В качестве исходных данных при разработке годового сводного бюджета предприятия используются прогнозные показатели:
· денежная выручка от реализации продукции;
· обобщенные данные о постоянных издержках производства по основным видам продукции;
· средние данные о переменных издержках по каждой товарной группе;
· удельный вес бартера и взаимозачетов в общем объеме реализации продукции;
· планируемые налоговые выплаты;
· полученные банковские кредиты и сроки их возврата;
· суммарные данные по основным производственным и резервным фондам предприятия.
Сводный бюджет предприятия состоит из доходной и расходной части.
Оптимальнымявляется такой бюджет, в котором доходы предприятия равны его расходам. Бюджет предприятия может быть как дефицитным, так и профицитным.
В дефицитномбюджете расходы превышают доходы. В профицитном — доходы выше расходов предприятия.
Доходная часть бюджета составляется на основе разрабатываемых предприятием планов производства и реализации продукции, планов повышения прибыли и финансовых поступлений, а также других видов доходов.
Расходная часть бюджета предприятия планируется на основании следующих данных: плана-графика налоговых выплат; бюджета фонда оплаты труда персонала; плана-графика платежей во внебюджетные фонды; бюджета материальных затрат; бюджета электроэнергии; плана-графика погашения кредитов; бюджета прочих расходов.
Контроль над исполнением системы бюджетов на предприятии рекомендуется применять двухуровневый. Нижний уровень предусматривает контролирование бюджетов структурных подразделений предприятия.Верхнийуровень — контроль сводного бюджета предприятия.
Основными элементами системы контроля являются:
· объекты — бюджеты структурных подразделений;
· предметы — отдельные характеристики и показатели состояния бюджета;
· субъекты — структурные подразделения предприятия, осуществляющие контроль за соблюдением бюджетов;
· технология — выполнение принятых процедур контроля состояния бюджета.
Содержание БП
Бизнес-планы разрабатываются на различные инновационные объекты или процессы, связанные с проектированием или созданием новых фирм и их подразделений, разработкой и поставкой на рынок требуемых товаров и услуг, реконструкцией предприятий и расширением выпуска продукции, совершенствованием технологии и организации производства, повышением качества товаров и производительности труда.
Структура БП
1. Титульный лист
2. Вводная часть (резюме)
3. Анализ положения дел в отрасли
4. Существо предлагаемого проекта
5. Конкуренция и другие внешние факторы
6. Производственный план
7. План маркетинга
8. Организационный план
9. Финансовый план
10. Оценка риска
11. Приложения
Разработка БП производства
Все бизнес-планы, как правило, разрабатываются с конкретной предпринимательской целью и на определенный срок действия проекта. На крупные проекты, кроме сводного бизнес-плана, могут создаваться локальные бизнес-предложения.
1. Резюме — это сжатый обзор делового предложения, предназначенный привлечь внимание инвесторов к разрабатываемому бизнес-проекту и получить необходимые кредиты для его практической реализации (объем – 2 стр.).
Структура резюме:Введение; основное содержание; заключение.
2.Анализ положения дел в отрасли: текущая ситуация и тенденции ее развития; потенциальные конкуренты; предполагаемые потребители
3. Существо предлагаемого проекта: выпускаемая продукция; выполняемые работы и услуги; необходимые помещения и оборудование; требуемый административный и производственный персонал; сведения о самом предпринимателе и его партнерах.
4. Конкуренция и другие внешние факторы. В этом разделе плана необходимоопределить конкурентов — производителей аналогичной продукции, как можно точнее оценить объемы и динамику их продаж, доходы, перспективы освоения новых товаров, их основные потребительские характеристики, уровень качества.
5. Производственный план
В этом разделе необходимо описать основные производственные процессы, дать логистическую схему материальных потоков, состав необходимого технологического оборудования, перечень потребных материальных ресурсов и т.д.
6. План маркетинга
Предназначен для создания эффективного рынка сбыта предлагаемого товара.
Одно из наиболее важных направлений в плане маркетинга предприятия — политика ценообразования. Существуют множество методов определения цены
Самый простой и удобный способ установления цены — на основе средних издержек производства плюс средняя прибыль.
С=С+Pp+Пср
где Ц — цена единицы продукции;
С — средняя себестоимость производства единицы продукции;
Рр — расходы по реализации единицы продукции;
Пср — средняя прибыль от реализации единицы продукции на данном рынке.
7. Организационный план: форма собственности; сведения о партнерах (пайщиках); мера ответственности партнеров; состав руководящих органов; организационная структура фирмы; распределение обязанностей и функций.
8. Финансовый план является заключительным разделом бизнес-проекта, он включает три плановых документа: план доходов и расходов, прогноз движения наличности и баланс предприятия.
Обычно находят точку безубыточности, чистый дисконтированный доход (NPV),
индекс доходности (РС), срок окупаемости (РР), внутреннюю норму доходности (рентабельности) (IRR) и указывают всё это в финансовом плане.
9. Оценка риска: слабые стороны предприятия; вероятность появления новых технологий; альтернативные стратегии; надежность партнеров и поставщиков.
10. Приложения: перечень основных документов
42. Понятие и виды риска. Факторы, определяющие риск. Показатели и методы учета риска в планировании.
Риск — это возможность возникновения неблагоприятной ситуации или неудачного исхода производственно-хозяйственной или какой-либо другой деятельности.
Источником рискаявляется неопределенность, под которой понимается отсутствие полной и достоверной информации, используемой при составлении и реализации плана.
По этому признаку все плановые решения подразделяются на три группы:
· принимаемые в условиях определенности;
· принимаемые в условиях вероятностной определенности (основанные на риске);
· принимаемые в условиях полной неопределенности (ненадежные)
Виды рисков:
по роду опасности:
· Техногенные риски — это риски, связанные с хозяйственной деятельностью человека (например, загрязнение окружающей среды).
· Природные риски — это риски, не зависящие от деятельности человека (например, землетрясение).
· Смешанные риски — это риски, представляющие собой события природного характера, но связанные с хозяйственной деятельностью человека (например, оползень, связанный со строительными работам.
по сферам проявления:
· Политические риски — это риски прямых убытков и потерь или недополучения прибыли из-за неблагоприятных изменений политической ситуации в государстве или действий местной власти.
· Социальные риски — это риски, связанные с социальными кризисами.
· Экологические риски — это риски, связанные с вероятностью наступления гражданской ответственности за нанесение ущерба окружающей среде, а также жизни и здоровью третьих лиц.
· Коммерческие риски — это риски экономических потерь, возникающие в любой коммерческой, производственно- хозяйственной деятельности. В состав коммерческих рисков включают финансовые риски (связанные с осуществлением финансовых операций) и производственные риски (связанные с производством продукции (работ, услуг), осуществлением любых видов производственной деятельности).
· Профессиональные риски — это риски, связанные с выполнением профессиональных обязанностей (например, риски, связанные с профессиональной деятельностью врачей, нотариусов и т.д.).
по возможности предвидения:
· Прогнозируемые риски — это риски, которые связаны с циклическим развитием экономики, сменой стадий конъюнктуры финансового рынка, предсказуемым развитием конкуренции и т.п. Предсказуемость рисков носит относительный характер, так как прогнозирование со 100%-ным результатом исключает рассматриваемое явление из категории рисков. Например, инфляционный риск, процентный риск и некоторые другие их виды.
· Непрогнозируемые риски — это риски, отличающиеся полной непредсказуемостью проявления. Например, форс- мажорные риски, налоговый риск и др.
Соответственно этому классификационному признаку риски подразделяются также на регулируемые и нерегулируемые в рамках предприятия.
по источникам возникновения:
· Внешний (систематический или рыночный) риск — это риск, не зависящий от деятельности предприятия. Этот риск возникает при смене отдельных стадий экономического цикла, изменении конъюнктуры финансового рынка и в ряде других случаев, на которые предприятие в своей деятельности повлиять не может. К этой группе рисков могут быть отнесены инфляционный риск, процентный риск, валютный риск, налоговый риск.
· Внутренний (несистематический или специфический) риск — это риск, зависящий от деятельности конкретного предприятия. Он может быть связан с неквалифицированным финансовым менеджментом, неэффективной структурой активов и капитала, чрезмерной приверженностью к рисковым (агрессивным) операциям с высокой нормой прибыли, недооценкой хозяйственных партнёров и другими факторами, отрицательные последствия которых в значительной мере можно предотвратить за счёт эффективного управления рисками.
Методы учета риска:
Статистический способсостоит в том, что изучается статистика потерь, имевших место в аналогичных видах предпринимательской деятельности, устанавливается частота появления определенных уровней потерь.
Экспертный способ, известный под названием метода экспертных оценок, применительно к предпринимательскому риску может быть реализован путем изучения мнений опытных руководителей или специалистов.
Расчетно-аналитический способпостроения кривой распределения вероятностей потерь и оценки на этой основе показателей риска базируется на теоретических представлениях.
43. Расчет показателей эффективности планов-проектов.
На первой стадии разрабатываются и отбираются планируемые варианты развития техники, технологии и организации производства из потенциально возможных, каждый из которых должен удовлетворять заданным ограничениям, в первую очередь по техническим параметрам, качественным показателям, производственным стандартам, социальным условиям, экологическим требованиям, срокам реализации и другим потребностям современного рынка.
В число рассматриваемых альтернативных вариантов обязательно должны входить наиболее прогрессивные виды техники или технологические методы обработки, а также формы организации производства, уровень технико-экономических показателей которых превосходит или соответствует лучшим не только отечественным, но и мировым достижениям как освоенным в производстве, так и намечаемым к выпуску в перспективе.
По каждому выбранному варианту соответствующего проекта из числа допустимых по действующим ограничениям определяются значения затрат, результатов и экономического эффекта. В качестве расчетного периода может быть принят один год или весь срок службы техники.
Показатели разновременных затрат и результатов всех лет периода реализации проекта должны быть приведены к расчетному году с помощью коэффициента приведения или дисконтирования, значения которого могут быть установлены как расчетным, так и табличным способом.
На основании выполненных расчетов выбирается лучший вариант проекта. Оптимальным признается тот, у которого величина экономического эффекта имеет максимальное значение. При условии тождества полезного результата лучшим считается вариант с минимальной величиной затрат на его осуществление.
Расчет затрат на осуществление проекта.
1. Общие затраты на реализацию инновационного проекта за принятый расчетный период:
3t = Зп + Зи,
где 3t — общие текущие затраты за расчетный период, руб.;
Зп — затраты на стадии производства продукции;
Зи — затраты в сфере использования продукции.
Текущие затраты при производстве и использовании продукции рассчитываются единообразно по формуле:
Зп(и) = И + К-Л,
где Зп(и) — затраты на производство (использование) продукции за расчетный период, руб.;
И — текущие издержки при производстве (использовании) продукции за расчетный период;
К — единовременные (капитальные) затраты при производстве (использовании) продукции в расчетном году;
Л — ликвидационная (остаточная) стоимость основных фондов, выбывающих в расчетном году
Текущие издержкив сфере производства продукции по существу характеризуют себестоимость единицы продукции, определяемой сложением отдельных прогрессивных (нормативных) элементов затрат:
Ип = М + В + 3 + Ос + Э + А + Пр,
где Ип — издержки или себестоимость единицы продукции, руб./шт.;
М — затраты на основные материалы;
В — затраты на вспомогательные материалы;
3 — основная и дополнительная зарплата;
Ос — отчисления на социальное страхование;
Э — расход энергии;
А — амортизация основных фондов;
Пр — прочие расходы
Общая ликвидационная стоимостьвыбывающих основных фондов определяется прямым счетом по формуле:
Л = Коб х Цост,
где Л — суммарная ликвидационная стоимость фондов, руб.;
Коб — число единиц выбывающих фондов;
Цост - остаточная стоимость единицы оборудования
2. Расчет результатов от применения проекта.
Общая стоимостная оценка ожидаемых (планируемых) результатов от практического использования разрабатываемого проекта за принятый период рассчитывается как сумма основных и сопутствующих результатов:
Pt = Po + Pc
где Pt — стоимостная оценка результатов за расчетный период, руб.;
Ро — стоимостная оценка основных результатов;
Рс — стоимостная оценка сопутствующих результатов.
3. Расчет экономического эффекта.
Общий экономический эффект от применения новой техники, технологии и организации производства за планируемый период определяется разностью соответствующих результатов и затрат по формуле:
Эt = Pt-3t
4.Определение срока окупаемости проекта.
Вобщем виде срок окупаемости инновационных проектов устанавливается как отношение соответствующих затрат к полученному годовому эффекту (прибыли):
TOK = 3t/Эt
Нижняя граница срока окупаемости (минимальная) определяется действующим значением учетной процентной ставки Центрального банка России за кредит, верхняя (максимальная) — существующим нормативом эффективности капитальных вложений (Ен). Например, при действующей ставке за кредит в 15% нормативный срок окупаемости не должен превышать значения, равного 6,6 года (Тн = 1/0,15). Верхнее значение срока окупаемости при Ен = 0,14 ограничено периодом 7,1 года
Планирование лесохозяйственных мероприятий.
Плановая работа в лесхозе, проводимая в процессе выполнения годового плана и предусматривающая объемы и качественные показатели его деятельности на квартал, месяц, декаду и т. п., называется планированием лесохозяйственных мероприятий.
Этапы планирования:
1. Разработка плана-графика работ лесхоза, так как работа по графику - основа производственных успехов. В данном случае целесообразно использовать возможности сетевого плана-графика, охватывающего все работы, проводимые в лесхозе как по хозрасчетной, так и по госбюджетной деятельности. Планы, составленные по отдельным процессам, необходимо свести в единый оперативный план работ по лесничествам и в целом по лесхозу.
2. Доведение планов до исполнителей. Одна из форм — широкое обсуждение их на общих собраниях в лесхозах, лесничествах и рабочих бригадах. Однако эта форма носит общий характер и не дает возможности возложить на исполнителя определенные обязательства.
В передовых лесхозах для доведения плана до исполнителя применяют наряд или план-наряд. В нем указывают, как и кому он выдан; подробное наименование работ и место их проведения, объем работ, их начало и конец; норму выработки на человеко-день, на бригаду; расход материалов и обеспеченность инструментами; расценку по видам работ и систему оплаты труда. Наряд подписывают лесничий и бригадир.
3. контроль за ходом выполнения плана. Лучшая форма такого контроля — непосредственный выезд на места проведения работ.
4. приемка производственных работ. Приемка работ оформляется специальным актом. Так как в этом акте не указывается объем работ, выполненных отдельными исполнителями, к наряду и акту приемки прилагают табель работ. Табель вместе с нарядом и актом приемки выполненных работ является документом, необходимым для выплаты рабочему заработной платы.