Понятие времени перерывов в работе. Структура регламентированных и нерегламентированных перерывов.

Время перерывов — время, в течение которого рабочий по тем или иным причинам не принимает участия в работе. Оно делится на время регламентированных и нерегламентированных перерывов.

К регламентированным перерывам относятся:

— перерывы на отдых и личные надобности (Тотл), предоставленные рабочим для восстановления работоспособности, длительность которых устанавливается в процентах от оперативного времени;

— перерывы в работе, обусловленные технологией производственного процесса (Тпт).

Затраты рабочего времени на перерывы подразделяются на нормируемые и излишние (т.е. ненормируемые и не включаемые в состав нормы времени). К нерегламентируемым перерывам относятся перерывы, возникающие в период исполнения производственного

(12)организации труда обслуживающих рабочих. Смешанная. В этом случае часть функций обслуживания осуществляется централизованно, а часть – децентрализовано. Но любая система обслуживания при любой форме ее организации должна удовлетворять определенным требованиям (критериям эффективности):

1. Обязательная увязка системы обслуживания с системой оперативного производственного планирования. Важно согласовать по времени и, по возможности, сократить простои машин и оборудования при их обслуживании. Работа основного производства должна планироваться с учетом времени и регламента обслуживания по всем его функциям.

2. Высокое качество и надежность обслуживания. Это требование важно соблюдать при выполнении ремонтов, наладке оборудования, изготовлении и ремонте инструментов.

Экономичность системы обслуживания. Его суть – в обеспечении РМ всеми видами обслуживания с минимальными затратами труда и ресурсов (средств). 4. Использование прогрессивных технологических процессов при проведении вспомогательных работ.

(13)9. Расчет нормативной численности рабочих и РСС, необходимой для выполнения планируемого объема работ;

10. Обоснование форм и видов премирования труда рабочего состава и РСС за количественные и качественные результаты труда.

Работа по нормированию труда включает следующие этапы:

1. Анализ производственного процесса и разделение его на элементы.

2. Проектирование оптимального варианта технологического и трудового процесса.

3. Расчет норм и их внедрение.

Нормирование труда сводится не только к расчету норм. На промышленном предприятии оно выполняет ряд важных функций:

1. Определение меры труда. Позволяет рассчитывать необходимые затраты на выполнение работы и определить участие каждого работника в общих результатах.

2. Нормирование труда является основой рациональной организации труда и производства. Нормирование позволяет оценить и выбрать наиболее оптимальный вариант технологии производства, организации и обслуживания рабочих мест, методов и приемов труда и рациональных режимов труда и отдыха.

3. Нормирование труда служит средством планирования на предприятии. На трудовых нормах базируется расчет многих плановых показателей предприятия (общая трудоемкость производственной программы, численность персонала по категориям, профессиям, квалификациям, ФЗП, себестоимость продукции и т.д.)

4. Нормирование труда служит основой организации заработной платы и стимулирования трудовой отдачи. Научно-обоснованные нормы – это обязательное условие формирования тарифной системы. Эффективное применение всех форм и систем заработной платы возможно только на основе норм.

5. Нормирование труда является средством учета индивидуальных и коллективных заработков. На основе сравнения нормативных и фактических затрат оцениваются достижения отдельного работника, бригады, цеха, участка.

6. Нормирование труда является инструментом поддержания нормального уровня интенсивности труда.

(14)Вспомогательное время бывает преимущественно ручным, но может быть механизированным (машинно-ручным). Например, если установка и снятие деталей производится с помощью ручных или электрифицированных подъемно-транспортных механизмов.

Следует отметить, что в механизированных и автоматизированных процессах значительный удельный вес в составе оперативного времени занимает наблюдение за работой оборудования и переходом рабочего от станка к станку при обслуживании нескольких станков.

В зависимости от характера участия рабочего в выполнении заданной работы (операции) в составе оперативного времени выделяются: время ручной работы без применения машин и механизмов;

1) время ручной механизированной работы, выполняемой вручную с применением ручных механизированных инструментов;

2) время машинно-ручной работы, выполняемой рабочим с помощью механизма, машины. Это время является временем активного наблюдения. В этот период рабочий не выполняет физическую работу, но его внимание направлено на работающий механизм оборудования, обрабатываемый предмет, показания прибора, что делает обязательным его присутствие на рабочем месте и непрерывное наблюдение;

3) время пассивного наблюдения — период во время работы машины, когда у рабочего нет необходимости в постоянном наблюдении за работой оборудования или ходом технологического процесса, но он его осуществляет из-за отсутствия другой работы;

4) время перехода (перемещения) рабочего в рабочей зоне между станками и агрегатами при обслуживании нескольких единиц оборудования.

Таким образом роль и значение, оперативного времени в общих затратах рабочего времени исполнителя заключается в том, изменяя во время оперативной работы предмет труда рабочий, создает новую стоимость, которая служит основой для формирования и увеличения ВНП и национального дохода.

(15)задания из-за организационных неполадок в обслуживании рабочего места и снабжении его всем необходимым для бесперебойной работы (сырье, материалы, заготовки, инструменты) и

технических неполадок (поломки и ремонт технических средств производства). Например, к ним относятся простои рабочих вследствие ожидания работы, материалов, инструмента, наладки станка, мелкого или внепланового ремонта станка, сшивки ремня, а также вследствие прекращения подачи электроэнергии, газа, пара, воздуха, воды и т.д. Сюда же можно отнести перерывы, вызванные нарушением трудовой дисциплины вследствие случайного отвлечения рабочих от работы по различного рода неуважительным причинам (нарушение правил трудового распорядка, опоздания на работу, ранний уход с работу на обед или в конце смены, посторонние разговоры, отлучки с рабочего места без уважительных причин), а также простои рабочих из-за опозданий или преждевременного ухода с работы других членов бригады.

Наши рекомендации