Кл-ия зд-ий и помещений по функц-ой пож-ой опасности
Здания, сооруж-я по функцион-ой пожарной опас-ти дел-ся на 5 классов.(Ф1-Ф5). Ф1-объекты для проживания людей, кот-е имеют разное физич. состоян. и возр.Ф1.1-школы, дома престарелых. Ф1.2- гостиницы, общаги.Ф1.3-многоквартирн. жилые дома. Ф1.4- одноквартирн. дома. Ф2-зрелищные и культурн. учрежд. Ф2.1-театры, цирки. Ф2.2-музеи, выставки в зарыт. помещ-ях. Ф2.3-на открыт. воз-хе.Ф3-предпр-я по обслужив-ю насел-я. Ф3.1-пред-я торг-ли.Ф3.2- пр-я ощепита. Ф3.3-вокзалы. Ф3.4-поликлинники. Ф3.5-помещ. для посетителей бытового и коммунального обсл-я.Ф3.6-спорт. комплексы без трибун. Ф4-научнае и проектные орг-ии. Ф4.1-школы,училища.Ф4.2-ВУЗы Ф4.3-остальные,НИИ. Ф5-производствен. и складские зд-я.Ф5.1-производств. здания. Ф5.2-складские.Ф5.3-с/х.
Все констр-ии хар-ся 2 приз-ми.( пожарн. опасн-ю, огнест-ю). По пож. оп-ти дел. на 4 класса: К0-непожароопасные к-ии. К1-малопожарооп-е. К2-умеренно. К3-пожарооп-е.
67)Треб-ния пожарной профилактики при проектир-нии и экспл-ции произв-ых объектов Пожарную опасность проектируемых объектов ж/д-го тр-та устан-ют по нормам строительного проектирования с учетом особ-тей жел. дорог как п/п-ий повышенной опасности.Важными мерами пожарной профилактики явл-ся точное определение категории пожарной опасности и требуемого предела огнестойкости производ-ых и технических зданий, правильное их зонирование на тер-рии проектируемого п/п-я, устан-ние противопожарных зон и разрывов, устр-во противопожарных преград и эвакуац-ых путей на случай пажара и т. д. Зонирование тер-рий. При разраб-ке генерального плана п/п-ий производ-ные участки и отделения, близкие по функц-ному назначению и признаку пожарной опасности, объединяют в отдельные комплексы. Размещение комплексов на строительной площадке осущ-ют по зонам. При этом во избежание распростр-ния пожара комплексы с повышенной пожарной опасностью располагают с подветренной стороны. При зонировании учитывают рельеф местности, направление и силу ветров, состояние дорог, возм-сть беспрепятственного проезда пожарных автомобилей к любому зданию и т. п. С одной из сторон к п/п-ю должна примыкать дорога общего пользования или сообщающийся с ней проезд.Противопожарные разрывы. Вел-на разрыва зависит от многих факторов, осн-ми из кот-ых явл-ся тепловое излучение от горящего объекта, зависящее от св-в горючих мат-лов, t пламени и размера излучаемой поверхности, а т.ж. группы горючести ограждающих конструкций; категория пожарной опасности, предел огнестойкости зданий; площадь световых проемов, протяж-сть и этажность зданий и т. д. На крупных узловых станциях, станциях с локом-ми и ваг-ми депо, главными матер-ми складами и ряде других сооружают пожарные депо. На остальных станциях устраивают спец-ые неотапливаемые помещения для хранения противопожарного инвентаря. Для проезда пожарных автомобилей на тер-рии п/п-я предусм-ют сеть автом-ых дорог или проездов шириной не менее 6 м. Ширину проездов между ж/д путями допускается уменьшать, но не менее чем до 4,5 м. Противопожарные преграды — противопожарные стены (брандмауэры), перекрытия и двери, а т.ж. водяные завесы и противопожарные зоны. Предел огнестойкости составляет для противопожарных стен не менее 2,5 ч, для перекрытий — от 1,5 до 0,75 ч в зав-сти от пределов огнестойкости зданий и сооружений. Пути эвакуации. При возникновении пожара - кратчайшее расстояние от раб. мест до выхода наружу, min время выхода из здания, безоп-сть движения людей при пожаре. Выходы считаются эвак-ми, если они ведут из помещений 1-го этажа наружу непосред-но или через коридор, вестибюль, лестничную клетку; из помещений любого этажа (кроме первого) в коридор или проход, кот-й ведет к лестничной клетке и имеет самост-ый выход наружу через вестибюль;изпомещения в соседние помещения на этом же этаже, обеспечиваемые выходами наружу, и не содержащие произв-в категорий А, Б и Е.
Кол-во эвак-ых выходов из производ-ных помещений должно быть не менее 2. Устр-во одного выхода допуск-ся в помещениях с числом работающих не более 5 чел. при площади пола до 110 м2 с произв-вами кат-рий А, Б и Е, 25 чел. при площади до 300 м2 с произв-вами кат-рий В, 50 чел. при площади пола до 600 м2 с произв-вами кат-рий Г и Д.
Весь процесс эвакуации людей из здания условно дел. на 3 этапа:
1) движение людей от наиболее удаленного раб. места до эвакуац-го выхода;
2) движение людей от эвакуац-ых выходов из помещения до выхода наружу;
3) движ-е людей от выходов из загоревшегося здания и рассеивание их по тер-рии п/п-я.
68)Эвакуация людей и материальных ценностей при пожарах. Пути эвакуации. При планировке зданий и сооружений предусматривают возможность быстрой эвакуации людей и материальных ценностей в случае возникновения пожара. Это достигается при обеспечении кратчайшего расстояния от рабочих мест до выхода наружу, минимального времени выхода из здания, безопасности движения людей при пожаре. Выходы считаются эвакуационными, если они ведут из помещений первого этажа наружу непосредственно или через коридор, вестибюль, лестничную клетку; из помещений любого этажа (кроме первого) в коридор или проход, который ведет к лестничной клетке и имеет самостоятельный выход наружу через вестибюль; из помещения в соседние помещения на этом же этаже, обеспечиваемые выходами наружу, и не содержащие производств категорий А, Б и Е. Эвакуационные выходы через помещения с IV и V пределами огнестойкости не допускаются. Количество эвакуационных выходов из производственных помещений, как правило, должно быть не менее двух. Устройство одного выхода допускается в помещениях с числом работающих не более 5 чел. при площади пола до 110 м2 с производствами категорий А, Б и Е, 25 чел. при площади до 300 м2 с производствами категорий В, 50 чел. при площади пола до 600 м2 с производствами категорий Г и Д.
Весь процесс эвакуации людей из здания условно подразделяют на три этапа: первый — движение людей от наиболее удаленного рабочего места до эвакуационного выхода; второй — движение людей от эвакуационных выходов из помещения до выхода наружу; третий — движение людей от выходов из загоревшегося здания и рассеивание их по территории предприятия. Исходя из этого деления определяют продолжительность времени эвакуации людей из производственного здания. В соответствии с требованиями СНБ и Правил пожарной безопасности эвакуационные пути должны обеспечивать безопасную эвакуацию всех людей, находящихся в помещениях зданий и сооружений. При этом основным критериям является расчетное время эвакуации tp, которое не должно превышать необходимого времени эвакуации людей tнб, определяемого по нормам, т. е. должно быть выполнено условие tp ≤ t нб.
Расчетное время эвакуации людей определяется с учетом протяженности эвакуационных путей и скорости движения потоков людей на всех участках. При расчете весь путь эвакуации делится на отдельные участки (проход, дверной проем, коридор и т.д.) длиной li и шириной δi.
Основными расчетными параметрами являются плотность потока людей на участке Di в м2 /м2 , интенсивность движения людского потока на участке qi в м/мин, а также скорость движения υi в м/мин. Эти параметры связанные между собой и приведены в специальных расчетных таблицах отдельно для горизонтальных путей, и дверных проемов и лестниц.
Плотность людского потока на первом участке определяется по формуле
Di = Ni f / (li δi),
где Ni - количество людей в потоке;
f - средняя площадь горизонтальной проекции одного человека в м2, которую можно принимать равной 0,1 м2 - взрослого, 0,125 - взрослого в зимней одежде, 0,07 - подростка.
По полученному значению D по таблице можно определить значение скорости движения на этом участке. Интенсивность движения людского потока также определяется по этой таблице т.к. является функцией плотности.
Интенсивность движения людского потока на каждом из последующих участков определяется по формуле
qi= q i-1 δi-1 / δi
где δi-1 и q i-1 - значения ширины и интенсивности движения людского потока на предыдущем участке.
Полученные значения интенсивности не должны превышать значений qmax которое можно принимать равным в м/мин:
- для горизонтальных путей - 16,5;
- для дверных проемов - 19,6;
- для лестницы вверх - 16;
- для лестницы вниз - 11.
Если qi >qmax, то необходимо увеличивать ширину i-гo участка. Которая должна составлять не менее δi = q i-1 δi-1 / qmax
Если ширину участка по конструктивным соображениям нельзя увеличить до полученного значения, то интенсивность движения людского потока по этому участку определяется по таблице при значении D=0,9 и более.
Расчетное время эвакуации определяется по сумме времени движения людей по последовательным участкам, которые, в свою очередь определены по формуле
ti =li / υi (значения скорости определены по таблице для соответствующих значений Di и qi).