Экономическая природа спроса и предложения.
Чтобы лучше оценить важность экономики, следует начать изучение с основ спроса и предложения. Спрос и предложение являются неотъемлемыми категориями рыночной организации хозяйствования, выражающие объективные экономические отношения товарного производства.
В общем виде спрос является потребностью в определенном товаре, обеспеченная деньгами. Величина спроса определяется количеством товаров, которая может быть реализована на рынке по существующим ценам. Спрос - это количество товаров определенного типа, которые покупатель может и желает приобрести при определенном уровне цен на них.
Рассмотрим принципиальные моменты, уточняющие понятие экономического содержания спроса.
Во-первых, последний тесно связан с действительными общественными потребностями, но не совпадает с их количественной определенностью.
Во-вторых, спрос зависит от платежеспособности покупателей, т.е. от обеспеченности в товарах и услугах денежными доходами.
В-третьих, субъект спроса представляет потребления (производственного или личного) и представлен на рынке покупателем.
Объектами спроса могут быть любые товары и услуги, имеющие стоимостную оценку и определенную полезность для потребления.
Зависимость между величиной спроса и ценой находит отражение в законе спроса. Смысл этого закона заключается в том, что при прочих равных условиях спрос на данный товар будет тем больше, чем ниже цена.
Снижение цены имеет для потребителя эффект дохода. Например, потребитель А при нормальном, с его точки зрения удовлетворении других потребностей, может позволить себе сходить в кино 1 раз в неделю. Цены на билеты упали в 3 раза. Соответственно при неизменном удовлетворении других потребностей А может смотреть 3 фильма в неделю, будто у него выросли доходы.
Другой эффект от снижения цен называется эффектом замещения. Покупатели склонны замещать в структуре потребления дорогие товары дешевле.
Предложение - это совокупность товаров, которые представлены на рынке. Ее размер определяется количеством товаров, предлагаемых для продажи в определенный период по существующим ценам. Предложение - это количество товаров, которые продавец считает для себя выгодным (может и хочет) предложить рынку при определенном уровне цен на них. С повышением цен растет объем предложения, и наоборот, снижение цен приводит к сокращению предложения. Такая связь называют законом предложения. Предложение представлена на рынке соответствующими субъектами - продавцами.
Спрос.
Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.
Различают:
индивидуальный спрос - это спрос конкретного субъекта;
рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар.
Рис.1. Кривая спроса
Объем спроса - это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течении определенного периода времени.
Изменение в величине спроса - это движение вдоль кривой спроса. Происходит при изменении цены товара или услуги при прочих равных условиях.
Закон спроса: при прочих равных условиях, как правило, чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.
Существование закона спроса подтверждают некоторые факты:[7; 130]
1. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Уже тот факт, что фирмы устраивают “ распродажи “, служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.
2. В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей единицы продукта. Поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности — то есть принципа, согласно которому последующая единица данного продукта приносит все меньше и меньше удовлетворения, — потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.
3. На несколько более высоком уровне анализа закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене, человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. То есть, снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Эффект дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителя возникает способность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене.
Обратную зависимость между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси.
Помещение цены на вертикальной оси, и величины спроса на горизонтальной — это экономическая традиция. С математической точки зрения цену удобнее разместить на горизонтальной оси, а величину спроса на вертикальной, так как цена — это независимая переменная, а величина спроса — зависимая переменная. На любом рынке выступает много покупателей, поэтому целесообразно говорить о рыночном спросе. Переход от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночного спроса может быть легко осуществлен по средствам суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах. [7; 135]
Факторы, оказывающие влияние на спрос:
доходы потребителей;
вкусы и предпочтения потребителей;
цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары;
запасы товаров у потребителей (ожидание потребителей);
информация о товаре;
время, затраченное на потребление.
При изменении прочих факторов и постоянной цене товара произойдет изменение самого спроса. В результате изменения спроса потребители готовы покупать больше (или меньше) товаров, чем раньше, при той же цене, или готовы платить за прежнее количество товаров более высокую цену.
Предложение.
Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени. [4; 102]
Объем предложения - то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.
Рис. 3. Кривая предложения
Зависимость между объемом и ценой предложения выражается в законе предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает и наоборот.
Факторы, оказывающие влияние на предложения:
· изменение цен на факторы производства;
· технический прогресс;
· сезонные изменения;
· налоги и субсидии;
· ожидания производителей;
· изменение цен на сопутствующие товары.
Изменение объема предложения происходит, если все определяющие предложение товара факторы остаются постоянными, а изменяется только цена рассматриваемого товара. Таким образом, если изменяется цена, то происходит движение вдоль линии предложения.