Вопрос. Функции и формы обслуживания рабочих мест
Исключительно важным направлением деятельности по организации рабочих мест и в целом по организации труда является организация их обслуживания. Любая работа по научной организации труда, по любому из ее направлений окажется малоэффективной, если исполнитель постоянно отвлекается от своей основной работы для выполнения вспомогательных, подсобных функций либо простаивает в ожидании их выполнения.
От эффективности организации системы обслуживания рабочих мест зависит производительность труда, ритмичность производства, качество работ и продукции.
Система обслуживания – это наиболее активная составляющая часть производственного процесса по регламентированному обеспечению рабочих мест всем необходимым, нацеленная на обеспечение его бесперебойного и эффективного функционирования.
Объектами обслуживанияявляются все элементы рабочего места:
1) средства труда;
2) предметы труда;
3) субъекты труда (работники).
Исходя из этого все функции обслуживаниягруппируются по следующим направлениям.
1. Функции по обслуживанию средств труда:
- инструментальная (обеспечение инструментом, заточка и ремонт инструмента);
- наладочная (наладка и подналадка оборудования);
- энергетическая (обеспечение рабочих мест всеми видами энергии);
- поддержания в рабочем состоянии оборудования (профилактическое обслуживание оборудования, его ремонт);
- ремонтно-строительная (текущий ремонт производственных помещений и орг. оснастки).
2. Функции по обслуживанию предметов труда:
- складская (прием, учет, хранение, комплектование и выдача материалов, деталей, инструмента);
- транспортная (работы погрузочно-разгрузочные, по доставке к рабочим местам предметов и средств труда и вывозу с рабочих мест готовой продукции);
- контрольная (контроль качества сырья, материалов, продукции)
3. Функции по обслуживанию работников:
- информационное обслуживание, производственный инструктаж, распределение работ, выдача производственных заданий;
- санитарно-гигиеническое обслуживание;
- хозяйственно-бытовое обслуживание, общественное питание;
- медицинское обслуживание;
- культурное обслуживание;
- охрана труда.
Системы обслуживания могут быть различными в зависимости от конкретных условий производства и от организационно-технических факторов. Они должны соответствовать типу производства и характеру труда на рабочих местах.
1) В зависимости от степени централизации на предприятиях применяют 3 вида обслуживания рабочих мест: централизованное, децентрализованное и смешанное обслуживание.
Централизованное обслуживание предполагает сосредоточение функций обслуживания в руках одного центра в рамках цеха, производства, отдела или предприятия. Это создает условия для централизованного планирования всех функций обслуживания и органической увязки его с планированием основного производства, для повышения качества обслуживания, сокращения сроков обслуживания, повышения уровня механизации труда по обслуживанию, его экономичности и эффективности.
При децентрализованном обслуживании функции обслуживания выполняются либо самими основными работниками, либо вспомогательным персоналом, находящимся в тех подразделениях, которые он обслуживает. Достоинством этого вида обслуживания является зачастую более высокая оперативность решения задач обслуживания рабочих мест. Основными недостатками его являются: низкий уровень механизации труда, нерациональное использование труда вспомогательных рабочих (и основных, если они выполняют эти функции).
При смешанном (комбинированном) обслуживании часть функций обслуживания выполняется централизованно, а часть – децентрализованно. Данная форма является предпочтительной, так как объединяет преимущества первых двух и не имеет многих присущих им недостатков.
2) По форме выполнения функций обслуживание рабочих мест может быть стандартным, планово-предупредительным и дежурным. Применение той или иной формы обслуживания во многом обусловлено типом производства.
В единичном и мелкосерийном производстве преобладает дежурное обслуживание, осуществляемое по мере необходимости по вызовам с рабочих мест и по сменно-суточным заданиям. Для него характерно отсутствие заранее составленных графиков и регламентов. Эта система проста с точки зрения ее организации, но отличается малой экономичностью обслуживания, возможностью возникновения простоев основных производственных рабочих.
В условиях крупносерийного и среднесерийного производства широкое распространение получило планово-предупредительное обслуживание (ППО) рабочих мест, при котором все работы по функциям обслуживания рабочих мест производятся на основе планов-графиков, увязанных с производственными планами, заданиями. Эта работа осуществляется вспомогательным персоналом при почти полном освобождении основных рабочих от функций обслуживания своих рабочих мест.
Стандартное обслуживание – наиболее совершенная форма планово-предупредительного обслуживания – характерно для поточно-массового производства, при устойчивом производственном процессе и постоянном закреплении операций за рабочими местами. Сущность его заключается в обслуживании по заранее разработанным стандартным расписаниям и стандарт-планам. Такими видами обслуживания являются: стандартный ремонт оборудования, принудительная замена режущего и мерительного инструмента и приспособлений, наладка и подналадка оборудования, регулярное пополнение рабочих мест предметами труда и т.д.
Стандартное обслуживание предотвращает какие-либо простои рабочих или оборудования по причине необеспеченности рабочих мест любыми видами услуг. Это наиболее экономичная форма обслуживания, требующая, однако, жесткой ритмичности основного производства.