Организация процессов труда по управлению коллективом
- определение трудовых коллективов;
Трудовой коллектив — это особая социальная общность, объединяющая людей, осуществляющих совместную трудовую деятельность в рамках трудовой организации. Он составляет социальную основу стабильных, устойчиво функционирующих и способных к развитию трудовых организаций.
Основными параметрами трудового коллектива, от которых зависит эффективность трудовой организации, являются такие показатели его состояния, как: сплоченность, стабильность, уровень квалификации и образования, трудовая и общественная активность ее участников, роль в общественной жизни более широкой социальной общности. Трудовой коллектив складывается на основе и в процесс достаточно продолжительных взаимодействий и отношений между членами трудовой организации, обусловленных совместным участием в едином производственном и социальном процессах.
- критерии, используемые для типологии трудовых коллективов: особенности трудовой деятельности или содержание предмета труда и результат труда большинства (основного состава) работников организации и организации в целом, непосредственный социальный субъект потребности, удовлетворяемой основной деятельностью трудовой организации, основной партнер организации и тип отношений с ним;
Предметом взаимодействий и отношений между членами трудового коллектива являются, с одной стороны, заданные спецификой конкретного производства трудовые функции и роли, с другой - внешние (относительно трудовой организации) социальные роли и статусы сотрудников, обусловленные их участием в других социальных общностях. Поэтому складывание трудовых коллективов - это, как правило, противоречивый и далеко не всегда упорядоченно протекающий социальный процесс. Социологический анализ позволяет выделить среди них несколько типологических групп, сформированных на основе разных критериев. В частности, это можно сделать, используя наиболее известный в отечественной литературе подход к типологии организаций, предложенный А.И. Пригожиным.
Данный подход позволяет сформулировать три критерия типологии трудовых коллективов:
• Первый критерий — особенности трудовой деятельности или содержание предмета труда и результат труда большинства (основного состава) работников организации и организации в целом.
• Второй критерий — непосредственный социальный субъект потребности, удовлетворяемой основной деятельностью трудовой организации.
• Третий критерий — основной партнер организации и тип отношений с ним.
- основные типы трудовых коллективов: ТК организаций, учреждений, удовлетворяющие потребности индивидов, отдельных категорий населения общества в целом;
В таблице представлена типология трудовых организаций.
Таблица – Типология трудовых организаций
Согласно первому критерию трудовые коллективы делятся на
два вида: трудовые коллективы предприятий и трудовые коллективы учреждений. Деятельность трудовых коллективов предприятий обеспечивает производство товаров (продукции), их (её) распределение, а также производство услуг. Предмет труда большинства членов трудового предприятия имеет вещную природу. Сам труд связан с воздействием на материальные предметы. Последние в процессе труда либо преобразуются, либо (при торговле) перемещаются в пространстве. Трудовые коллективы учреждений принципиально отличаются от трудовых коллективов предприятий не только размерами, организационной сложностью и т.д. Основное отличие обусловлено качественно иным предметом труда. Здесь «предметом» труда является человек, личность, феномены его сознания: знания, ценности, идеалы, представления, мотивы, интересы, установки, способы и навыки мышления. К трудовым коллективам учреждений относятся коллективы медицинских, воспитательных, образовательных, научных, просветительских и управленческих трудовых организаций: больниц, поликлиник, родильных домов, детских садов, школ, средних и высших учебных заведений, научно-исследовательских и проектных институтов, библиотек, музеев, органов управления.
Следует обратить внимание на ряд особенностей трудовых коллективов учреждений, обусловленных предметом их трудовой деятельности. В этой сфере исключается применение способов разделения и кооперации трудовой деятельности, характерных для массового производства материальных предметов. Трудовая деятельность трудовых коллективов учреждений чаще носит индивидуальный характер. Сравним, например, труд воспитателя, учителя, преподавателя вуза, менеджера, врача, библиотекаря и т.п. с трудом квалифицированного рабочего, связанным с изготовлением какого-либо материального продукта (автомобиля, телевизора), состоящего из стандартных деталей, соединенных в целое, согласно жестким техническим нормам, в стандартной последовательности.
По второму критериютрудовые коллективы делятся на три группы.
Деятельность трудовых коллективов организаций,относящихся
к первой группе, направлена непосредственно на удовлетворение индивидуальных человеческих потребностей. Они производят материальные предметы потребления: продовольственные товары, одежду и обувь, жильё, предметы домашнего обихода, обеспечивают отдых и лечение, создают и поставляют предметы духовного потребления.
Трудовые коллективы организацией, принадлежащих ко второй группе, осуществляют общественные функции формального социального контроля. Это судебные учреждения, различные органы надзора и органы государственного управления (законодательные и исполнительные органы власти).
Трудовые коллективы организаций, третьей группы выполняют функции социализации, социальной адаптации и реабилитации, а также воспитательные, образовательные, защитные и благотворительные функции.
В соответствии с третьим критерием выделяют трудовые коллективы организаций, чьими партнерами преимущественно являются либо другие организации, либо массовый потребитель, либо отдельные категории населения. Каждый из этих случаев характеризуется особым типом взаимодействий и социальных отношений. В одном случае – это отношения, носящие характер административной зависимости (например, отношения между организациями, входящими в состав одного ведомства, корпорации). В другом – это отношения экономического партнёрства (например, отношения между поставщиком продукции и её оптовым потребителем). В третьем – отношения социальной зависимости (между учреждениями социальной защиты и малообеспеченными слоями населения).
Как социальная общность трудовой коллектив представляет собой определенное пространство социальных контактов, взаимодействий и отношений. В силу известной специализации трудовой организации, ее непосредственной включенности в социальные системы более высокого уровня данное пространство устроено достаточно сложно.
В частности, в нем выделяются три взаимосвязанных подпространства:
- подпространство функционально-производственных связей;
- подпространство неофициальных функционально-производственных связей;
-подпространство неофициальных, неформальных, внепроизводственных и внефункциональных связей.
В социологической теории организации эти элементы социального пространства называются, соответственно, формальной, внеформальной и неформальной организациями (А.И. Пригожин).
• Формальная организация складывается на основе разделения труда, обусловленного официальной целью или главной функцией организации, которые закреплены в ее уставе и других нормативных, документально оформленных актах. В свою очередь разделение труда оформляется в виде иерархической системы должностных позиций и соответствующих ролевых предписаний. Формальная организация включает также систему деловых коммуникаций, обеспечивающую взаимодействие ее функциональных блоков и элементов, и подсистему регуляторов трудовой деятельности: технические нормы, планы и программы, фиксирующие цели трудовой деятельности в измеримых показателях, образцы служебного поведения, принципы и формы вознаграждения, поощрения и принуждения.
• Внеформальная организация состоит из отношений, предметом которых является решение служебных задач на основе связей, способами, не предусмотренными формальной организацией. Внеформальная организация, по сути, является неофициальной, поскольку функционирует вне официальных механизмов взаимодействия.
Неформальная организация возникает и существует наряду с формальной. Ей присущи большинство социальных элементов последней, в частности, таких, как система социальных связей, образцов поведения, норм и санкций. Однако есть принципиальное отличие неформальной организации от формальной. Оно состоит в том, что она возникает не по предварительному рациональному замыслу или проекту, а стихийно, сама собой.
Центральная проблема управления трудовым коллективом — несовпадение целей и ценностей индивида-работника с целями трудовой организации и вытекающая отсюда невысокая степень интеграции работника в ее деятельности. Наиболее существенным признаком коллектива и коллективности является совпадение индивидуальных, личностных целей людей, участвующих в совместной трудовой деятельности в рамках формального объединения, с целями данного объединения.В связи с этим существует разграничение целейчленов трудового объединения на общие, т.е. разделяемые большинством или (в идеальном случае) всеми, и сходные, т.е. совпадающие формально, когда совместная трудовая деятельность является средством достижения каких-то своих собственных, сугубо личных целей, отличающихся от целей организации.
- этапы формирования и управления трудовыми коллективами: образование трудовой общности, образование «ядра», сотрудники идентифицируют себя с данной общностью.
Любая трудовая организация создается как инструмент решения задач более широких общностей, которые могут быть выполнены только через достижение индивидуальных целей. Поэтому создание и управление конкретной трудовой организации включают в себя разработку определенного механизма «перевода» соответствующей общественной цели (например, строительство железной дороги большой протяженности и в тяжелых климатических условиях) в индивидуальную цель, равно привлекательную для каждого члена трудового коллектива. Скажем, повышенный заработок. Однако получение такого заработка всеми участниками трудового процесса не означает, что для каждого из них заработок — это основная цель в личном плане.
Процесс формирования и управления трудовым коллективом в общем случае складывается из трех этапов.
На 1-м этапе образуется трудовая общность, основу объединения которой составляют преимущественно формально-функциональные связи, носящие вынужденный, обусловленный технологией характер. Такие связи осуществляются главным образом в силу внешнего, административного давления, надзора и контроля ради получения вознаграждения за труд, как средства достижения личных целей, не имеющих отношения к главной цели организации. Такая трудовая общность еще не является трудовым коллективом и имеет место либо на начальной стадии существования трудовой общности, либо в стадии ее кризиса и дезорганизации, когда она по тем или иным причинам распадается.
По истечении определенного времени и при известных управленческих усилиях трудовая общность может перейти на 2-й этап, отличающийся наличием сформировавшегося за это время устойчивого «ядра», способного оказывать влияние на других сотрудников, цели которых не совпадают с целями организации. Это «зародыш» будущего реального трудового коллектива, члены которого идентифицируют себя с организацией, воспринимают ее цели как свои собственные.
На 3-м этапе, когда трудовая общность может быть названа трудовым коллективом (реальным), большинство ее членов разделяют цели организации, идентифицируют себя с данной общностью.
Теоретически возможен и 4-й этап, когда почти каждый член трудовой общности активно работает, сознательно способствуя достижению общеорганизационных целей. Однако это, скорее, идеал, к достижению которого должна стремиться служба управления персоналом как основной цели социального развития организации и кадровой политики ее руководства.