Организация создания товаров и услуг
При производстве товаров и услуг все фирмы выполняют три функции. Эти функции являются необходимыми составляющими для выживания не только собственно производственного процесса, но и организации в целом.
Три функции, которые требуются всем фирмам:
Фирма | Маркетинг | Производство | Финансы/учет |
Рестораны быстрого приготовления пищи | Объявления на TV. Продвижение на рынке с помощью рекламных средств | Изготовление гамбургеров. Изготовление жаркого. Ремонт оборудования. Проектирование новых отделений. Развитие сети поставок | Плата поставщикам. Заработная плата. Сбор наличных денег. Банковские платежи |
Университеты | Отправка по почте каталогов. Посещение и переговоры со школами | Научные и методические исследования. Передача знаний | Оплата преподавателей. Оплата персонала. Сбор платы за обучение |
Производители автомобилей | Объявления на TV, в газетах и т. д. Поддержка автогонок | Проектирование автомобилей Производство компонент. Сборка автомобилей. Развитие сети поставок | Плата поставщикам. Заработная плата. Затраты на производство. Банковские платежи. Дивиденды. Продажа акций |
1. Маркетинг определяет спрос либо, по крайней мере, формирует заказ на товар или сервис.
2. Производство/операции создают товар.
3. Финансы/учет определяют, насколько экономно организация производит продукт и своевременно оплачивает счета и получает деньги.
Университеты, представители бизнеса, рестораны – все используют и развивают эти функции.
При рассмотрении некоторых других организационных форм будет показано, что и они имеют эти три базовые функции. Схема, отражающая, как три типа фирм, участвующих в различном бизнесе, организуют выполнение этих и родственных функций, показана на рис. 1.2.
ЗАЧЕМ ИЗУЧАЮТ П/ОМ?
П/ОМ – одна из трех главных функций любой организации (о чем было сказано выше), и это относится и ко всем другим функциям бизнеса. Рынок (продажи), финансы (учет) и производство (операции) представляют те или иные организации, поэтому важно знать, как П/ОМ сегментирует функции организаций в них. В этом курсе, во-первых, мы изучим, как люди организуют собственное продуктивное предприятие. Во-вторых, мы хотим показать, как производятся товары и услуги. Производственная функция является сегментом общественного производства, производящего товары, нами потребляемые. В-третьих, мы изучаем П/ОМ, потому что это затратная часть организации. Эта затратная составляющая делает П/ОМ законным центром общественной борьбы за рост производительности. К серьезному обсуждению производительности перейдем позже. Табл. 1.1 показывает, насколько велик процент годового дохода, который расходуется на П/ОМ-функции в отдельных видах бизнеса. Действительно, П/ОМ может обеспечить лучшие возможности для организации при движении ее к прибыльности или при увеличении ее способности к выживанию. Например, рассмотрим, как фирма может увеличить свою прибыльность, используя производственную функцию.
Таблица 1.1 Процент годового дохода, расходуемого на П/ОМ-функции
Для выбранных организаций
Статьи расходов | Упаковка мяса, % | Производ-ство мебели, % | Ресторан-ный сервис, % | Производ-ство станков, % |
Производство/операции | ||||
Материалы | ||||
Зарплата основных рабочих | ||||
Линейный персонал, снабжение, оплаченные отпуска и т. д. | ||||
Персонал отделов продажи, финансовых операций, общий управленческий и административный персонал | ||||
Непредвиденные расходы, налоги, прибыль |
ПРИМЕР
Малая фирма должна удвоить свою прибыль путем покупки следующего поколения производственного оборудования. Менеджер определил, что если фирма не сумеет увеличить прибыль, ее банк не даст ей кредит, и оборудование невозможно будет купить. Если фирма не сможет купить оборудование, ограничения старого оборудования не дадут фирме остаться в бизнесе и фирма будет неспособна обеспечить работой своих работников или товарами и услугами своих покупателей. Табл. 1.2 показывает прибыль и убытки и три стратегических решения для фирмы.
Таблица 1.2Решения по увеличению прибыли
Варианты решений Показатели | Текущее состояние, $ | Выбор маркетинга 1 | Выбор маркетинга 2 | Производ-ственные решения 3 |
Увеличение продаж на 50 %, $ | Уменьшение финансовых затрат на 50 %, $ | Уменьшение производственных затрат на 20 %, $ | ||
Продажи | ||||
Затраты на товар | - 80000 | - 120000 | - 80000 | - 64000 |
Общая прибыль | ||||
Финансовые | - 6000 | - 6000 | - 3000 | - 6000 |
затраты | ||||
Налог 25% | - 3500 | - 6000 | - 4250 | - 7500 |
Прибыль |
Первым стратегическим решением является выбор маркетинга, при котором хорошее управление может увеличить продажи на 50 %. При увеличении продаж на 50 % прибыль будет увеличиваться на 71 %, но увеличение продаж на 50 % – дело сложное и не всегда возможное.
Вторым решением является выбор финансовой и учетной стратегии, при которой финансовые затраты сокращаются наполовину с помощью хорошего финансового менеджмента. Но сокращение всех финансовых затрат все же недостаточно для необходимого увеличения прибыли. Прибыль возросла только на 21 %.
Третье решение – это выбор П/ОМ-стратегии, когда менеджмент уменьшает производственные затраты и увеличивает прибыль на 114 %. В условиях, описанных в нашем примере, мы теперь найдем банк, который даст взаймы денежные средства фирме.
1. Увеличение продаж на 50 % дает увеличение прибыли на $ 7500, или на 71 % (7500/10500).
2. Уменьшение финансовых затрат на 50 % увеличивает прибыль на $2250, или на 21% (2250/10500).
3. Уменьшение производственных затрат на 20 % увеличивает прибыль на $12000, или на 114 % (12000/10500).
Производственные решения, принятые в примере, – успешная стратегия.
Эффективные производственные функции имеют высокую отдачу. Цель производственных подразделений, так же как других сегментов организаций, – работать эффективно, насколько это возможно.
Заключительный довод для изучения П/ОМ – возможность сделать благоприятную карьеру в данной области. Рассмотрим следующие аспекты карьеры производственного/операционного менеджера.
1. Что делает производственный/операционный менеджер.
2. Где П/ОМ-работы выполняются.
3. Как готовятся к карьере в П/ОМ.
ЧТО ДЕЛАЮТ П/0-МЕНЕДЖЕРЫ?
После рассмотрения того, что делают все менеджеры, мы будем более подробно рассматривать, что делают П/ОМ-менеджеры. Все хорошие менеджеры выполняют основные функции процесса менеджмента. Процесс менеджмента включает:
1) планирование: менеджеры определяют цели и выигрыши для организации и развивают программы, политику и процедуры, которые будут помогать организации достигать их. Соподчиненность планов определяется для каждого департамента, группы и лица в организации;
2) организацию: менеджеры развивают структуру отдельных исполнителей, групп, отделов и подразделений для выполнения задач;
3) штаты: менеджеры определяют потребности в рабочей силе и лучшие пути приема, обучения, переобучения и увольнения персонала, необходимого для выполнения задач;
4) руководство: менеджеры руководят, следят и стимулируют персонал к выполнению задач;
5) контроллинг: менеджеры развивают стандарты и коммуникационные сети, необходимые для гарантии того, что организация, штат и руководство выполняют соответствующие планы и решают свои задачи.
Производственные/операционные менеджеры применяют этот процесс менеджмента к решениям и функциям, выполняемым в П/ОМ. В производственных организациях менеджеры содействуют производству и операциям через выполнение задач, показанных в табл. 1.3. Каждый из этих видов деятельности может требовать планирования, организации, руководства, контроллинга и работы с персоналом.
Виды деятельности, выполняемые в соответствии с табл. 1.3, требуют, чтобы операционные менеджеры принимали многочисленные решения. В табл. 1.4 показаны такие П/ОМ-решения, области решений и главы в данной книге, где эти решения обсуждаются.
В нашей книге мы рассматриваем верные, на наш взгляд, пути принятия этих решений. Мы также отмечаем воздействие, которое эти решения могут оказать на стратегию фирмы и ее производительность.
Таблица 1.3 Деятельность департаментов в промышленной фирме
Основные функции | Содержание функций |
Исследование и развитие (R&D) | Исследования товара, развитие товара и инжиниринг товара |
Инжиниринг товара | Настройка проекта товара на увеличение эффективности производства (повышение технологичности конструкции) |
Инжиниринг процесса | Проектирование, развитие и изменение способов производства, оборудования и процессов |
Планирование оборудования, строительство зданий и сооружений | Планирование, строительство, обслуживание и ремонт оборудования |
Закупки | Определение лучших источников, способов доставки и цены |
Промышленный инжиниринг (IE) | Определение наиболее эффективного использования машин, площадей и персонала |
Инжиниринг методов | Усовершенствование процедур на рабочих местах |
Производственное планирование и управление запасами (РІС) | Планирование процесса производства, составление расписаний, управление запасами |
Управленческие производящие системы | Приложение методологии, математических методов и процедур или управленческих информационных систем к производственным операциям |
Обеспечение качества/контроль качества (QA&QC) | Пересмотр проектов, товаров и процессов для обеспечения уверенности, что цели по достижению заданного уровня качества выполнены |
Ремонт и обслуживание | Концентрация на проектировании систем и процедур, которые будут создавать и поддерживать надежность системы |
Таблица 1.4 Решения, принимаемые П/ОМ-менеджерами
Производственные/операционные вопросы | Область решений | Глава книги |
Как может П/ОМ-функция способствовать достижению целей организации? | Производительность и стратегия | |
Что является нашим критерием планирования и какое количество товара мы надеемся продать? | Прогнозирование | |
Какой товар или сервис мы будем предлагать и как мы спроектируем этот товар или сервис? | Выбор товара и проектирование | |
Какой процесс будет требоваться для этих товаров и в каком порядке? Какое оборудование необходимо для этих процессов? | Выбор процесса и его проектирование | |
Где мы будем размещать предприятия? На каких критериях будет базироваться проект размещения? | Размещение | — |
Как мы будем размещать оборудование? Как долго это оборудование должно удовлетворять нашему плану? | Загрузка оборудования | — |
Как будем мы обеспечивать рациональные условия работы? Какую выработку мы ожидаем от наших служащих в производстве? | Человеческие ресурсы | — |
Окончание таблицы 1.4
Производственные/операционные вопросы | Область решений | Глава книги |
Является ли субконтракт на производство хорошей идеей? Правильно ли будет прибегать к увольнению работающих в периоды спадов? | Краткосрочное планирование и управление проектами | 8, 11, 13 |
Как много запасов каждого наименования материалов и предметов производства должны мы иметь? Когда мы делаем заказ и когда мы производим? | Запасы, MRP, ОПП | 9, 10, 12 |
ГДЕ РАБОТАЮТ П/О-МЕНЕДЖЕРЫ?
Рис. 1.3 показывает распределение работ на примере Соединенных Штатов. Производство, которое имеет высокую долю П/ОМ-работ, теперь составляет около 18% от всех работ, строительство, добывающие и другие производства – около 6 % и сервис – около 76 %. Сектор сервиса включает правительственную сферу, сферу питания, сдачу жилья, торговлю, транспорт, финансы, страхование, законодательство, медицину, ремонт и обслуживание.
Допуская, что две трети всех работ в производстве, добывающих отраслях и строительстве составляют производственные/операционные работы и что одну треть всех работ в секторе сервиса составляют производственные/операционные работы, получаем, что около 40% всех работ относится к производству и операциям. В Соединенных Штатах, которые имеют около 128 млн. человек занятых, это составляет 51 млн. человек, работающих в областях производства/операций.
Большинство из них мы можем определить термином «голубые воротнички», или «непрофессиональные исполнители». Остальные являются профессионалами и управленческим штатом, линейными исполнителями в различных областях, где образование, обучение и профессиональная квалификация играют значительную роль. Давайте рассмотрим те из П/ОМ-работ, которые являются показательными в карьере производственного/операционного менеджера.
ПОДГОТОВКА К КАРЬЕРЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО/ОПЕРАЦИОННОГО МЕНЕДЖЕРА
Рассмотрим американскую систему подготовки и профессионального отбора претендентов. С чего начать карьеру в области производственных/операционных функций фирмы? Давайте посмотрим квалификационные требования для лиц, пытающихся вступить на позиции в П/ОМ. Решения, указанные в табл. 1.4, могут принимать специалисты, чья работа относится к затемненным областям, изображенным на рис. 1.3. Компетентные студенты факультетов бизнеса, чьи знания учета, статистики, финансов и П/ОМ имеют значение, могут занять позиции во всех этих областях.
В нашей книге рассматриваются дисциплины, которые могут помочь вам принимать такие решения. Кроме того, углубленно изучаются курсы по каждой области специальных знаний. Наибольшее значение для П/ОМ-студента имеют учет, статистика, информационные системы и математика, знания которых будут увеличивать возможность занять желаемую должность.
В область производства и управления запасами часто приходят закончившие высшие учебные заведения по направлению П/ОМ. П/ОМ-выпускники могут повысить квалификацию путем получения сертификата практика в менеджменте контроля запасов (СР1М). Эта сертификация (повышение квалификации) предлагается Американским обществом производства и управления запасами (APICS). Членство в студенческом или местном отделении APICS также превосходный путь к повышению квалификации в этой области.
Производственные системы – это термин, используемый для описания широкого набора задач от исследования операций до интегрированного компьютерного производства. Термин указывает на широкий спектр возможностей. Чаще всего здесь нужны знания математики, количественных методов управления, информационных систем, менеджмента (или П/ОМ) в зависимости от конкретного содержания назначения на ту или иную работу. Общество промышленных инженеров (SME) – один из источников информации о карьере в производстве.
Работы по анализу затрат, индустриальному инжинирингу, стандартам по труду, методам работы и управленческим аспектам обслуживания производства часто выполняются бизнес- или П/ОМ-выпускниками, особенно если студент изучил специальные курсы для работы в этих областях. Институт индустриальных инженеров (НЕ) с месячным обучением приветствует у себя этих студентов.
Работы по закупкам часто выполняются экспедиторами или ассистентами покупателей. Бизнес- или П/ОМ-выпускники имеют открытую дорогу к такой деятельности. Студенты могут повысить свою квалификацию, получив сертификат менеджера по закупкам (СРМ). Обучение завершается успешным окончанием с серией экзаменов. Если суть проблем снабжения привлекает специалиста, он может обратиться в Национальную ассоциацию управления закупками (NAPM) за информацией о членстве и экзаменах.
Контроль качества, к примеру, доступен студентам с солидной подготовкой по статистике, будь они магистрами статистики или бизнес-магистрами. Но эти места часто предлагаются студентам-физикам для проведения анализов и тестирования процессов. Американское общество контроля качества (ASQC) может обеспечить информацией о карьере в этой дисциплине и ее сертификационных экзаменах.
Студенты с подготовкой по информационным наукам и научному менеджменту могут найти себе применение по многим важным направленим П/ОМ. Они могут использовать свои знания, помогая в развитии компьютеризированного учета, нормирования, контроля запасов, в прогнозировании и создании персональных систем или создании математических моделей, которые помогут фирме принимать лучшие решения.
В добавление к этим традиционным областям конкретной деятельности существует ряд возможностей для лиц, обладающих знаниями в других областях, включая области, которые во многом касаются будущего производственного/операционного менеджмента: научное управление, физические науки и информационные технологии. Все эти области знаний предлагают большие возможности для карьеры П/ОМ. Например, студенты, изучающие физические науки, могут найти широкий спектр занятий, связанных с производством и операциями: от защиты окружающей среды до развития новых металлургических процессов или процессов на молекулярном уровне.