Основные направления и инструменты государственной ценовой политики . Проблема соотношения цен на продукцию и ресурсы, проблемы диспаритета цен
Рыночная организация экономики предполагает преимущественное использование экономических средств регулирования предпринимательской деятельности, поскольку их применение позволяет наиболее эффективно добиваться целей регулирования путем воздействия на интересы участников этих отношений. Одним из таких средств являетсягосударственное регулирование в сфере ценообразования, которое заключает в себе комплекс мероприятий, путем реализации которых государство воздействует на цены с тем, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы, преодолевая циклические колебания процесса воспроизводства. Цели государственного регулирования цен заключаются в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на сырье и энергоносители, монополизма производителей и обеспечить тем самым достижение определенных социальных результатов – поддержания достойного уровня жизни граждан.
Принято различать методы прямого и косвенного регулирования цен.
Прямыми методами государство непосредственно воздействует на цены путем: назначения твердых цен (тарифов), надбавок, наценок, замораживания цен, установления предельного уровня цен, установления уровня рентабельности и иными подобными способами.
Косвенные методы проявляются в воздействии государства не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, которые носят макроэкономический характер. К косвенным методам регулирования цен относятся: установление правил налогообложения, регулирование денежного обращения, регулирование оплаты труда и государственных расходов, кредитная политика, товарные интервенции и др.
Как правило, государство прямо регулирует цены на те виды товаров, которые образуют каркас экономической системы; это цены на энергоносители, услуги транспорта, связи и некоторые другие. В таких отраслях рынок носит в основном естественно монопольный характер.
Между тем с самого начала рыночных реформ на государственном уровне отсутствовало ясное представление о целях, методах и инструментах регулирования цен применительно к зарождающимся рыночным отношениям и до настоящего времени оно в полной мере не сформировано.
Ценовой диспаритет - нарушение равного соотношения цены на различные товары, не соответствующего действительному соотношению затрат общественно-необходимого труда.Важнейший инструмент экономического механизма регулирования агропромышленного производства -восстановление эквивалентных отношений между сельским хозяйством и промышленностью. Стихийный рынок без регуляторов привел к разрыву экономических связей. Сельское хозяйство поставлено в неравное положение из-за диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Полученный в сельскохозяйственной отрасли доход перераспределяется в другие сферы экономики. условиях рынка высокая эффективность сельскохозяйственного производства возможна только при наличии экономически обоснованной системы цен и ценообразования, поскольку цена устанавливается в соответствии, как с рыночным равновесием, так и с равновесием между производственными издержками и экономическими возможностями каждого товаропроизводителя.
Диспаритет цен – понятие для мирового аграрного сектора не новое. В странах с развитой рыночной экономикой тенденции опережающего роста цен на поставляемые ресурсы также имеют место. Однако высокая эффективность сельскохозяйственного производства и значительные субсидии государства помогают им успешно справляться с такой ситуацией.
Неэквивалентность обмена в значительной степени сглаживалась бюджетной поддержкой государства, уровень которой в годы, предшествовавшие либерализации цен, был достаточно высоким.
Вступление России в рынок сопровождалось переходом к свободным ценам, складывающимся под влиянием спроса и предложения. Либерализация цен, проводившаяся без предварительной подготовки и применения смягчающих мер на фоне падения платежеспособного спроса населения, не могла обеспечить пропорциональный рост цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленную продукцию (услуги), потребляемые селом.