Вопрос. Аттестация рабочих мест. Паспорт рабочего места.
Аттестация рабочих мест — это их комплексная проверка на соответствие техническим, экономическим, организационным и социальным требованиям.
Работа по аттестации рабочих мест на предприятиях достаточно широко проводилась в дореформенное время, особенно в середине 80-х годов XX в. В настоящее время практика проведения аттестации рабочих мест, безусловно, заслуживает определенного внимания. Комплексная аттестация рабочих мест с последующей их рационализацией — основа повышения эффективности труда и производства, качества продукции, снижения ее себестоимости.
Решение этих задач достигается за счет:
• приведения рабочих мест в соответствие с техническими и социальными требованиями, сокращения применения ручного, тяжелого физического труда, повышения содержательности труда;
• улучшения использования основных фондов путем ликвидации излишних рабочих мест и рабочих мест с устаревшим оборудованием, концентрации работ на более прогрессивном оборудовании, повышения сменности;
• улучшения условий труда на каждом рабочем месте;
• повышения квалификации работников.
Аттестация рабочих мест позволяет обоснованно решать вопросы оценки условий труда на рабочих местах и установления льгот и доплат за работу в неблагоприятных условиях; проверять обоснованность норм материальных затрат; полнее и рациональнее использовать вложения финансовых средств и многие другие вопросы.
Первый этап аттестации рабочих мест — их учет, предусматривающий определение числа рабочих мест, классификацию и группировку их по видам и характеру использования, по категориям занятых на них работников и др.
Каждое рабочее место учитывается как одно независимо от того, используется ли оно в одну, две или более смен. Учет ведется по специальной ведомости.
Второй этап — непосредственная аттестация рабочих мест, в ходе которой каждое рабочее место оценивается комплексно по следующим трем уровням:
• техническому (оснащённость оборудованием);
• организационному (планировка, обслуживание, эффективность использования рабочих мест, нормы труда);
• условиям труда и технике безопасности (санитарно-гигиенические условия, наличие монотонного труда, тяжесть труда, обеспечение работающих спецодеждой и специальной обувью, средствами защиты).
По результатам аттестации рабочих мест каждое из них может быть отнесено к одной из трех групп.
1) Аттестованные рабочие места — рабочие места, показатели которых
полностью соответствуют требованиям или превышают их.
2) Подлежащие рационализации — рабочие места, отдельные показатели которых не соответствуют установленным требованиям, но могут быть доведены до уровня этих требований в процессе рационализации.
3) Подлежащие ликвидации — рабочие места, показатели которых не соответствуют и не могут быть доведены до уровня установленных требований в результате рационализации. К этой же группе относятся рабочие места, рационализация которых экономически не целесообразна, а также излишние рабочие места.
Третий этап — рационализация рабочих мест.Разработка мероприятий по рационализации рабочих мест проводится на основе анализа данных аттестации. В ходе технико-экономического анализа рассматриваются результаты оценки рабочих мест и предложения по их совершенствованию, устанавливается реальная потребность в каждом рабочем месте, рассчитывается эффект от доведения рабочих мест до нормативного уровня и необходимые затраты, выявляются возможности предприятия для проведения рационализации рабочих мест.
Мероприятия рекомендуется разрабатывать по следующим основным направлениям:
1) по повышению технического уровня рабочих мест;
2) по повышению организационного уровня рабочих мест;
3) по улучшению условий труда и техники безопасности на рабочих местах;
4) по ликвидации излишних и малоэффективных рабочих мест.
Для эффективной деятельности современной компании, в которой применяются современные технологии и система менеджмента качества и развиты внутрикорпоративные коммуникации, необходима четкая организация трудового процесса на каждом рабочем месте. В этих целях кадровая служба вместе с отделом охраны труда и руководством может оформить паспорта рабочего места. А для того, чтобы оценить, соответствуют ли санитарно-гигиенические факторы существующим нормам, стоит пригласить представителей специализированной организации.
Паспорт рабочего места – внутренний нормативный документ, в котором указываются соответствующие санитарно-гигиенические нормы, вредные факторы производства и правила техники безопасности.
Раздел 1. Назначение рабочего места
В данном разделе определяется, каково назначение данного рабочего места и какие характеристики оно имеет.
Раздел 2. План работы
В данном разделе представлен индивидуальный план работы сотрудника на определенный период с указанием конкретных задач, которые он должен выполнить за данное время. Руководствуясь этим планом, работник может заранее организовать свою деятельность.
Раздел 3. Функционально-организационная структура
Это состав (специализация), взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления. Позволяет работнику оперативно знакомиться с любыми изменениями в организационной и штатной структуре компании.
Раздел 4. Регламентирующие документы
В данном разделе представлены следующие локальные нормативные документы, необходимые для организации рабочего места: положение об оплате труда и премировании; положение об охране труда; положение об аттестации; положение о подразделении; должностная инструкция. Они содержат сведения о перечне, последовательности и нормативах выполняемых работ, обязанностях, степени ответственности и правах работника, производственных связях, об организации труда и его обязательных приемах.
Раздел 5. Организационно-распорядительные документы
Документы, содержащиеся в этом разделе (приказы, процедуры), максимально детализируют процесс работы на каждом рабочем месте. Сотрудники могут своевременно с ними ознакомиться.
Раздел 6. Пространственное расположение рабочего места
В данном разделе уточняется планировка служебных помещений и расположение рабочего места в пространстве. Рабочие места должны быть организованы в строгом соответствии с рабочим процессом и потоками документации.
Раздел 7. Оснащение рабочего места
Оснащение рабочего места - совокупность расположенных в его пределах оборудования, инструментов, технической и технологической документации, средств охраны труда. Проверка оснащения позволяет выявить участки, на которых автоматизация труда низкая либо работа и вовсе выполняется вручную.
Раздел 8. Условия труда на рабочем месте
В данном разделе условия труда на рабочем месте оцениваются на основании сравнительного анализа санитарно-гигиенических и психофизиологических факторов. Показатели должны подбираться в ходе предварительного изучения и отражать те факторы, которые наиболее существенно влияют на формирование условий труда. Учитывается их воздействие на здоровье и работоспособность сотрудника.
Раздел 9. Перечень документов на рабочем месте
В данном разделе уточняется, какие из представленных в перечне документов будут использоваться на бумажных носителях, а какие - в электронном документообороте компании.
Применение паспорта рабочего места позволяет повысить работоспособность и эффективность труда, сохранить здоровье работников. Кадровикам этот документ поможет сэкономить время на адаптацию нового сотрудника и избежать возможных ошибок, связанных с его введением в должность.
36 вопрос. Понятие умственного труда: определения, особенности, разновидности управленческой деятельности
Умственный труд – это труд, характеризующийся преобладанием психической нагрузки над физической (мышечной) нагрузкой. Различают три вида умственного труда: эвристический, административный и операторный.
1) Эвристический труд – творческая составляющая умственной деятельности.
По своему функциональному назначению он характеризуется как труд по исследованию, анализу и разработке различных вопросов (разработка планов и анализ их выполнения, определение направлений совершенствования конструкции и состава продукции, технологии, организации производства и труда, решение социальных проблем).
По содержанию эвристический труд связан с выполнением аналитических и конструктивных операций и направлен на разработку и принятие решений.
2) Административный труд – вид умственного труда, функциональным назначением которого является непосредственное управление деятельностью и поведением людей. По содержанию он достаточно разнообразен и включает выполнение различных организационно-административных операций (координационных, распорядительных, контрольных). Этот вид умственного труда призван обеспечить координацию деятельности отдельных участников и трудовых коллективов (различных отделов заводоуправления, цехов и т. п.).
3) Операторный труд – это труд по выполнению стереотипных (постоянно повторяющихся) операций детерминированного (предопределенного) характера. По содержанию это информационно-техническая работа, включающая документационные операции (оформление документов, их копирование, размножение, хранение, обработка корреспонденции и т. п.), первично-счетные и учетные, ввод данных в ЭВМ, переработку информации по заранее разработанной программе, вычислительные операции.
Существует ряд особенностей, отличающих работников умственного труда от людей, занятых другими видами деятельности. Некоторые из них обусловлены спецификой образования и профессиональной подготовки, другие связаны с характерными только для данного сегмента трудовых ресурсов нормами и ожиданиями. Деятельность работников умственного труда можно охарактеризовать следующим образом:
- редко бывает монотонной и обусловленной рядом четких, повторяющихся операций;
- выполняется в соответствии с профессиональными нормами и стандартами качества, а также с учетом правил и требований организации, причем иногда требования организации могут идти вразрез с профессиональными нормами;
- направлена на решение текущих и стратегических задач организации, вытекающих из целей проектов или входящих в круг служебных обязанностей;
- обусловлена самомотивацией и предполагает внутреннее стремление к творческой деятельности;
- требует постоянного совершенствования знаний и навыков в профессиональной сфере;
- может контролироваться самим человеком;
- трудно поддается влиянию и контролю извне, частично в связи со спецификой работы, предполагающей наличие специальной квалификации, и частично из-за того, что ее результаты, как правило, невозможно измерить;
- не поддается учету, не зависит от конкретного технологического процесса и, следовательно, не всегда имеет ясные и однозначные цели;
- во многих аспектах отличается неопределенностью и одновременно допускает несколько различных вариантов решения проблем.
Виды управленческих деятельности:
1. Первый вид — планирование, т.е. определение оптимального результата при заданных ограничениях по времени и ресурсам. В любом управленческом решении, распоряжении всегда есть ответы на вопросы: кто должен сделать, что, сколько и когда.
2. На вопрос, как сделать, позволяет дать ответ второй вид управленческой деятельности — организация, т.е. определение путей, методов и средств достижения поставленной цели. При анализе реализации функций необходимо самым серьезным образом проверять, на каком иерархическом уровне руководства реализуется стратегия организации, а на каком — тактика.
3. Третий вид — координация, или гармонизация, т.е. установление гармонии в совместном труде участников планируемого процесса. Анализируя функции по этому виду деятельности, необходимо обратить внимание на время реализации. Как правило, на практике этот вид управленческой деятельности осуществляется в ходе производственного процесса, а не до его начала. Отсюда огромное количество так называемых пятиминуток, длящихся зачастую по несколько часов. Поэтому при анализе функций целесообразно обратить внимание на протоколы различных совещаний, на которых в основном в оперативном порядке решаются вопросы координации.
4. Четвертый вид — активизация, или стимулирование, т.е. создание таких условий труда, при которых каждый работник трудился бы с наивысшей отдачей.
5. Пятый вид управленческой деятельности — контроль — должен быть особенно тщательно выполнен. На практике, к сожалению, происходит смешение контроля и учета. Часто вместо того, чтобы прогнозировать ход работ, значительную часть времени расходуют на выявление причин срыва заданий. Контроль — это прежде всего прогнозирование отклонений и своевременное их предупреждение. Не допустить отклонений — вот главная задача совершенной системы менеджмента.
37 вопрос. Основные требования к организации умственного труда
Основные требования к организации умственного труда, сформулированные Н.Е. Введенским, состоят в следующем:
1. Постепенное вхождение в любую трудовую деятельность, в т.ч. умственную. Работу необходимо начинать с наиболее простых элементов, таких как подготовка рабочего места, планирование труда на предстоящий период.
2. Соблюдение строгой последовательности в выполнении умственной работы, систематичности и тщательного планирования трудовой деятельности.
3. Определение и последовательное соблюдение оптимального темпа и ритма выполнения работы, в том числе умственной, что в значительной степени снижает утомляемость. При этом необходимо помнить о двух моментах: а) чрезмерно завышенный, так же как и чрезмерно заниженный темп работы вредно влияют на организм человека и уровень его работоспособности; б) необходимо устанавливать темп работы с учетом индивидуальных возможностей человека, которые могут сильно различаться.
4. Установление и соблюдение научно обоснованного режима труда и отдыха при разумном сочетании умственной и физической деятельности с занятиями физкультурой и спортом.
Соблюдение перечисленных Н.Е. Введенским условий создает предпосылки для эффективного выполнения функций умственного труда.
П. Друкер разработал факторную модель производительности и эффективности умственного труда, в соответствии с которой она определяется 6-ю факторами:
1) точностью понимания (осознания, интерпретации) производственного задания. Производительность работника умственного труда требует четкого ответа на вопрос: «В чем заключается производственное задание?»;
2) знанием того, что ответственность за производительность целиком возлагается на самого работника. Работники умственного труда должны сами собой управлять (они, так сказать, сами себе менеджеры – необходим «самоменеджмент»). Им необходима независимость;
3) неотъемлемой частью умственной работы должна стать непрерывная инновационная деятельность. Она должна включаться в производственное задание работника умственного труда. Он должен отвечать за внедрение нововведений. Фактор состоит в том, насколько работник обладает инновационной активностью на своем месте;
4) работнику умственного труда надо находиться в режиме непрерывного и повсеместного учебного процесса. С одной стороны, постоянно самому учиться, а с другой – постоянно учить других;
5) измерение производительности работника умственного труда главным образом осуществляется через оценку качества его работы. Его производительность не измеряется количеством или объемом – во всяком случае, это далеко не самый главный показатель. Зато качеству придается огромное значение;
6) насколько в организации смотрят на работника умственного труда как на «капитал» и насколько это соответствует обращению с ним. Для повышения производительности работника умственного труда необходимо смотреть на него не как на «издержки», а скорее как на «капитал», и обращаться с ним соответственно. Надо, чтобы работники умственного труда хотели работать на данную организацию и предпочитали этот вариант всем прочим возможностям.