период жизненного цикла изделия включается седьмая стадия — освоение изделия в промышленном производ­стве (ОСП). Здесь создаются условия для промышленного произ­водства нового изделия. Стадия освоения является связующим звеном с фазой произ­водства и реализации изделия (ПиР), в процессе которой осуще­ствляются изготовление деталей и сборочных единиц, сборка и испытание изделия в соответствии с технологической и конструкторской документацией, утвержденной руководителем предприятия.

Точное соблюдение технологического процесса — одно из важнейших организационных условий борьбы за эффективное внедрение новой техники, высокое качество продукции и повы­шенные технико-экономические показатели производства. Важ­ным составным элементом производственной фазы является ре­ализация новой продукции.

Завершающий этап жизненного цикла, когда осуществляется эксплуатация новой продукции (Э), — это период, в течение ко­торого эта продукция используется в соответствии с ее назначе­нием и приносит экономический эффект, до момента утилиза­ции (У). Следует отметить, что во второй период жизненного Цикла изделия предприятие-изготовитель новой техники получа­ет доход от ее реализации, т. е. «новая продукция работает на предприятие». Казалось бы, предприятию выгодно продлить вто­рой период жизненного цикла изделия на максимальный срок, поскольку в это время оно не несет дополнительных расходов на Разработку и внедрение новой продукции. Однако этот период Имеет свой предел, обусловленный экономическими и социаль­ными факторами.

Новая продукция с момента ее появления обеспечивает соци­ально-экономический эффект лишь до определенного времени. Затем она морально стареет и ее дальнейшее производство и ис­пользование наносит ущерб предприятию независимо от ее стои­мости (резко снижается, а иногда и полностью прекращается спрос на нее, и, как следствие, уменьшается прибыль и возрас­тают убытки). Другими словами, с момента появления новой продукции эффект от ее использования быстро увеличивается до определенной максимальной величины, которая затем начинает уменьшаться до нуля или даже до отрицательной величины.

Наши рекомендации