Факторы, определяющие спрос и предложение.
Анализ спроса и предложения не только помогает проникнуть в суть проблем государственной политики, но выполняет и другие функции. Самое главное — он помогает предсказать, как рыночные факторы скажутся на равновесных ценах и количествах товаров. Поскольку эти факторы определяются точкой пересечения кривых спроса и предложения, то все, что способствует изменению или перемещению этих кривых, естественно, приведет к изменению и равновесных цен, и количества товаров, причем эти изменения вполне предсказуемы. В следующих нескольких главах мы подробно остановимся на исследовании факторов, определяющих вид и состояние рынка, а сейчас просто перечислим наиболее важные из них.
Факторы, определяющие спрос
Доходы. Совершенно очевидно, что доход влияет на количество товаров или услуг, которые покупатели купят по любой цене. Спрос большинства товаров при любой цене возрастает при увеличении дохода. Товары, обладающие этим свойством, называют обычными товарами. Так называемые товары низшего качества (например, говядина с высоким содержанием жира) не относятся к этой категории — спрос на такие товары при любой цене падает с увеличением дохода, поскольку с ростом дохода потребители предпочтут покупать товары более высокого качества (например, постное мясо предпочтут жирному).?
1 Вкусы. Люди имеют разные вкусы, которые к тому же со временем могут изменяться. Например, в западных странах принято пользоваться мягкой мебелью, между тем как жители большинства восточных стран предпочитают сидеть на полу «потурецки». Поэтому в западных странах спрос на мягкие кресла будет большим, чем на Востоке. Или, например, спрос на короткие юбки резко изменяется на протяжении десятилетий.
Цены на товары, заменяющие или дополняющие друг друга. Рацион многих людей включает в себя яичницу с ветчиной. Для таких людей резкий рост цен на ветчину при-ведет к уменьшению потребления не только ветчины, но и яиц, поскольку в их рационе эти продукты дополняют друг друга. При наличии товаров-заменителей, таких, напри-мер, как чай и кофе, рост цен на один продукт вызывает повышенный спрос на другой.
Ожидания. На текущие решения людей относительно совершения покупок зна-чительно влияет их взгляд на перспективу. Те, кто в будущем ожидают резкого уве-личения доходов, вероятно, потратят сегодня большую сумму, чем те, кого ожидает в будущем уменьшение доходов. Чем больший рост доходов ожидается, тем меньше необходимость откладывать покупки на будущее. Аналогично этому люди часто уве-личивают покупки товаров, цены на которые могут резко возрасти в ближайшие месяцы.
Население. В целом чем больше рынок, тем больше будет приобретено товаров и услуг при любой заданной цене. В городах с растущим населением спрос, к примеру, на жилье год от года возрастает, в то время как в городах с убывающим населением он снижается.
Факторы, определяющие предложение
Технология. Количество товара, который продавцы готовы предложить по любой заданной цене, главным образом зависит от издержек на производство этого товара. К примеру, разработка более эффективного способа ловли омаров уменьшила бы издержки на их добычу, что сказалось бы на перемещении кривой предложения вправо.
Цена факторов производства. Издержки производителя определяются средствами, израсходованными им на факторы производства: выплату заработной платы рабочим, приобретение средств производства и т. д. Если, например, возрастет цена на лодки или поднимется зарплата ловцов омаров, то кривая предложения омаров переместится влево.
Число продавцов. Чем больше фирм предлагает какой-либо товар, тем большее количество этого товара предлагается по любой данной цене. Так, чем больше компаний возьмутся за выпуск компьютеров, тем больше кривая предложения персональных компьютеров переместится вправо.
Прогнозы. При принятии текущих производственных решений продавцы, несомненно, будут ориентироваться на ожидаемые изменения цен. Например, если прогноз обещает резкий скачок цен на мясо в связи с эпидемией среди молодняка крупного рогатого скота, то фермер, вероятнее всего, придержит готовое к продаже мясо в расчете на получение дополнительной прибыли в будущем.
Погода. Для некоторых товаров, особенно сельскохозяйственных, погодные условия оказывают огромное влияние на кривую предложения. Например, в засушливые годы кривая предложения многих продовольственных товаров сильно перемещается влево.
2.3.Спрос и предложение, как основные ценообразующие факторы.
Ценообразование на мировых товарных рынках происходит под воздействием факторов, оказывающих влияние на формирование цен. От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, также как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане понятие цены сходно и для характеристики внутреннего рынка, и для характеристики внешнего. Цена в международной торговле - это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель.
Совпадение этих двух требований зависит от многих условий, получивших название «ценообразующих факторов». По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять групп:
1. Общеэкономические, т.е. действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации. К ним относятся:
экономический цикл;
состояние совокупного спроса и предложения;
инфляция.
2. Конкретно экономические, т.е. определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации. К ним относятся:
издержки;
прибыль;
налоги и сборы;
предложение и спрос на этот товар или услугу с учетом взаимозаменяемости;
потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид, престижность.
3. Специфические, т.е. действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг:
сезонность;
эксплуатационные расходы;
комплектность;
гарантии и условия сервиса.
4. Специальные, т.е. связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов:
государственное регулирование;
валютный курс.
5. Внеэкономические: политические, военные.
В условиях рыночного хозяйства соотношение между спросом и предложением является чаще всего определяющим фактором ценообразования, и его действие имеет постоянный характер.
Спрос определяется объемом покупательной способности населения, фирм, стран, заинтересованных в покупке данного товара.
Предложение выступает, как способность всех производителей дать на рынок необходимое количество товара, способное удовлетворить сложившийся на него спрос.
Соотношения спроса и предложения в условиях мирового рынка ощущаются субъектами внешней торговли гораздо острее, нежели поставщиками продукции на внутреннем рынке. Участник международной торговли сталкивается на рынке с большим числом конкурентов, чем на рынке внутреннем. Он обязан видеть перед собой мировой рынок, постоянно сравнивать свои издержки производства не только с внутренними рыночными ценами, но и с мировыми. Значительно больше на международном рынке и покупателей. Кроме того, в рамках мирового рынка факторы производства менее мобильны. Свобода передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы значительно ниже, чем в рамках одного конкретного государства. Их перемещение сдерживается национальными границами, отношениями в валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат и прибыли. Все это не может не отражаться на формировании мировых цен.
Под мировыми ценами понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли. Мировой товарный рынок - совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих организационные международные формы (биржи, аукционы), или выражающиеся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм-поставщиков и покупателей.
Практически на цену предлагаемого товара, со стороны спроса влияет:
платежеспособный спрос покупателя данного товара, т.е. наличие денег;
объем спроса - количество товара, которое способен приобрести покупатель;
полезность товара и его потребительские свойства.
Со стороны предложения, составляющие ценообразующие факторы это:
количество товара, предлагаемого продавцом на рынке;
издержки производства и обращения при реализации товара на рынке;
цены на ресурсы или на средства производства, используемые в производстве соответствующего товара.
Общим фактором является замещаемость предлагаемого к реализации товара другим, удовлетворяющим покупателя. На уровень мировых цен воздействуют валюта платежа, условия расчета и некоторые другие, как экономические, так и внеэкономические факторы.
На мировом рынке возможны случаи т.н. «искажения соотношения спроса и предложения». В случае огромного спроса, может возникнуть ситуация, при которой на рынок будет выброшен товар, произведенный в наихудших условиях по национальной цене, которая по существу и будет какое-то время определять мировую цену, и которая наверняка будет весьма высокой. И наоборот, нередко предложение значительно превышает спрос. Тогда основной объем продаж приходится на те субъекты международной торговли, условия производства в которых наилучшие, а цены ниже.
В данном контексте нелишне отметить и такой нюанс: даже если крупнейший производитель товара в какой-либо стране является крупнейшим поставщиком этого продукта на национальный рынок, то это не значит, что он займет лидирующее положение и на мировом рынке. Часто на международном рынке большую часть товаров реализуют страны, не являющиеся с экономической точки зрения крупными и мощными державами.
При определении внешнеторговых цен на рынке, следует учитывать различия в них с учетом позиций отдельных сторон и рыночной ситуации:
во-первых, существуют понятия «цены продавца», т.е. предлагаемые продавцом, а значит, относительно более высокие, и «цены покупателя», т.е. принимаемые и уплачиваемые покупателем, а значит, относительно более низкие;
во-вторых, в зависимости от рыночной конъюнктуры, существует т.н. «рынок продавца», на котором из-за преобладания спроса коммерческие показатели и цены диктует продавец и т.н. «рынок покупателя», на котором из-за преобладания предложения господствует покупатель и ситуация в части цен противоположная.
Рыночная ситуация все время изменяется, что находит отражение в ценах. А это значит, что она должна быть предметом постоянного наблюдения и изучения. В противном случае в определении цен возможны очень серьезные ошибки.
В последние десятилетия важную роль в ценообразовании на товары в мировой торговле, занимают сопутствующие услуги, оказываемые производителем и поставщиком какого-либо товара импортеру или конечному потребителю. Это общепринятые условия поставки: техническое обслуживание, гарантийный ремонт, другие специфические виды услуг, связанные с продвижением, реализацией и использованием товара. Данный аспект особенно важен в современных условиях, в период развития высоких технологий, усложнения машин и оборудования. Известны примеры, когда стоимость услуг при экспорте оборудования и машин составляла 60-процентную долю в цене поставки.
Также на мировые цены воздействует развитие науки и новые технологии, оказывая влияние на совершенствование качественных характеристик товара. Внедрение новых технологий повышает производительность труда, эффективность производства, снижает затраты труда. В условиях НТР в абсолютном выражении цена растет практически для всех групп товаров. Однако с учетом т.н. полезного эффекта (например, возрастает скорость, надежность и т.д.) относительная стоимость товара, а значит, и его цена для потребителя снижается.
При анализе цен следует учитывать и движение экономического цикла, что в сфере международных экономических отношений имеет определенную специфику. Так, в стадии депрессии, цены, как правило, не повышаются. И, наоборот, в стадии подъема в связи с превышением спроса над предложением цены возрастают. Эти явления распространяются на международную торговлю замедленно, в зависимости от сферы и глубины этих явлений и тем более на фазе кризиса и подъема.
Необходимо отметить, что в зависимости от вида товаров и товарных групп динамика изменения цен отличается. Так, при изменении конъюнктуры наиболее резко и быстро меняются цены практически на все виды сырья, медленнее реакция производителей и поставщиков полуфабрикатов, еще слабее реакция цен на продукцию машиностроительного комплекса.