Прогресс науки и техники и задачи охраны труда (ОТ)

Создание безопасных и безвредных условий труда на производстве является общегосударственной задачей и предметом постоянного внимания управленческих и профсоюзных органов Республики Беларусь. Концепция государственного управления охраной труда, утвержден­ная Советом Министров Республики Беларусь в 2005 г., нацеливает нанимателя на профилактику травматизма и обеспечение безопасных и здоровых условий труда для всех трудящихся. Решение поставленной задачи в значи­тельной степени зависит от подготовленности руководя­щих кадров и в том числе специалистов среднего звена по вопросам охраны труда. Будущим работникам необходи­мо овладеть научными основами безопасности и гигиены труда, а также способами их практического применения для устранения опасных и вредных производственных факторов, предупреждения травматизма и профессио­нальных заболеваний.

При переходе к рыночной экономике роль и значение охраны труда на производстве будут многократно возрас­тать.

В современном мире ежегодно более 160 млн рабочих получают травмы и заболевают в связи с неблагоприятны­ми условиями труда, из них свыше 1,2 млн человек поги­бают вследствие несчастных случаев и заболеваний, свя­занных с условиями труда. По экспертным оценкам, потери общества от одного несчастного случая со смертельным или тяжелым исхо­дом оцениваются суммой, эквивалентной около 75 тыс. дол. США. Во многих развивающихся странах смертность работников от несчастных случаев на производстве в 5-6 раз превышает аналогичные показатели промышленно развитых стран.

Известно, что в нашей республике около 30% от общей численности работающих вынуждены трудиться в небла­гоприятных условиях, в том числе на предприятиях:

хи­мической и нефтехимической промышленности - 53%,

черной металлургии - 51%,

электроэнергетики - 49%,

ле­созаготовительной - 47%,

текстильной - 43%.

Ежегодно в связи с нарушением требований безопас­ности труда на предприятиях республики травмируется более 5 тыс. работников. Из них около 200 человек погиба­ют, а свыше 800 получают тяжелые травмы.

Причинами аварий и несчастных случаев нередко служат технические факторы - конструктивные недостатки - или неисправность машин и механизмов, несовершенство технологических процессов, отсутствие либо выход из j строя защитных средств и т.п. Однако, как показывает, опыт, во многих случаях виновником травматизма является сам работник, который по тем или иным причинам пренебрег требованиями безопасности. Зачастую это объясняется недостаточным уровнем подготовки в области охраны труда, а также неумением принять оптимальное решение в условиях дефицита времени и психофизиологи­ческих перегрузок.

Современный этап развития науки и техники характеризуется комплексной автоматизацией и механизацией трудовых процессов, широким внедрением систем управления. В результате автоматизации функции человека претерпевают существенное изменение, перемещаясь на более высокий уровень, и становятся функциями контроля и управления.

При внедрении на производстве средств автоматизации и механизации условия труда претерпевают существенные изменения. Изменяются функции работников и требования по технике безопасности, которые следует соблюдать при обслуживании машин и механизмов и управлении. Несмотря на то, что снижается доля физического труда, повышается ответственность работников, предъявляются высокие требования к их вниманию.

Важнейшей целью этого процесса является формирование у специалистов мышления, основанного на глубоком осознании основного принципа - безусловности приоритетов бесценности и безопасности человеческой жизни при решении любых производственных задач.

2 Предмет, задачи и содержание дисциплины

Охрана труда- это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, орга­низационные, технические, психофизиологические, са­нитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реа­билитационные и иные мероприятия и средства (по ТК РБ).

Следует отметить, что в охране труда, в отличие от мно­гих других дисциплин, все термины строго стандартизи­рованы, что имеет большое значение при рассмотрении со­циально-трудовых конфликтов. Поэтому ниже и в дальней­шем по тексту будут приводиться определения основных терминов со ссылками на соответствующие документы.

Условия труда - совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и ра­ботоспособность человека в процессе труда (ГОСТ 19605).

Безопасные условия труда (безопасность труда) - состояние условий труда, при которых воздействие на ра­ботающих опасных и вредных производственных факто­ров исключено или воздействие вредных производствен­ных факторов не превышает предельно допустимых зна­чений (ГОСТ 12.0.002).

Опасный производственный фактор - производ­ственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме, острому отравлению или другому внезапному резкому ухудшению здоровья или смерти (ГОСТ 12.0.002).

Вредный производственный фактор - производ­ственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях может привести к заболеванию, снижению работоспособности и (или) отрицательному влиянию на здоровье потомства (ГОСТ 12.0.002).

Курс «Охрана труда» состоит из следующих разделов:

1. организационно-правовые основы;

2. производственная санитария и гигиена труда;

3. техника безопасности;

4. пожарная безопасность.

Цель курса - вооружить будущих специалистов как те­оретическими, так и практическими знаниями, необходи­мыми для творческого решения вопросов, связанных с эксплуатацией и созданием новых технологий и техники, исключающих производственный травматизм и профес­сиональную заболеваемость, без чего невозможна реали­зация направления, провозглашенного в качестве осново­полагающего для этой области науки - «от техники безопасности к безопасной технике».

Задачи изучения дисциплины - дать будущему специ­алисту знания научных основ охраны труда, привить ин­терес к рационализации производства, творческому реше­нию проблем улучшения условий и безопасности труда на объектах хозяйственной деятельности.

Методологической основой дисциплины является на­учный анализ технологического процесса, аппаратурного оформления, условий труда, используемых и получаемых продуктов с точки зрения возможности возникновения в процессе эксплуатации производства опасных и вредных производственных факторов. На основе такого анализа определяются потенциально опасные участки производ­ства, возможные аварийные ситуации и разрабатываются мероприятия по их предупреждению и ликвидации.

В результате изучения предмета учащиеся должны знать:

1. Концепцию государственного управления охраной труда в Республике Беларусь, основные законодательные и правовые нормативно-технические документы по гигиене и безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности;

2. организацию государственного надзора и общественного контроля за охраной труда;

3. организацию работы по охране труда на предприятии, в цехе, на участке;

4. опасные и вредные производственные факторы, характерные для конкретного производства;

5. основные требования к производственным помещениям и рабочим местам;

6. способы защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов;

7. основные мероприятия по пожарной профилактике и технические средства пожаротушения.

Изучение предмета основывается на знаниях, полученных учащимися по специальным предметам, физике, химии, технической механике, электротехнике, электронике и т.д.

Наши рекомендации